КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ)

Аранжин Вячеслав Викторович
Томский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются ключевые факторы конкурентоспособности современных организаций в условиях высокой конкуренции, нестабильности экономической среды и активном формировании инновационной среды. Также в данной статье рассматриваются проблемы, препятствующие повышению конкурентоспособности предприятия и условия, при которых организация может ее формировать.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, проблемы повышения конкурентоспособности., стратегическое планирование


KEY FACTORS OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF MODERN ORGANIZATIONS (BASED ON THE RUSSIAN SCIENTIFIC PUBLICATIONS)

Aranzhin Vyacheslav Viktorovich
Tomsk State University

Abstract
The key factors of the competitiveness of modern organizations in a highly competitive environment, the instability of the economic environment and the active formation of innovative environment are discussed in this article. The challenges to increasing the competitiveness of enterprises and the conditions under which organization can generate it, are discussed also.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Аранжин В.В. Ключевые факторы повышения конкурентоспособности современных организаций (по материалам российских научных публикаций) // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78086 (дата обращения: 14.03.2024).

Актуальность проблемы повышения конкурентоспособности заключается в том, что сегодня конкуренция между организациями становится сильнее как на региональном, так и на международном уровнях. Более того, конкурентоспособность становится более широким понятием. Если двадцать лет назад конкурентное преимущество можно было обеспечить за счет высокого качества товара и низкой цены, то сегодня этого недостаточно. Среда приобрела особенность – она стала быстроменяющейся, и в ней постоянно появляются новые тренды, процессы, товары, услуги и взаимоотношения. В связи с этим, широкое распространение получает термин инновации. Широкое распространение данного явления накладывает новые условия для повышения конкурентоспособности организаций. Таким образом, возникает необходимость определения особенностей конкурентоспособной организации в современных условиях.

Общество существует уже несколько десятков тысяч лет и пережило несколько стадий своего развития. Около десяти тысяч лет назад произошла аграрная революция, когда люди начали заниматься земледелием. Этот период длился до Нового времени, когда в XVI – XVII вв., с изобретением станков, парового двигателя и строительством фабрик произошла индустриальная революция, в результате чего стали повсеместно строить заводы и производить продукцию на них. Сравнительно недавно, во второй половине XX века, с изобретением автоматизированного производства, робототехники, компьютеров, с увеличением доли сферы услуг, произошел переход от индустриального общества к постиндустриальному. Появившиеся технологии в разы расширили интеллектуальные возможности человека. В связи с произошедшими изменениями, в обществе появляется ряд тенденций, которые оказывают большое влияние на его развитие: в экономике сокращается доля обрабатывающей и добывающей отраслей с увеличением доли сферы услуг, экономика стремительно развивается, университеты и исследовательские центры становятся ведущими институтами общества, среда становится адаптированной под нововведения. В результате экономика становится более гуманной, а интересы экономики начинают совпадать с потребностями человека. Экономика становится ориентированной на инновации [1]. Уже сегодня в мире существует огромное количество инновационных предприятий, а также создаются кластеры. Один из них – Силиконовая долина. Именно этот тренд выдвигает новые требования к предприятиям, в том числе и Российским.

Экономика в настоящее время нестабильна, что актуализирует формирование инновационной среды. В дальнейшем предприятий, поддерживающих инновационную деятельность, станет гораздо больше, в связи с чем изменения будут протекать все быстрее.

Авторы дают разные определения понятию конкурентоспособности. «Конкурентоспособность – это особенность объекта, которая характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на этом рынке» [2]. «Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности элементов и их организованности для достижения цели» [2]. «Конкурентоспособность предприятия – комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы» [2]. «Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал» [2]. «Конкурентоспособность – способность конкурировать на рынках товаров и услуг. В основе конкурентоспособности лежит сочетание цены и качества. При одинаковом качестве продукции и высокой репутации производителей поставщики конкурентоспособны только при условии, что их цены не превышают цен конкурентов» [3].

