Современное общество невозможно представить без рекламы. Мы живём в мире, где непрерывно совершаются сделки, где люди постоянно что-то продают и покупают. Конкуренция на рынке предложений колоссальная, и производители рискуют остаться без прибыли, отказываясь от рекламы. Благодаря рекламе обширный диапазон потребителей осведомлён о предлагаемом товаре или услуге.
В современном мире индивид с рекламой сталкивается ежедневно: на радио, на телевидении, в газетах, в журналах, в Интернете. Она неоднократно вторгается в жизнь человека и становится неотъемлемой её частью.
Реклама - это процесс информирования населения о товаре, ознакомления с ним, убеждения в необходимости его покупки [1, с.14].
Во-первых, необходимо выделить основные функции рекламы:
1. Информационная – информирует потребителя о товаре и бренде. Эта функция предоставляет сведения о производителе и основных характеристиках товара, таких как потребительная стоимость, качество, конкурентоспособность, ассортимент и цена.
2. Стимулирующая – побуждает к совершению действий. Формирует желание потребителя овладеть конкретным товаром или услугой.
3. Психологическая – убеждает людей принимать решения. Эта функция способствует осознанию потребности потребителем, нужду в чём-либо, и необходимости её удовлетворить.
Во-вторых, следует выделить следующие роли рекламы в современном обществе:
- Экономическая. Экономическая роль рекламы реализуется в том, что она обеспечивает налаживание и поддержание экономических связей между субъектами хозяйствования, между производителями и потребителями товаров [2, с.124]. Она способствует обострению конкуренции между производителями, расширению рынка, увеличению числа рабочих мест, ускорению средств обращения.
- Политическая. Благодаря рекламе политические партии, а также конкретные политические деятели достигают поставленных целей. Она способствует поддержанию статуса демократического государства .
- Социальная. Данная роль рекламы отражает стремление к достижению общественно-полезных целей. Реклама оказывает большое влияние на потенциального потребителя, способствует формированию его желаний и предпочтений. В современном мире социальная реклама всё чаще используется для решения острых социальных проблем, таких как наркомания, алкоголизм, киберзависимость, отсутствие толерантности, коррупция.
- Идеологическая. Заключается в оказании большого влияния на становление и формирование мировоззрения индивида. Реклама нередко является причиной формирования взглядов, ценностей, мыслей и отношений людей на определённый факт.
- Эстетическая. Об эстетической роли рекламы свидетельствует тот факт, что лучшие образцы рекламных обращений со времен древности до наших дней можно по праву считать произведениями прикладного искусства [2, с.126]. Каждая реклама воздействует на культуру человека, повышает чувствительность к прекрасному.
- Образовательная. Реклама распространяет знания из разнообразных сфер деятельности. В процессе просмотра или прослушивания рекламы индивид может извлекать информацию абсолютно из любой сферы человеческой жизни, тем самым получая новые знания, приобретая определённые навыки.
Реклама имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Реклама воздействует на каждого человека на подсознательном уровне, управляя его желаниями и поведением. Также далеко не каждую рекламу можно назвать эффективной или приносящей общественную пользу, например, реклама табака или алкогольных напитков. Реклама должна быть направлена как на всё общество в целом, так и на каждого индивида. Она достигнет своей цели лишь в том случае, если при её создании будут учитываться особенности человеческой психики.
Таким образом, реклама сопровождает человека на протяжении многих лет, и от неё индивид никак не может отказаться. С самого детства люди не только живут в окружении рекламы, но и пользуются ей. Она выполняет функции, которые несомненно важны как для человека, так и для общества в целом. Реклама имеет перечень значимых ролей, она может оказывать как положительное влияние, так и отрицательное.
Библиографический список
- Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие/Науч. ред. М.В. Удальцова. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. — 230 с. — (Высшее образование).
- Ромат, Е. В. Реклама: Учебник для вузов / Е. В. Ромат. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 512 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).