ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОНТРАБАНДЕ ОРУЖИЯ

Трещина Мария Сергеевна1, Генделева Анна Григорьевна2, Жоглина Елена Валерьевна3
1Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказский федеральный университет в г. Пятигорске, студент, кафедра мировой экономики и таможенного дела, факультет экономики и управления
2Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказский федеральный университет в г. Пятигорске, студент, кафедра мировой экономики и таможенного дела, факультет экономики и управления
3Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказский федеральный университет в г. Пятигорске, кандидат экономических наук, доцент, кафедра мировой экономики и таможенного дела, факультет экономики и управления

Аннотация
В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - контрабанда оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов, а так же роль и значение Федеральной таможенной службы в борьбе и пресечении данного вида преступления.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Трещина М.С., Генделева А.Г., Жоглина Е.В. Таможенные органы в системе противодействия контрабанде оружия // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85251 (дата обращения: 10.04.2024).

Обеспечение общественной безопасности и общественного порядка является одной из центральных задач любого государства.  Особое беспокойство вызывают преступные и иные противоправные деяния, связанные с применением оружия, взрывчатых веществ и других объектов, неправомерное использование которых представляет повышенную угрозу не только в отношении отдельной личности, но и для общества в целом.

В условиях сложившейся геополитической обстановки, обострения ситуации с международным терроризмом, данная проблема становится особо актуальной.

Согласно российскому законодательству, приобретение оружия и патронов к нему на территории РФ подлежит лицензированию. Исключение составляют случаи его приобретения государственными военизированными организациями, образовательными и спортивными учреждениями.[1]

Контрабанда оружия в настоящее время принимает широкий оборот и относится к числу многообъектных преступлений, направленных не только против правопорядка и общественной безопасности, но  и против, установленного законом, способов  перемещения товаров через  границу РФ.

Существует несколько вариантов совершения контрабанды оружия. Первый способ: оружие скрывается от таможенного контроля среди товаров народного потребления, строительных материалов и т.д., на которые имеются соответствующие документы. И второй, наиболее распространенный и наименее рискованный для преступников способ: контрабандное оружие перевозится железнодорожным, автогрузовым, авиационным или морским транспортом в упакованном, опломбированном виде (ящики, контейнеры с оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами) с предоставлением подложных грузовых и таможенных документов в которых указывается не оружие, а  «обычный» груз.

Ответственность за контрабанду взрывчатых веществ, огнестрельного оружия или  его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки и иного вооружения и техники регламентирована статьей 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и предусматривает лишение свободы от трех до семи лет со штрафом. [2]

Деятельность по борьбе с контрабандой оружия, под которой следует понимать социально-значимый, комплексный и многоуровневый процесс осуществления компетентными подразделениями мероприятий по предотвращению действий террористической направленности, посредством специальных мер, осуществляется различными федеральными органами исполнительной власти. Ключевое место в системе этих органов занимает Федеральная таможенная служба. Следует отметить важность и необходимость проведения таможенными органами работы по борьбе с контрабандой оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового ввиду того, что отследить и найти противоправно находящееся оружие на территории страны гораздо сложнее, чем выявить его при ввозе на государственной границе Российской Федерации.

Значимость роли таможенных органов по борьбе с контрабандой оружия заключается в проведении мероприятий, направленных на предотвращение его попадания на территорию страны, в  борьбе с международным терроризмом, охране жизни, здоровья и иных имущественных прав граждан. Посредством деятельности таможенных органов предотвращаются негативные для общества и конкретного человека и гражданина последствий.

В систему ФТС входит Главное управление по борьбе с контрабандой, деятельность которого заключается в организации и осуществлении мер по борьбе с контрабандой огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения и техники, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки. [4]

В июне 2017 Шереметьевские таможенники пресекли деятельность лиц, причастных к контрабанде продукции военного назначения и частей оружия системы «Калашникова», а также организацию канала их контрабандной доставки из Российской Федерации в США посредством международных почтовых отправлений (МПО). Нестандартную спецоперацию по контрабанде оружия пресекли сотрудники Бурятской таможни. В грузовой поезд из Монголии прошедшей проверку, в момент движения были заброшены  боеприпасы.

По итогам 2016 года по статье 226.1 УК РФ возбужденно 528 дел, в то время как 2015 году  – 544.  За 9 месяцев 2017 на основании оперативных материалов таможенных органов возбужденно 561 уголовное дело.[5]

Для сокращения показателей статистики в части незаконного перемещения оружия и боеприпасов необходимо:

- дальнейшее  укрепление  взаимодействия ФТС с другими правоохранительными органами; проведение рабочих встреч с представителями правоохранительных органов зарубежных стран;

- обмен оперативной информацией;

- исполнение запросов общего и конфиденциального характера; проведение совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, а также широкомасштабных целевых специальных операций и т.д.

Таким образом, деятельность таможенных органов по борьбе с контрабандой огнестрельного оружия, его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов  приобретает особое значение и играет важную роль в стабилизации и укреплении общественного правопорядка. Для эффективного выполнения поставленной задачи необходимо дальнейшее взаимодействие Федеральной таможенной службы с иными правоохранительными органами и разработка совместных программ по борьбе с данным видом преступлений.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об оружии”
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
  3. А. Кизлык .В рамках закона, на службе государства.//Таможня. – 2016- № 21 (404)
  4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=54:2011-01-24-16-31-26&layout=default


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Генделева Анна Григорьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация