ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВ СЛИВОВОГО ДЕРЕВА И ПИОНА В КУЛЬТУРЕ КИТАЯ, В ЕГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

Грибина Галина Александровна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В Китае символы цветов являются неотделимой частью разнообразных сторон жизнедеятельности человека. Цветочные образы сопровождают китайских жителей практически повсюду в течение всей жизни — с рождения до смерти. Многообразие цветов является вечным источником вдохновения у творцов в разных сферах. Самыми популярными в Китае цветами являются цветки дикой сливы мэйхуа и пион. Данная статья посвящена их месту в культуре Китая, в его изобразительном искусстве и литературе.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Значение цветов сливового дерева и пиона в культуре Китая, в его изобразительном искусстве и литературе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85155 (дата обращения: 18.04.2024).

Цветы играют большую роль в жизни Китая. Элементы цветочной символики заключают в себе как праздничные, так и повседневные обряды, поверья, поговорки, пословицы,  имена,  метафорические выражения, отражающие какие-либо явления жизни. Они составляют узоры тканей и ковров, украшают фарфоровые изделия и т.д. Интересно, что у китайского слова хуа, то есть «цветок», один из переводов – «живопись» [1, 2].

В Китае живопись довольно тесно связана с  литературой. Появляясь в какой-то из этих областей, символ неминуемо переходит  в другую, в которой наполняется новыми значениями. В культуре этой страны цветок, по обыкновению, символизирует невинность, красоту, весну духовное совершенство, молодость.  В то же время, он выступает как образ, отражающий идею временного и проходящего [1].

Поговорим отдельно о двух самых популярных цветах в Китае – цветках дикой сливы мэйхуа и пионе.

Дикая слива мэйхуа. Китайцы всегда с трепетом относились к ней, распускающейся среди снегов, о чём говорят стихи, изображения  её цветов в произведениях искусства, а также имена, что дают девушкам в честь цветка. Китайцы говорят: «Цветок сливы — это холодная красота в морозное утро». Цветы, отличающиеся неброской красотой, ассоциируются у людей с чистотой помыслов и скромностью.

Расцветая зимой, мэйхуа является воплощением таких человеческих качеств, как несгибаемость, сила и преодоление себя. А сами цветы, сохраняясь даже в самые сильные морозы, олицетворением человеческой гордости и стойкости. В честь сливы даже названо одно из боевых искусств Китая, а именно мэйхуацюань, что переводится как «кулак сливы мэйхуа».

Интересно, что дикая слива символизирует ещё и отшельничество, так как, цветя зимой, она толкает себя на одиночество, ведь никакое другое растение не может цвести в подобных условиях. Дикая слива — символ уходящей зимы и одновременно знак ранней весны, и по этой причине с цветением сливы ассоциируются изменения к лучшему, а так же приход радостных времён. Мэйхуа считают благородным растением, а 5 лепестков её цветка олицетворяют душевную чистоту, долгожительство, благополучие, счастливую судьбу и знатность [2].

В литературе Китая часто встречаются упоминания дикой сливы, особенно когда речь идёт о молодых девушках:

«Ей едва минуло трижды по шесть, она расцвела, словно пышноцветущее деревце сливы»; «Суцин подобна припорошенному цветку сливы!». В старые времена в Китае было принято использовать веточки цветущей сливы для украшения женских причесок: «Будто вчера только втыкала я цветы сливы в свою прическу». Для того чтобы сделать акцент на красоту девушки, часто использовали ветви сливы для создания узора на одежде.  «Сколь очаровательны были их крошечные ножки, обтянутые шелком тонких носок с вышивкой в виде вишен и слив…». А поэтесса времён династии Сун Ли Цинчжао печалится в своих стихах о навсегда ушедшей молодости и отцветшей, как цветы мэйхуа, красоте [1].

Ещё одним цветком, имеющим большую популярность в Китае, является пион (или, как здесь его называют, царь цветов), который, несмотря на свою известность по всему миру, самую большую любовь имеет именно в этой стране.  В 1903 году его даже провозгласили национальным цветком страны.

Интересно, что в древние времена пион выращивали только в садах императоров и богатых чиновников, а простым людям нельзя было растить эти цветы на своих участках. Причём поливать эти цветы мог только целомудренный и очень красивый человек, имеющий бледное лицо, а ухаживать за ними, промывая его листья, должна была красивая девушка. Царь цветов символизирует аристократизм, достоинство, славу, почести и высокое положение, а его бросающиеся в глаза цветы напоминают о роскоши и богатстве.

Очень часто в стране восходящего солнца можно встретить целые сады, засаженные одними только пионами самых разнообразных видов и сортов. А древний город Лоян – столица 9 династий – ежегодно проводит Фестиваль пионов, который длится 10 дней. В это время тут проводится масса мероприятий, посвящённых пионам. Во все времена каждое торжество проходило с использованием пионов: и дни рождения, и переезды, и свадьбы, и похороны. На свадьбы обычно дарят какой-либо предмет с изображением царя цветов, что является пожеланием здоровья, счастья и благополучия. Пион также считается символом весны. Китайцы стараются растить пионы около дома, так как во время цветения он приносит в дом благосостояние. По фэн-шую букеты этих цветов нужно располагать в юго-восточной части дома. Наибольшую силу приписывают древовидным пионам, особенно тем сортам, что имеют девственно белые цветки и бордово-кремовое пятно у основания [2].

Изображая на картине пион и летающих вокруг него пчёл, художник делает намёк на таящую в сердце любовь девушку. На фарфоре, бытовых предметах и украшениях часто изображают пионы. В древности стены гробниц украшали рисунки с изображением цветов пиона — правители Китая хотели, чтобы и после смерти их окружали прекрасные цветы. В сказках Китая герой, достигая вершины могущества и богатства, всегда сажал в своих садах пионы. А изображая на картине пионы и поющего петуха, художник зашифровывает пожелание славы богатства и знатности[1].


Библиографический список
  1. Ромах Н.И., Толмачева У.К. Цветочная символика в изобразительном искусстве и литературе Китая [Электронный ресурс]// Аналитика культурологии.- 2011.- №20 – https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetochnaya-simvolika-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-literature-kitaya (дата обращения: 15.12.2017).
  2. Толмачева У.К. Цветочная символика в повседневной и праздничной культуре Китая [Электронный ресурс]// Аналитика культурологии.- 2011.- №20- https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetochnaya-simvolika-v-povsednevnoy-i-prazdnichnoy-kulture-kitaya (дата обращения: 15.12.2017).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ермолаева Екатерина Львовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация