ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Завьялова Анастасия Владимировна1, Мартынова Анна Арсентьевна1
1Набережночелнинский институт (филиал) Казанского федерального университета, cтудент 4 курса

Аннотация
В статье исследуется ключевые проблемы экономической устойчивости автотранспортного предприятия. Выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на экономическую устойчивость автотранспортного предприятия. Особое внимание уделено механизмам управления экономической устойчивостью автотранспортного предприятия.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Завьялова А.В., Мартынова А.А. Проблемы повышения экономической устойчивости автотранспортного предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85249 (дата обращения: 18.04.2024).

Научный руководитель:

Фатихова Л.Э. к.э.н., доцент, 

Набережночелнинский институт (филиал) КФУ, Набережные Челны, Россия

Одной из центральных задач экономической политики АТП следует считать разработку и реализацию программы по достиже­нию таких затрат на производство единицы транспортной про­дукции, которые не превышали бы аналогичные затраты конку­рентов. Не менее важной задачей представляется правильный вы­бор тарифной стратегии предприятия на рынке транспортных ус­луг и определение реальных возможностей расширения (или со­хранения освоенного) сегмента рынка. Достаточно значимыми выступают задачи полного и рационального использования всех видов ресурсов АТП. Высокая трудоемкость автотранспортных ус­луг определяет особое значение эффективного управления персо­налом предприятия. Не вызывает сомнений необходимость мони­торинга показателей адекватной оценки эффективности произ­водственно-коммерческой деятельности предприятия с позиций анализа его платежеспособности.

Современный рынок постоянно меняется и проблема  обеспечения экономической устойчивости предприятия обусловлена современной ситуацией рыночной экономики, характеризующейся высоким уровнем неопределенности, жесткой конкуренции и рисками и поэтому приспособление к изменениям является существенным преимуществом автотранспортных предприятий в борьбе с конкурентами. В этих условиях компании должны ориентироваться на новые принципы и методы организации, основанные, прежде всего, на совершенствовании внутреннего механизма управления устойчивым функционированием предприятий.

Крупнейшие автомобильные концерны активно поддерживают стремительный процесс международной экономической интеграции, в результате чего меняется характер, уровень конкуренции и сама структура мировой автомобильной промышленности [7].

Главным компонентом автотранспортного предприятия является экономическая устойчивость, которую нужно понимать не как систему, а комплексную характеристику предприятия и финансовая сторона экономической устойчивости является важнейшим элементом устойчивости.

Экономическая устойчивость предприятия представляет собой комплекс структурных составляющих, объединенных одной целью [1]. Каждый элемент данного комплекса взаимосвязан и зависит от деятельности предприятия. Высокая устойчивость обеспечивает независимость предприятия от изменения рыночной конъюнктуры и уменьшает риск банкротства.

Многие западные и отечественные экономисты посвятили научные труды проблемам управления устойчивого развития, которые являются теоретическим основанием для рассмотрения сущности понятия «экономическая устойчивость предприятия».

В современном экономическом словаре «устойчивости» дается следующее определение: неподверженность риску убытков и потерь, постоянство [4, с.530]. Согласно этому определению «устойчивости»  это возможность системы сохранять характеристики неизменными и гибко  реагировать на все внутренние и внешние изменения.

По мнению других авторов, устойчивость – возможность предприятия сохранять состояние равновесия в процессе своего функционирования, не выходя за пределы области значений ключевых параметров, обеспечивая допустимую степень риска, свободный маневр, адаптации и выполнение поставленные задачи [1,6].

Устойчивость предприятия характеризуется так же стабильностью функционирования предприятия, снижением возможных потерь от негативного влияния среды, развитием в соответствии с современными рыночными, технологическими, организационными и ресурсными условиями хозяйствования.

Следующее определение «устойчивости» – «сбалансированное равновесное состояние экономических ресурсов». [3].

Влияющие факторы можно разделить:

  • на основные внешние факторы: общеэкономические (инфляция, нестабильность налоговой системы и законодательства, снижение доходности населения и т. п.) и рыночные (снижение емкости рынка, снижение спроса, нестабильность валютного рынка и т. п.);
  • внутренние факторы.

Внутренние факторы можно разделить на четыре группы:

  1. технологические, обеспечивающие постоянство поставок ресурсов для всех технологических звеньев производства и характеризующие технологический уклад производства;
  2. организационные, определяющие уровень специализации производства, стратегию и тактику предприятия, уровень использования человеческого капитала, инвестиционную и инновационную деятельность, степень и совершенство маркетинга и менеджмента, а также деловой активности предприятия;
  3.  финансово-экономические, определяющие производительность факторов производства, затраты на производство, объем товарной и валовой продукции, поставку средств, объем выручки от реализации продукции, сбыт продукции, данные факторы влияют на цены, страхование, финансирование из бюджета, стимулирование труда, тарифы, кредиты, дотации, налоги;
  4. социальные факторы  определяют развитие предприятия и его потенциал в социальном аспекте (материальное благосостояние работников, развитость социальной инфраструктуры, кадровое обеспечения, условия труда, демографическая ситуация и т. д.).

Внутренние факторы являются приоритетными в создании экономической устойчивости предприятия, поскольку предприятие может ими управлять.

Большое число факторов экономической устойчивости позволяет определить виды устойчивости в экономическом аспекте:

  • внутренние влияют на состояние предприятия;
  • внешние обуславливают стабильностью экономической среды;
  • унаследованные (сформированные в течение нескольких лет и при наличии определенного запаса финансовой прочности) способны защищать предприятие от резких негативных изменений или дестабилизирующих факторов;
  • финансовые (отображающие стабильное превышение доходов над издержками предприятия, состояние ресурсов)  обеспечивают их эффективное использованию, расширению и обновлению;
  • организационно – правовая устойчивость определяет функционирование предприятия в рамках законодательного и правового поля.

По функциональному признаку составляющие экономической устойчивости предприятия можно разделить на: кадровую, финансовую, производственную, инвестиционную, маркетинговую и управленческую. Данные составляющие являются сложной системой, и характеризуются системой показателей.

Для достижения устойчивости функциональные составляющие устойчивости должны базироваться на последовательном едином подходе и каждая из составляющих характеризуется своим перечнем мероприятий, способствующие их устойчивости.

Система мониторинга дает возможность оптимизировать устойчивость в соответствии с перспективами развития.

Ведущей составляющей экономической устойчивости является его финансовая составляющая, поскольку в рыночных условиях хозяйствования финансы признаются движущей силой любой экономической системы. Когда автотранспортное предприятие обладает устойчивым финансовым состоянием, то имеется возможность вкладывать средства в разработку новых проектов, услуг, осваивать новые рынки сбыта, обеспечивать кадровую устойчивость и эффективный процесс управления.

Управление производственным процессом лучше осуществляется с помощью гибких планов, правильному использованию элементов производственной системы,  действенному контролю над всеми видами деятельности.

Конечными целями в обеспечении устойчивого производственного процесса являются: оптимальный объем и качество услуг, получение прибыли, постоянный контакт с клиентами, обслуживание после выполнения услуг, удовлетворение потребителя [5].

Достижение основных целей производственного процесса автотранспортного предприятия,  его устойчивости, может обеспечить только постоянный контроль эффективности производства и ресурсным обеспечением.

Важность кадровой составляющей заключается в том, что от корпоративной культуры, интеллекта коллектива зависит конкурентоспособность предприятия, что определяется конкурентоспособностью продукции предприятия.

Маркетинговая составляющая предполагает максимально полное использование рыночных условий для получения прибыли [2].

Итак, к основным мерам обеспечения экономической устойчивости можно отнести оптимальный объем продаж услуг, удовлетворение спроса потребителей, качество оказываемой услуги.

Регулярный контроль над повышением производства обеспечивает выполнение основных целей производственного процесса предприятия и является гарантом экономической устойчивости. Предприятие также должно видеть стратегическое будущее своего состояния и постоянно обеспечивать стабильность развития, что невозможно без устойчивости предприятия.

Такая стратегия способствует укреплению конкурентных возможностей предприятия и приводит к экономической устойчивости. Инвестиционная составляющая занимает важное место, от ее уровня зависит инвестиционная привлекательность предприятия. Поддержка экономической устойчивости обеспечивается путем увеличения инвестиционной привлекательности, мерами обеспечения которой направлены на оптимизацию форм и видов инвестиций, повышением эффективности инвестиционной деятельности и уменьшением инвестиционных рисков.

Таким образом, проведя анализ оценки экономической устойчивости автотранспортного предприятия можно сказать, что необходимо рассматривать как совокупность ее взаимообусловленных и взаимосвязанных составляющих, которые при любых условиях обеспечивают способность к организации деятельности предприятий.


Библиографический список
  1. Бурогонов О. В.  Модернизация российской экономики / О.В. Бурогонов, Т.А. Черняк, С.В. Удахина, Е.В. Ушакова  // СПУУЭ. –2015. – С. 466.
  2. Лукаш Ю. А. Работа по подбору, оценке и контролю персонала/ Ю.А. Лукаш // Юстицинформ. – 2015. – С.100.
  3. Мельников В. А. Основания экономики. Монография / В.А. Мельников  // СФУ. – 2015. – С. 194
  4. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовсткий, Е.Б. Стародубцева // Инфра–М. – 2015. – С 770.
  5. Сербиновский Б. Ю. Экономика фирмы / Б.Ю. Сербиновский // РЭУ им. Г. В. Плеханова, – 2015. – С. 66
  6. Чечевицына Л. Н. Экономика организации / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова // Феникс. – 2016. – С. 374.
  7. Фатихова Л. Э., Нуртдинов И. А., Сотников А. М. Сделки слияний и поглощений компаний автомобильной промышленности.// Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 67-70.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мартынова Анна Арсентьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация