Образование является частью процесса становления личности, при помощи которого передаются навыки и знания от одного человека к другим.
Основной закон об образовании в Германии гласит, что гражданин вправе развиваться и выбирать место учёбы свободно и по своим навыкам и умениям. Главной целью политики в области образования является оказание поддержки каждому человеку и предоставление подготовки, соотносящиеся с его потребностями и интересами, в любом возрасте. Германия – высокоразвитое индустриальное государство, которое нуждается в профессионалах. По этой причине правительство страны регулярно выделяет на развитие системы образования большие суммы.
Поговорим более подробно про среднее образование. В Германии оно делится на 4 уровня, определяющие дальнейшие перспективы учащихся:
1. Гимназия – наиболее престижная, но в то же время самая трудная в рамках средней школы образовательная программа, целью которой является углубление и расширение общих знаний и знакомство учеников с научными методами получения и обработки информации в современном мире. Для поступления в данное учреждение ученику необходимо иметь рекомендации от учителей начальной школы. Здесь он может выбрать подходящий ему профиль. Всего их 3: технический, гуманитарный и общественный. Обучение длится 9 лет, с 5 по 13 класс. Аттестат зрелости (документ об окончании гимназии) повышает шансы выпускника поступить на бюджет на подавляющую часть факультетов ВУЗа, на что и направлено обучение. Гимназии имеют специализированный характер и обычно делятся на естественно-математические (большой акцент ставится на изучение химии, математики и физики), современных языков и классические (в них обязательно обучение греческому, латинскому и одному из современных языкам). [1].
В старших классах действует система основных и выбираемых (более сложных) курсов. К основным курсам относятся иностранные языки, художественное творчество, философия, немецкий язык, экономика и другие. На выбор предлагаются такие курсы как социология, астрономия, педагогика, психология, а также геология, статистика, технология и обработка данных с помощью ЭВМ. Учащийся должен заниматься на 2 курсах повышенной трудности, из которых один должен быть либо иностранный язык, либо естественная наука, либо математика. Экзамены проходят по 4 предметам как в устной, так и в письменной форме [2].
2. Реальная школа – учреждение, целью деятельности которого является получение обучающимися профильного образования в таких сферах как государственная служба, а также торговля и обслуживание. Обучение длится 5-6 лет, то есть с 5 по 10 классы. Здесь ученик получит углубленное общее образование более высокого уровня; она ориентирована на подготовку учеников к курсам профессионального обучения в тех профессиях, которые предъявляют высокие требования к способности руководить людьми, брать на себя ответственность и самостоятельно размышлять. Обучающимся предоставляется возможность выбрать в качестве основного любое из представленных направлений: это может быть лингвистическое, экономическое, естественно-математическое, социально-медицинское, техническое или же музыкально-художественное. Иностранный язык в реальной школе является обязательным, но ученик имеет право сам выбрать язык, который он будет изучать. В неделю проходит около 30-34 уроков. [1, 4].
Каждая специальность имеет свою программу, в рамках которой изучаются определённые предметы. Окончив реальную школу, можно продолжить обучение в профессионально-техническом училище, при хорошей же успеваемости – в старших классах школы, а после в университете [3].
3. Общая школа. Обучение в ней проходит сразу по нескольким профилям, то есть здесь технические и гуманитарные дисциплины совмещены. Общая школа предпочтительная для тех детей, которые ещё не определились с будущей профессией и не уверены в своих возможностях. Здесь учатся с 5 по 10 класс, то есть 6 лет. По окончании обучения можно поступить либо в профильное училище, либо в старшие классы школы. Одним из достоинств общей школы является наличие курсов обучения, успешно окончив которые, ученик получает право поступить в высшее учебное заведение.
В этом учреждении предполагается распределение учеников на группы, названное специалистами «дифференциация в соответствии с успехами по предмету». Главными целями дифференциации является то, что преподаватель, учитывая способности учеников, предъявляет к каждому определённые требования, и то, что к каждому находится индивидуальный подход. Разделять учащихся начинают в 6 классе. Изначально это происходит лишь на уроках математики и английского языка.
4. Основная школа. Ученики такой школы получают самые основные знания и учатся до 9 или же 10 класса. Как правило, здесь учатся те, кто не имеет рекомендаций из начальной школы, и те, кто не собирается получать высшее образование. Обычно выпускники этого учреждения поступают в профессионально-технические учебные заведения.
Посещать основную школу должны все те, кто поле начальной школы не пошли ни в гимназию, ни в реальную школу. 33% учебного процесса занимает обязательное изучение немецкого и иностранного языка, 22% отводится на изучение таких предметов, как история, «мир работы», музыка, политика, география, религия, 4 часа в неделю занимают химия с математикой и биология с физикой. [2].
Каждая из представленных школ может быть как дневной, так и школой-интернатом, где ученики находиться всю учебную неделю. В последнее время в Германии увеличивается количество обучающихся в гимназиях и реальных школах из-за сокращения доли учащихся заведений остальных типов [3].
Библиографический список
- Система образования в Германии[Электронный ресурс].– Режим доступа:https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/germanija/,свободный- (19.11.2017).
- Анализ образования в России и Германии[Электронный ресурс].– Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/QcQtl7lvqpw.html, свободный – (19.11.2017).
- Германская система образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4271780/, свободный – (19.11.2017).
- Немецкая система образования [Электронный ресурс]. –Режим доступа:https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-germanii.html, свободный – (19.11.2017).