Проанализировав эти понятия, можно определить особенности конкурентоспособности. Во-первых, конкурентоспособность подразумевает более эффективную работу в отличие от конкурентов, которая в конечном итоге выражается в удовлетворении потребностей клиентов. Во – вторых, согласно некоторым терминам, конкурентоспособность в первую очереди подразумевает эффективное управление организационными процессами, что и позволяет формировать конкурентное преимущество. В-третьих, конкурентоспособность подразумевает соотношение цены и качества. И наконец, конкурентоспособность – комплексное понятие, обусловленное качеством построения организационных процессов, таких как система управления, система качества продукции, финансовая составляющая и т.д.

В результате проведенного анализа мы выявили большое количество факторов, которые в конечном итоге оказывают существенное влияние на конкурентоспособность компании. Сами факторы могут относиться как к внутренней, так и к внешней среде организации.

Первоначально формирование конкурентоспособности должно начинаться с определения миссии организации и ее ключевых ценностей. Миссия и ценности при этом должны быть близки не только сотрудникам компании, но и потребителям. Именно через миссию и ценности начинается процесс создания конкурентоспособной компании. Эти две составляющих не только должны быть зафиксированы на бумаге, но и должны поддерживаться. Важность миссии и ценностей подтверждается моделью 7-S McKinsey, где ценности занимают центральное положение.

Компания обязательно должна иметь стратегию долгосрочного развития со всеми направлениями развития компании. Учитывая важность инноваций в современной среде, стратегия должна отражать процесс развития инновационной деятельности компании в долгосрочной перспективе. Стратегия также должна предполагать план по созданию уникальных и сложно копируемых инновационных процессов [4].

Помимо формирования ценностей, миссии и построения стратегии развития организации, необходимо учитывать ряд свойств, которые также способны оказывать сильное влияние на конкурентоспособность организации. Компания, включая менеджеров и сотрудников, должна занимать проактивную позицию, совершая действия по инновационному обновлению продукции, формированию новых и перспективных рынков. Также современным организациям присущи способности к обучению и самосовершенствованию. В случае наличия данной способности организации способны быстро адаптироваться к быстроменяющимся условиям. Такие организации действуют оперативно, могут эффективно управлять сложными внутренними системами и процессами, внедряя управленческие инновации, что помогает совершенствоваться непрерывно и с более высокой скоростью, чем прочие компании. Также большое внимание необходимо уделять постоянному обновлению конкурентных преимуществ, что тесно связано со способностью обучения и быстрому внедрению изменений [5].

Очень важным является формирование бренда, в том числе и формирование бренда хорошего работодателя. Необходимо также поддерживать свою репутацию [6].

В литературе отмечается множество подходов к формированию конкурентоспособности. Инновационный подход предполагает развитие производства посредством внедрения инновационной деятельности. Маркетинговый подход ориентирован на потребителя управляющей системы при решении любых поставленных задач. Процессный подход рассматривает управление как совокупность управленческих решений, объединенных в единый процесс. Структурный подход предполагает определение ценности приоритетов среди факторов конкурентоспособности с целью установления рациональности в распределении ресурсов. Ситуационный подход обусловлен применением отличных друг от друга методов управления в каждой конкретной ситуации. Поведенческий подход ориентирован на оказание помощи работнику в осознании и использовании собственных возможностей. Стратегический подход предполагает обязательное прогнозирование последствий принимаемого управленческого решения. Интеграционный подход направлен на усиление взаимосвязей. Существует также множество других подходов. Отметим, что все эти подходы должны рассматриваться комплексно и присутствовать в деятельности компании [7].

Следующий фактор – это объем финансирования инновационных проектов, процессов. Западные компании тратят от пяти процентов прибыли на инновации. Следующий фактор – вступление в кооперации. Это является важным, так как инновации и амбициозные проекты требуют больших финансовых и прочих вложений, которые легче обеспечить при условии кооперации с другими компаниями [8]. Также большая роль в повышении конкурентоспособности отведена социальному партнерству, что позволяет достичь социального консенсуса.

Еще одно направление, оказывающее сильное влияние на повышение конкурентоспособности, это постоянное повышение качества процессов, продукции. Авторы отмечают следующее: формирование взаимовыгодных отношений с поставщиками сырья, материалов и прочих элементов; постоянное обучение, подготовка и развитие персонала [4].

Современная динамично развивающаяся среда требует от компании гибкости. Гибкость обеспечивается не только скоростью принятия управленческих решений, но и способностью организационной структуры к изменениям. Современные организации применяют матричные, сетевые и проектные организационные структуры ввиду их высокой гибкости, изменчивости.

Опираясь на перечисленные характеристики конкурентоспособных организаций выше, мы пришли к следующему заключению: конкурентоспособные компании обладают фактически всеми перечисленными особенностями, так как каждая характеристика оказывает значительное влияние на производительность, на достижение поставленных организационных целей, а также позволяют быстро адаптироваться в нестабильной, быстроменяющейся среде.

В виду большого количества факторов, оказывающих большое влияние на конкурентоспособность, реализация этих факторов – сложная задача. В связи с этим, большое количество предприятий, в частности, и в России, не могут конкурировать с компаниями, где все вышеперечисленные условия соблюдены. Причин, по которым конкурентоспособность предприятий нашей страны низкая, несколько. Многие руководители отечественных предприятий не обладают необходимыми знаниями и навыками в области разработки и реализации стратегии развития, а также, что также немаловажно, не имеют навыка системного мышления [5]. В связи с отсутствием знаний, навыков и пониманием необходимости стратегического планирования, большая часть Российских предприятий видит целью своей деятельности достижение краткосрочных финансовых результатов. Ценности многие руководители также не формируют, считая одним и единственным важным критерием прибыль от деятельности предприятия. Но выше мы уже упоминали о том, что ценности организации позволяют понять смысл деятельности организации, задать верное направление движения, сплотить коллектив и т.д.

Также существует серьезная проблема недооценки руководителями значимости инновационных технологий, инновационного развития [8]. Эта проблема является сегодня серьезным препятствием на пути повышения конкурентоспособности Российских предприятий на международном уровне.

Следующая проблема – проблема управления проектами. Руководители Российских компаний не до конца осознают важность проектного управления. Те руководители, которые используют проектное управление, не всегда владеют эффективными механизмами реализации проектов [9].

Также распространенными проблемами среди Российских предприятий отмечаются авторитарный стиль руководства, низкая степень делегирования полномочий сотрудникам, развитость иерархических отношений в организации, высокая формализация отношений, высокий уровень контроля за действиями сотрудников, сопротивление изменениям как со стороны руководителей, так и со стороны сотрудников, закрытость организаций, отсутствие стремления к поиску новых контактов.

Таким образом, в нашей стране имеется большое количество проблем, препятствующих повышению производительности и конкурентоспособности организаций не только на Российском, но и на мировом рынках.

Помимо внутренних проблем, препятствующих развитию предприятий нашей страны, существует значительное количество внешних проблем, отрицательно влияющих на конкурентоспособность компаний. Сегодня основными препятствиями являются: санкции по отношению к России, отток капитала из страны, низкая инновационная активность предприятий, падение покупательской способности населения. Более того, министерством экономического развития России также отмечается устаревшее оборудование на предприятиях, высокая степень его износа. Это оказывает непосредственное влияние на производство конкурентной продукции. С точки зрения законодательства существуют проблемы поддержки малого и среднего бизнеса. Это одна из причин, по которой малый и средний бизнес в России не ориентирован на внедрение инноваций, повышение конкурентоспособности. Последнее время в России правительство принимает ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, развитие инноваций в России. Однако, принимаемые меры не дают желаемого результата. Роль государства в формировании конкурентоспособности отечественных предприятий на международном рынке велика. Именно государство имеет механизмы влияния на экономику страны в целом. Российская экономика сегодня является сырьевой, что также создаст проблемы в ближайшем будущем, т.к. ориентация на добычу и экспорт полезных ископаемых не будет способствовать повышению конкурентоспособности российских организаций.

