Обеспечение общественной безопасности и общественного порядка является одной из центральных задач любого государства. Особое беспокойство вызывают преступные и иные противоправные деяния, связанные с применением оружия, взрывчатых веществ и других объектов, неправомерное использование которых представляет повышенную угрозу не только в отношении отдельной личности, но и для общества в целом.
В условиях сложившейся геополитической обстановки, обострения ситуации с международным терроризмом, данная проблема становится особо актуальной.
Согласно российскому законодательству, приобретение оружия и патронов к нему на территории РФ подлежит лицензированию. Исключение составляют случаи его приобретения государственными военизированными организациями, образовательными и спортивными учреждениями.[1]
Контрабанда оружия в настоящее время принимает широкий оборот и относится к числу многообъектных преступлений, направленных не только против правопорядка и общественной безопасности, но и против, установленного законом, способов перемещения товаров через границу РФ.
Существует несколько вариантов совершения контрабанды оружия. Первый способ: оружие скрывается от таможенного контроля среди товаров народного потребления, строительных материалов и т.д., на которые имеются соответствующие документы. И второй, наиболее распространенный и наименее рискованный для преступников способ: контрабандное оружие перевозится железнодорожным, автогрузовым, авиационным или морским транспортом в упакованном, опломбированном виде (ящики, контейнеры с оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами) с предоставлением подложных грузовых и таможенных документов в которых указывается не оружие, а «обычный» груз.
Ответственность за контрабанду взрывчатых веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки и иного вооружения и техники регламентирована статьей 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и предусматривает лишение свободы от трех до семи лет со штрафом. [2]
Деятельность по борьбе с контрабандой оружия, под которой следует понимать социально-значимый, комплексный и многоуровневый процесс осуществления компетентными подразделениями мероприятий по предотвращению действий террористической направленности, посредством специальных мер, осуществляется различными федеральными органами исполнительной власти. Ключевое место в системе этих органов занимает Федеральная таможенная служба. Следует отметить важность и необходимость проведения таможенными органами работы по борьбе с контрабандой оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового ввиду того, что отследить и найти противоправно находящееся оружие на территории страны гораздо сложнее, чем выявить его при ввозе на государственной границе Российской Федерации.
Значимость роли таможенных органов по борьбе с контрабандой оружия заключается в проведении мероприятий, направленных на предотвращение его попадания на территорию страны, в борьбе с международным терроризмом, охране жизни, здоровья и иных имущественных прав граждан. Посредством деятельности таможенных органов предотвращаются негативные для общества и конкретного человека и гражданина последствий.
В систему ФТС входит Главное управление по борьбе с контрабандой, деятельность которого заключается в организации и осуществлении мер по борьбе с контрабандой огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения и техники, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки. [4]
В июне 2017 Шереметьевские таможенники пресекли деятельность лиц, причастных к контрабанде продукции военного назначения и частей оружия системы «Калашникова», а также организацию канала их контрабандной доставки из Российской Федерации в США посредством международных почтовых отправлений (МПО). Нестандартную спецоперацию по контрабанде оружия пресекли сотрудники Бурятской таможни. В грузовой поезд из Монголии прошедшей проверку, в момент движения были заброшены боеприпасы.
По итогам 2016 года по статье 226.1 УК РФ возбужденно 528 дел, в то время как 2015 году – 544. За 9 месяцев 2017 на основании оперативных материалов таможенных органов возбужденно 561 уголовное дело.[5]
Для сокращения показателей статистики в части незаконного перемещения оружия и боеприпасов необходимо:
- дальнейшее укрепление взаимодействия ФТС с другими правоохранительными органами; проведение рабочих встреч с представителями правоохранительных органов зарубежных стран;
- обмен оперативной информацией;
- исполнение запросов общего и конфиденциального характера; проведение совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, а также широкомасштабных целевых специальных операций и т.д.
Таким образом, деятельность таможенных органов по борьбе с контрабандой огнестрельного оружия, его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов приобретает особое значение и играет важную роль в стабилизации и укреплении общественного правопорядка. Для эффективного выполнения поставленной задачи необходимо дальнейшее взаимодействие Федеральной таможенной службы с иными правоохранительными органами и разработка совместных программ по борьбе с данным видом преступлений.
Библиографический список
- Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об оружии”
- Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
- А. Кизлык .В рамках закона, на службе государства.//Таможня. – 2016- № 21 (404)
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=54:2011-01-24-16-31-26&layout=default