К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Филимонова Ирина Владимировна1, Цутиева Хеди Муслимовна2
1Филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова в г. Пятигорске, кандидат юридических наук
2Филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова в г. Пятигорске, магистрант группы III М-Ю (з)

Аннотация
В статье рассматривается важный дискуссионный вопрос о понятии и сущности публично-правовых ограничений права на осуществление предпринимательской деятельности. Анализируется действующее законодательство и ряд теоретических работ, в которых рассматривается феномен ограничения права. Методология исследования представлена всеобщим диалектическим и логическим методами, общенаучными методами – системно-структурным и функциональным, а также частнонаучными – формально-юридическим и правоинтерпретационным. По итогам исследования делается вывод о неоднозначности позиций ученых относительно определения понятия, сущности, средств и целей правовых ограничений. Авторами предлагаются оригинальные определения понятий «ограничения прав» и «публично-правовые ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности».

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Филимонова И.В., Цутиева Х.М. К вопросу о понятии публично-правовых ограничений права на осуществление предпринимательской деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85233 (дата обращения: 15.03.2024).

Как известно, понятие «предпринимательская деятельность» является многоаспектным. В нем переплетены как частноправовые, так и публично-правовые начала, что специфику правового регулирования предпринимательских отношений. То определение понятия «предпринимательская деятельность», которое содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (абз. 3 п. 1 ст. 2)[1], безусловно, нуждается в совершенствовании. Большинство признаков предпринимательской деятельности, которые можно выделить в результате анализа данного определения, не являются необходимыми и достаточными для квалификации деятельности как предпринимательской: самостоятельность предпринимательской деятельности, ее рисковый характер, государственная регистрация лиц, ее осуществляющих. Другие признаки – систематичность осуществления предпринимательской деятельности, ее профессиональный характер – нуждаются в конкретизации, которая позволит трактовать их ясно, четко, и, самое главное, однозначно. Предпринимательская деятельность, на наш взгляд, это постоянная профессиональная деятельность, осуществляемая в общественно значимых и частных интересах, направленная на систематическое получение прибыли в установленном законом порядке.

Право на осуществление предпринимательской деятельности является конституционным правом, что отражено в ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации[2]. Весьма важной является ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в которой говорится о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Похожее положение содержится в абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, содержащем следующее положение: гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С одной стороны, данные формулировки многими юристами воспринимаются как тождественные. С другой стороны, если осуществить грамматическое толкование данных норм, окажется, что конституционная норма строже аналогичной гражданско-правовой: первая допускает ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом; вторая же позволяет делать это на основании федерального закона, т.е. предполагается, что это может произойти на основании Указов Президента РФ или постановлений Правительства РФ, и даже актов министерств и других федеральных органов исполнительной власти – конечно, при условии, что они соответствуют федеральному закону (с учетом положений ст. 3 ГК РФ и того, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации на основании п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Очевидно, что конституционная норма в большей степени защищает права и законные интересы граждан, в том числе и предпринимателей.

Исследованию ограничений права на осуществление предпринимательской деятельности посвящен ряд теоретических работ М. В. Блошенко, Ю. В. Гросул, С. М. Салохидиновой, М. В. Саудаханова, С. Г. Страховой и др.

Обратимся к определениям понятия «ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности», предлагаемым в юридической литературе.

М.В. Блошенко считает, что ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности необходимо рассматривать как прямо установленные законом правила, создающие препятствия для свободного осуществление предпринимательской деятельности, вызванные необходимостью соблюдения прав и законных интересов иных предпринимателей, потребителей, общества в целом. Установление таких ограничений допускается только при наличии обоснованности соразмерности создаваемых препятствий в осуществлении субъективного гражданского права степени охраняемого этим ограничением законного интереса иных лиц[3, с. 6].

Положительным в данном определении является следующее. Безусловно, ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности представляют собой правила поведения, причем нормативно закрепленные. Характер изложения этих правил должен быть таким, чтобы исключать многозначное толкование. Данные правила не должны носить латентный характер (когда их требуется выводить путем толкования различных правовых норм). По своему существу анализируемые ограничения, как полагает автор, являются препятствиями. Полагаем, данный термин – «препятствие» несет отрицательную семантическую окраску, и к тому же не является юридическим, поэтому требует замены. К тому же сам автор обозначает вполне «благие» цели установления ограничений права на осуществление предпринимательской деятельности – это обусловлено необходимостью соблюдения как частных, так и публичных прав и законных интересов. Если уточнить, то это скорее необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов.

А.В. Малько, известный теоретик права, также не обошел вниманием исследуемую проблему, правда, он анализирует правовые ограничения в целом (безотносительно ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности). Тем не менее, выводы ученого весьма полезны для понимания сути феномена правового ограничения. А. В. Малько рассматривает правовые ограничения как установленные в Конституции РФ и в иных нормативных правовых актах границы, в пределах которых субъекты должны действовать, осуществлять свои права и свободы. Для того чтобы установить эти границы, законодатель использует такие средства, как обязанности, запреты, приостановления и ответственность[4, с. 47]. Сущность правовых ограничений проявляется в том, что они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой лишения или даже лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъектов. В итоге конституционное ограничение определяется ученым как «правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения общественных интересов в охране и защите» [5, с. 739]. Поясняя свое определение, А. В. Малько отмечает, что указанные ограничения связаны с неблагоприятными условиями (угроза лишения или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; они сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений, мер защиты и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъекта до определенного «предельного» состояния; ограничения предполагают снижение негативной активности; они направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию[6, с. 56-57].

Итак, А. В. Малько использует термин «сдерживание», а не «препятствие», и прямо говорит о том, что такие сдерживания нужны для того, чтобы предупредить совершение правонарушений теми субъектами, в отношении которых установлены ограничения, что, в свою очередь, обусловлено и частными, и публичными интересами (как указывает автор, общественными). В целом это справедливо. Полагаем, что речь должна идти не о неблагоприятных условиях осуществления интересов субъекта, а о последствиях такового, которые могут проявиться в угрозе лишения или лишении определенных ценностей (т. е. того, что объективно (и) или субъективно значимо для данного субъекта). Поведение субъекта не то чтобы доводится до «предельного» состояния, а ставится в определенные рамки; приобретает границы, за которые он не может выйти без того, чтобы не наступили неблагоприятные юридические последствия.

Подобные мнения высказываются и другими учеными. В частности, А.А. Подмарев ограничение права (свободы) человека определяет как установленные законодательством пределы (границы) реализации (осуществления) человеком (гражданином) прав (свобод), выражающиеся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано (предопределено) необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства[7. с. 9].

Полагаем, данное определение является одним из наиболее удачных. В нем обозначена суть исследуемого явления – это пределы (границы) реализации (осуществления) прав и свобод, перечислены средства установления таких пределов (запреты, вторжения, обязанности, ответственность), указана цель установления правового ограничения – защита конституционно признаваемых ценностей, которые в юридической литературе именуются публичными интересами, а также сделан акцент на важность соблюдения при установлении правовых ограничений баланса частных, общественных и государственных интересов (частных и публичных интересов).

С.Г. Страхова указывает, что ограничение права нужно рассматривать с использованием широкого и узкого подходов.

Согласно широкому подходу ограничение прав – это деятельность со стороны государства и частных лиц, направленная на удержание в определенных границах субъектов в целях обеспечения баланса интересов и недопущение определенного неправомерного, а также в определенных случаях правомерного поведения субъектов. Ограничение прав в узком смысле – это средство осуществления такой деятельности, которое выражается посредством требований, обусловленных определенными целями в виде обязанностей и запретов, адресованных определенным субъектам[8, с. 6-7].

Полагаем, данные определения не отличаются четкостью. С одной стороны, деятельность, выражающаяся в ограничении прав, всегда должна находить правовое отражение, в противном случае такие ограничения будут неправовыми, незаконными. С другой стороны, вряд ли такая деятельность может осуществляться со стороны частных лиц – это прерогатива публичных (властных субъектов), наделенных соответствующей компетенцией. Сомнительно, чтобы правовые ограничения имели целью недопущение правомерного поведения субъектов (если оно действительно квалифицируется как правомерное, все препятствия осуществлению такового будут неправомерными). Наконец, обязанности и запреты – не единственные ограничения деятельности тех или иных субъектов.

С.Г. Страхова предлагает определение понятия «публично-правовые ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности» – по ее мнению, это требования, предъявляемые на основании Конституции РФ, федеральных законов уполномоченными на то государственными органами субъекту, реализующему предоставленное Конституцией РФ право на свободную предпринимательскую деятельность, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны, безопасности государства, в случаях и порядке предусмотренных федеральным законом. Другими словами, это запреты конкретных действий или возложение на субъекта предпринимательской деятельности обязанностей предпринять определенные активные действия. Следует поддержать мнение автора о том, что категория «публично-правовые ограничения прав» носит межотраслевой характер, так как соответствующие требования основываются на содержании норм конституционного, гражданского, административного и иных отраслей права[8, с. 6-7].

Таким образом, в юридической литературе ограничения прав понимаются как правила, границы (пределы), сдерживания, деятельность, требования – то есть весьма разнообразно. Нет единства среди ученых и в понимании целей правовых ограничений, и в средствах таковых.

С учетом проанализированного материала полагаем возможным определить понятия «ограничения прав» и «публично-правовые ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности» следующим образом.

Ограничения прав – это деятельность по установлению границ поведения субъектов права на уровне федерального закона, осуществляемая уполномоченными на то органами государственной власти в пределах их компетенции, выражающаяся в обязанностях, запретах и ответственности субъектов права в целях защиты частных и публичных интересов, а также соблюдения их баланса.

Публично-правовые ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности – деятельность по установлению границ осуществления предпринимательской деятельности на уровне федерального закона, осуществляемая уполномоченными на то органами государственной власти в пределах их компетенции, выражающаяся в обязанностях, запретах и ответственности субъектов права на осуществление предпринимательской деятельности в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны, безопасности государства и соблюдения баланса частных и публичных интересов.


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  3. Блошенко М.В. Пределы и ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности: автореф. дис. …канд. юрид. наук / М. В. Блошенко. – Краснодар, 2011. – 24 с.
  4. Малько А.В. Цели ограничений прав человека / А. В. Малько // Права человека в России и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод: мат. международной научно-практической конференции 29-30 октября 1996 г. / отв. ред. В. И. Новоселов. – Саратов: СГАП, ИРМП, 1997. – 90 с.
  5. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – 2-е изд. – М.: Юристъ, 2001. – 776 с.
  6. Малько А.В. Проблемы парности конституционных стимулов и ограничений / А. В. Малько // Конституционное развитие России. – Вып. 2. – Саратов, 1996. – С. 55-65.
  7. Подмарев А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук / А. А. Пономарев. – Саратов, 2001. – 27 с.
  8. Страхова С.Г. Ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности: частноправовые и публично-правовые аспекты: автореф. дис. …канд. юрид. наук / С.Г. Страхова. – Волгоград, 2006. – 22 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Филимонова Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация