В условиях экономического кризиса, который мы наблюдаем в стране с 2014 года повысилась роль управления финансовыми ресурсами предприятия, в том числе и в сельском хозяйстве[1].
Специфика финансов сельского хозяйства заключается в том, что сельскохозяйственное производство зависит от многих факторов: природных, климатических, экономических. Отрасль отличается тем, что производит продукцию животного и растительного происхождения и использует землю как основное средство производства.
Предприятия сельского хозяйства переживают в настоящее время трудные времена, возникла острая необходимость в обеспечении продовольствием всего населения страны в условиях продовольственного эмбарго.
Многие сельскохозяйственные кооперативы имеют огромные убытки прошлых лет работы. Структура капитала сельскохозяйственных производителей ухудшена постоянным привлечением заемных средств. В связи с чем, сокращается собственный капитал предприятий, и чистый оборотный капитал часто имеет отрицательный тренд.
Цена на продукцию сельского хозяйства является финансовым рычагом для влияния на финансовый результат работы. Но сельское хозяйство имеет социальную нагрузку, часто цены сдерживаются органами власти для того, чтобы малоимущие граждане могли приобретать продовольственные товары первой необходимости. На практике, часто цены не покрывают тех затрат которые понесли производители. В связи с чем государство выделяет бюджетные дотации для возмещения затрат, получения минимального уровня рентабельности или снижения убытков.
В последнее время все чаще заемные финансовые ресурсы становятся основным финансовым источником для воспроизводственного процесса[2].
Сельскохозяйственные предприятия все чаще прибегают к банковскому кредитованию, которое при нормальном функционировании экономики имеет приоритетное значение[3].
Но в настоящее время, когда экономика страны переживает кризис, инфляция растет, привлечение кредитов банка для предприятий сельского хозяйства становится затруднительным.
Проценты по кредитам резко возросли, например, ОАО «Россельхозбанк» предоставляет кредиты до 19,5%. При таком проценте за кредит предприятия сельского хозяйства становятся еще больше убыточными и все чаще становятся неплатежеспособными. Но в, то, же время задача по развитию сельского хозяйства остается наиболее актуальной не только для самого предприятия, но и для государства в целом.
Понятно, что без привлечения заемных средств сельское хозяйство, учитывая сезонный характер производства, не сможет осуществлять свой воспроизводственный процесс. В связи, с чем необходима помощь государства для льготного кредитования предприятий сельского хозяйства.
Западная модель кредитования сельского хозяйства предусматривает долгосрочное кредитование с низкой процентной ставкой. Так как в России сельское хозяйство выполняет стратегические задачи, то разумно использовать западную модель для создания более дешевой продукции.
Сельское хозяйство является низкомаржинальным и низкорентабельным бизнесом, так как никогда не было больших доходов[4].
Помимо этого, в области сельского хозяйства случилось последующее разрушение человеческого капитала. Идет сокращение численности на селе, особенно молодежи. Отсутствие рабочих мест, сокращение которого связано либо со снижением выручки из-за погодных условий, либо из-за нерентабельного сельского производства.
Устойчивое развитие сельских территорий является залогом не только продовольственной безопасности, но и территориальной целостности страны. При этом современный уровень отечественного сельского хозяйства повышает значимость проблемы стабильного функционирования данного сектора экономики до чрезвычайности.
Государственная политика в сфере импортозамещения за первые полгода своей реализации пока еще не обеспечило должной поддержки отечественным сельхозпроизводителям и помощи им в наращивании производства.
С одной стороны, Россия способна самостоятельно обеспечить внутренний рынок основными продуктами питания.
Однако с другой – есть ряд проблем, которые не позволяют отечественным сельхозпроизводителям наращивать производство, вследствие чего некоторые из них вынуждены урезать свои инвестиционные программы.
Те меры, которое в настоящее время проводит Правительство РФ, недостаточны[5].
Государственная помощь для сельского хозяйства должна быть конкретной, адресной. Так, льготное кредитование должно быть доступно всем кооперативам. Кроме государственной помощи сельскохозяйственные предприятия должны применять финансовые рычаги по управлению своими финансовыми ресурсами.
Для дальнейшего роста финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий, необходимо льготное кредитование на приобретение посадочного материала, приобретения новой техники.
Эффективность финансовых ресурсов на современном предприятии можно выразить оборачиваемостью активов и показателями рентабельности.
Поэтому, при уменьшении срока оборачиваемости и повышения рентабельности производства можно сказать, что на предприятии финансовые ресурсы используются эффективно.
Библиографический список
- Шаринова Г. А. Финансовый механизм в системе управления финансами/Г. А. Шаринова, М. П. Емельяненко//Молодой ученый. -2013. -№ 10. -С. 410-411.
- Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 240 .
- Шаринова Г.А. Финансовое управление слиянием корпораций: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/Волгоградский государственный университет. Волгоград, 2003. с. 9
- Варламова, Т.П. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Т.П. Варламова, М.А. Варламова. – М.: Дашков и К, 2012. – С. 304
- Шаринова Г. А. Экономическая безопасность населения в условиях кризиса//Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С.67-69.