В 1785 году маркиз де Кондорсе сформулировал теорему, практическое применение которой стало возможным лишь в эпоху интернета. По сути, он обосновал причину более точного прогнозирования «коллективом», в сравнении с отдельно взятым экспертом. Особенно в сложных ситуациях. «Коллектив» точнее потому, что он нейтрализует индивидуальные ошибки. Одной из форм коллективного прогнозирования являются предикативные рынки [1],[2],[3].
Доказательства более высокой точности коллективного суждения при решении сложных проблем приводят многие известные авторы и организации. Например Френсис Гальтон [4], Филипп Тетлок [5], компания «Хьюлет Паккард» [6], Скот Пейдж [7], Джеймс Шуровьески [8] и другие.
Было установлено, что точность прогнозирования зависела не от уровня образования, ни от того, кем был эксперт или во что он верил, а от того как он мыслил. Наилучшие результаты показали не «узкие» спецы, а люди знающие массу специфических мелочей, скептически относящиеся к классическим теориям, использующие при формулировании прогнозов гибкий подход, отталкиваясь от конкретных обстоятельств, способные свести воедино информации из различных источников и заинтересованные в решении проблемы.
Хуже всего дела с прогнозированием у экономистов, которые страдают склонностью к упрощениям, пытаясь моделировать сложные системы при помощи инструментов и аналогий, взятых из более простых равновесных систем. Эта приводит к неспособности рассматривать инновационные подходы и выявлять ключевые изменения систем.
Но и «коллектив» осуществляющий прогноз становится «мудрым» только при определенных условиях. А именно: быть децентрализованным, состоять из людей разного образования, профессионального опыта и т.д., чтобы каждый вносил в общую копилку свои особые знания. «Коллективу» никто не должен диктовать ответ. И еще нужен механизм, чтобы обобщать мнения людей в единый коллективный вердикт. [8].
Таким механизмом являются рынки предсказаний, обеспеченные наличием множества различно и высокообразованных экспертов [9], [10].
Преимущество «коллективного» разума над индивидуальным, демонстрируют также следующие факты.
Во-первых, сбои опытно-эмоциональной системы под влиянием манипуляций извне. Как-то, под воздействием рекламы или иным путём..
Во-вторых, согласно теории перспективы, люди стремятся избежать убытка примерно в два раза сильнее, чем желают получить прибыль такого же размера [11].
В-третьих, человек не может отделить эмоций от решений [12].
В-четвертых, эксперты, считающие важным логически понимать, изменения в экономике, рискуют попасть в ловушки ложной причинности.
1-я ловушка – принятие корреляции за причинность, в связи с тем, что некоторые события могут быть коррелированы с движением рынка, но не являться их причиной [12].
2-я ловушка заключается в оценке индивидуальных действий вместо понимания рынка в его целостности.
В-пятых, большинство людей предпочитает небольшое немедленное вознаграждение более крупному вознаграждению в будущем. Это известно по показателям оборачиваемости портфелей.
Выше приведенные факты подтвердил, в ходе открытой лекции «Нейроэкономика: Когнитивные и нейронные процессы при меж временном дисконтировании», проведенной в Высшей школе экономики (Москва), профессор Стэнфордского университета Самюэль МакКлю [13].
Но равно ли «коллективное целое» в США «коллективному целому» в России, с точки зрения поведенческих реакций и решений? Одинакова ли будет сила эмоций при наступлении рискового события? Известно, что ментальные и неврологические различия между «американцами» и «русскими» значительны, масштабных бихевиористических исследований в российской экономике фактически не проводится. А если таковые осуществляются, то их методология и выбор среды изучения (крупный бизнес, преподаватели вузов, студенты) не отражает российских реалий.
Более широко культурные аспекты, касающиеся тематики статьи, раскрыты автором в его монографии [14].
Библиографический список
- Стикс, Гэри. “Когда рынки точнее опросов”, журнал “В мире науки” июнь 2008г: http://www.sciam.ru/2008/6/nauka.shtml.
- Суханова, Мария. Рынок предсказаний. 30.12.2014 http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=32601
- Шпер, Владимир, Рынки предсказаний (Prediction Markets). Новости ММК май 2009 г.
- Francis Galton, “Vox Populi”, Nature 75 (March 7, 1907): 450-451: reprint Why the Many Are Smarter Than the Few and How Collective Wisdom Shapes Business, Economies, Societies and Nations (New York:Doubleday, 2004.
- Philip E. Tetlock, Expert Political Judgment: How Good Is It? How Can We Rnow? (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2005) 68, 73-75.
- Kay-Yat Chen, Leslie R. Fine, and Bernardo A. Huberman, “Predicting the Future”, Information Systems Frontiers 5, № 1(2003): 47-61, http:// http://www.hpl.hp.com/shl/paper/future/future.pdf.
- Шуровьески, Джеймс. Ш96 Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум формирует бизнес, экономику, общество и государство: Пер. с англ. – М.: ООО “И.Д. Вильяме”, 2007. – 304 с.
- Jack L. Treynor, “Market Efficiency and the Bean Jar Experiment”, Financial Analysts Jorrnal (May –June 1987): 50-53
- Sherry Sontag and Christopher Drew, Blind Mans Bluff: The Untold Story of America Submarine Espionage (New York: Perseus, 1998), 58-59
- Donald G. MacGregor, “Imagery and Financial Jubgment”, The Journal of Psychology & Financial Markets 3, № 1 (2002): 15-2261.
- Daniel Kahneman & Amos Tversky, “Prospect Theory: An Analysis of Decision Under Risr”, Econometrica 47 (1979): 263-291.
- Gary Belsky & Thomas Gilovitch, Why Smart People Make Big Money Mistakes-and How to Correct Them: Lessons From the New Science of Behavioral Economics (New York: Simon and Schuster, 1999) 137-138
- МакКлю, Самюэль, профессор Стэнфордского университета США, открытая лекция «Нейроэкономика: Когнитивные и нейронные процессы при межвременном дисконтировании», 25 марта 2015 года, в рамках XVI апрельской конференции НИУ ВШЭ.
- Солодов, А.К., Системная нейроэкономика: опыт построения модели национальной экономической системы и обеспечивающей её подсистемы финансового менеджмента (модель социального рынка): Монография / А.К. Солодов; Финуниверситет— М.: Александра К. Солодова, 2015. Свободный доступ из сети Интернет (чтение, печать, копирование).- URL:http://elib.fa.ru/fbook/solodov_neiroeconomika.pdf