Карта бизнес-процессов
Для данной компании существует карта бизнес-процессов, представленная на Рисунке 1.
Рисунок 1. Карта бизнес-процессов «Провод и кабель» (стрелки: 1 – Бизнес-план; 2 – Информация о продукте; 3 – Прогноз продаж; 4 – Основной план; 5 – План закупки материалов; 6 – Заказ; 7 – Подверждение заказа; 8 – План закупки материалов; 9 – Запрос на закупку; 10 – График производства; 11 – Заявка на материалы; 12 – Запрос на готовую продукцию; 13 – Запросы клиентов; 14 – Счета клиентам; 15 – Задание на отгрузку; 16 – Полученные товары)
Данная карта позволяет правильно сформулировать системы управления деятельностью организации [1].
В деятельности организации можно выделить:
1. Процессы управления руководства;
2. Процессы обеспечения ресурсами;
3. Основные процессы;
4. Процессы измерения, анализа и улучшения.
Процессы управления осуществляют:
1. Управление взаимоотношениями с потребителями (определение и выполнение их требований);
2. Планирование деятельности;
3. Распределение ответственности, полномочий и обмен информацией;
4. Анализ со стороны руководства.
Процессы обеспечения – это:
1. Управление инфраструктурой;
2. Управление персоналом;
3. Управление производственной средой.
Процессы основной деятельности осуществляют:
1. Проектирование и разработка новой продукции;
2. Закупка необходимого оборудования, материалов и комплектующих;
3. Производство и постгарантийное обслуживание.
К процессам измерения, анализа и улучшения организации относят:
1. Мониторинг и измерение результативности и эффективности;
2. Анализ данных;
3. Совершенствование деятельности.
Уровень зрелости процессов организации
В процессе изучения предприятия «Провод и кабель» выяснилось, что организация имеет третий уровень зрелости – уровень «Определенная деятельность».
Таблица 1 – расчет уровня зрелости «Провод и кабель»
Индекс атрибута | Название атрибута | Комментарий | Оценка |
PA 1.1 | Выполнение | Определены входы и выходы процессов, состав работ. Но не распределена ответственность и нет регламентов | 0,5 |
PA 2.1 | Управление выполнением | Осуществляется постоянное управление, определены ключевые показатели, но ответственность не распределена | 0,3 |
PA 2.2 | Управление рабочими продуктами | Есть план работ и обратной связи, но не все изменения контролируются | 0,4 |
PA 3.1 | Задание процесса | Определена модель процесса. Ведется бухгалтерский учет. Но недостаточная документация по процессу | 0,3 |
PA 3.2 | Обеспечение процесса ресурсами | Определены должностные обязанности, но не предусмотрено обучение персонала | 0,3 |
PA 4.1 | Измерение | Определены количественные характеристики. Но изменения не всегда контролируются, не определены «лучшие практики» | 0,3 |
PA 4.2 | Количественное управление ресурсами | Происходит контроль на основе количественных данных и метрик степени выполнения процесса | 0,5 |
PA 5.1 | Изменение процесса | Проверяется влияние всех проектных изменений на соответствие целям. Но несоответствия не устраняются, и не всегда контролируются изменения | 0,3 |
PA 5.2 | Непрерывное совершенствование | Проблемы выявляются и анализируются, но не решаются, не выработана стратегия совершенствования | 0,2 |
ИТОГО: | 3,1 |
Разработка моделей процессов AS TO BE в нотации IDEF0
Модель IDEF0 показывает, по каким правилам, с использованием чего, кем и что делается в рамках функционирования организации [2].
Была разработана модель процессов AS TO BE в нотации IDEF0:
Рисунок 2. Диаграмма процесса «Продажи провода и кабеля»
Цель: Разработать регламентирующие документы и обеспечить улучшение процесса
Точка зрения: Менеджер по качеству
Рисунок 3. Схема взаимодействия с другими процессами и внешней средой
Рисунок 4. Организация выполнения процесса «Обслуживания клиентов»
Доработка моделей операционных процессов AS TO BE в нотации EPC
Бизнес-процесс описан в виде событийного потока последовательно выполняемых работ.
Рисунок 5. Модель процесса продажи провода и кабеля»
Предложения по оптимизации разработанных процессов
В процессе работы над улучшением процессов было выявлено, что в организации «Провод и кабель» слишком много бумажной документации.
В связи с этим предлагается:
Шаг 1. Провести мониторинг документации (для этого менеджерам каждого из отделов/служб следует проанализировать материалы и составить отчет по данному вопросу) [3].
После работы с отчетами, если в материалах нет надобности, следует избавиться от «лишних» документов.
Шаг 2. Создать «безбумажное делопроизводство» (для этого надо обратиться в Службу IT) Формальная схема электронного управления документами бизнес-процессов представлена на Рисунке
Рисунок 6. Функциональная схема электронного управления документами
Библиографический список
- Основные виды процессов // MarkAdvice изучаем маркетинг [Электронный ресурс]. URL: http://www.markadvice.ru/lmans-434-1.html (дата обращения: 17.12.17)
- Концепция постоянного улучшения. Содержание процессного подхода к управлению качеством // Студопедия [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.su/15_143142_kontseptsiya-postoyannogo-uluchsheniya.html (дата обращения: 17.12.17)
- Стандартизация // Институт экономики и управления [Электронный ресурс]. URL http://www.sergeeva-i.narod.ru/quality/page7.htm (дата обращения: 17.12.17)