Ниже приведен перечень обозначенных нами факторов:

-      необходимость в определении миссии и ценностей организации;

-      формирование стратегии долгосрочного инновационного развития организации;

-      формирование проактивной позиции организации в целом и ее персонала;

-      стремление к постоянному обновлению;

-      способность к постоянному обучению и совершенствованию;

-      высокий уровень адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды;

-      постоянное обновление конкурентных преимуществ;

-      внедрение управленческих инноваций в деятельность предприятия;

-      формирование бренда компании, бренда работодателя;

-      комплексное использование всех существующих подходов формирования конкурентоспособности организации;

-      повышение объемов инвестирования в инновационные проекты, процессы;

-      формирование устойчивых взаимоотношений с другими организациями, органами власти и прочими структурами;

-      использование гибких организационных структур;

-      постоянное повышение качества продукции, организационных процессов;

-      внедрение системы управления проектами;

-      развитие управленческих компетенций у топ-менеджмента организации;

-      постоянное обучение и развитие персонала;

-      использование демократического/либерального стилей руководства в процессе управления организацией;

-      модернизация производственного оборудования;

-      поддержка бизнеса со стороны государства;

-      отказ от сырьевой экономики.

Таким образом, существует большое количество факторов, которые оказывают серьезное влияние на конкурентоспособность организаций. Факторы могут быть как внешними, так и внутренними, при этом и те, и другие оказывают существенное влияние на эффективность деятельности организаций. Все вышеперечисленные факторы сводятся к тому, что организация для упрочения собственных позиций должна быть проактивной, внедрять в управление различные подходы, в том числе и системный, формировать такую среду внутри организации, которая способствует формированию системы непрерывных изменений, внедрению современных способов организации бизнес – процессов, формирует внутри организации постоянный процесс обучения и развития сотрудников и организации в целом. Однако, самый главный фактор на сегодняшний день, обеспечивающий конкурентоспособность организации – это инновационная направленность компании. Все остальные факторы не только не противоречат последнему, но и должны быть составной частью последнего. Только в этом случае предприятие сможет сформировать устойчивое конкурентное преимущество как на Российском, так и на международном рынке.


Библиографический список
  1. Герман М.В. Профессиональный уровень индивида, его изменения и условия формирования в контексте происходящих трансформационных процессов в обществе// Вестник Томского государственного университета. – 2007. – №298. – с. 135-138.
  2. Тарский М.О. Конкурентоспособность – основное проявление качества управления организацией // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2014. – №2. – с. 63-66.
  3. Экономика. Толковый словарь. — М.: “ИНФРА-М”, Издательство “Весь Мир”. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. –  2000.
  4. Чуйкин А.М. Стратегическая конкурентоспособность организации в знаниевой экономике // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2013. – №3. – с. 114-124.
  5. Акмаева Р.И. Становление быстродействующих и самообучающихся организаций – основа повышения конкурентоспособности Российских компаний в условиях инновационной экономики // Р.И. Акмаева, Н.Ш. Епифанова // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. – 2011. – №2. – с. 12-18.
  6. Фомченкова Л.В. Анализ факторов конкурентоспособности организаций на различных стадиях жизненного цикла // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – 33. – с. 46-52.
  7. Кара А.Н. Систематика подходов к управлению конкурентоспособностью организации // А.Н. Кара, А.В. Ковтуненко // Современные проблемы и перспективы. – 2012. – с. 133-135.
  8. Дрягина И.В. Повышение инновативности как фактор конкурентоспособности организации // Вестник государственного и муниципального управления. – 2012. –  №1. – с. 72-77.
  9. Васяйчева В.А. Повышение конкурентоспособности организаций РФ на основе проектного управления // В.А. Вясяйчева, Е.А. Гущина // Экономическое развитие стран Евросоюза и стран СНГ в условиях глобализации Международный научно-практический конгресс: тезисы докладов. ISAE “Consilium”. –  2013. – с. 101-104.
  10. Виноградова Н.И. Инновационная составляющая роста конкурентоспособности организаций потребительской кооперации // Н.И. Виноградова, Г.А. Польская, М.А. Чаплыгина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2014. – №1. – с. 336-339.
  11. Формирование конкурнтной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: сборник статей Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2015. – 120 с.
  12. Байда Е.А. Обеспечение конкурентоспособности производственных организаций // Вестник СибАДИ – 2015. – №3 – с. 79-83.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Аранжин Вячеслав Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация