ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, НА УРОКЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Юдакова Евгения Александровна
Томский государственный педагогический университет
магистрант

Аннотация
В статье рассмотрены особенности процесса формирования научных понятий, направленных на развитие познавательных учебных действий, на уроке «Окружающий мир» в начальной школе. Обоснована необходимость применения информационно-коммуникационных технологий на уроках. Сформулированы результаты, которых необходимо достичь по итогам учебной деятельности младших школьников.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Юдакова Е.А. Формирование научных понятий, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий, на уроке «Окружающий мир» в начальных классах // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85111 (дата обращения: 18.04.2024).

Под познавательной деятельностью понимают активное изучение человеком окружающей его действительности. В ходе данного процесса ребенок приобретает новые знания, познает различные законы существования окружающего мира, а также учится как взаимодействовать с ним, так и оказывать целенаправленное воздействие на него. Человеку невозможно существовать в мире и при этом не познавать его.

Вырабатывание обширных познавательных мотивов обучения у школьников младшего возраста тесно связано с процессом усвоения теоретических знаний и ориентируется на обобщённые способы действий. Большую роль играет использование познавательных задач, то есть осмысление явлений, формулировка целей. Познавательные задачи пронизывают весь учебный процесс и выполняют при этом самые разные функции. Они осуществляют активизацию и мотивацию учащегося, побуждают его к учебной деятельности. Одновременно они удерживают ход учебного процесса на высоком уровне и являются инструментом, выявляющим результаты обучения. Качество познавательных задач влияет на качество знаний, умений и навыков, а также на уровень развития способностей у ребёнка.

В начале работы по формированию универсальных учебных действий (УУД) возникает проблема выявления педагогических условий и нахождения путей эффективного формирования тех умений, которые необходимы для реализации познавательных УУД у младших школьников. На стадии формирующего эксперимента должна проводиться работа по формированию познавательных УУД учащихся экспериментальной группы на уроках «Окружающий мир».

Целью формирующего эксперимента можно назвать формирование познавательных УУД учеников на уроках «Окружающий мир». При формировании познавательных УУД у учеников нужно учитывать ряд условий:

1. «Слитность» познавательной активности и эмоционального состояния ученика: чтобы у детей появился устойчивый интерес, всё время необходимо использование эмоциональной поддержки.

2. Опора на жизненный опыт школьников младшего возраста, знания, полученные ими в жизни стихийным путем, в учебной деятельности для возникновения познавательного интереса у них.

3. Поддержка проявления инициативы, самостоятельности учащегося, его стремления к индивидуальности выбора задания, партнера по деятельности, способов решения задания.

4. Проведение речевых разминок, которые помогают:

а) учить детей выслушать вопрос, ответить на него согласно цели высказывания, построить собственный вопрос, который был бы обращён к разным людям;

б) формировать необходимые умения и навыки для участия в диалоге;

в) учить школьников разыгрывать маленькие сценки, участвовать в которых могут как реальные, так и воображаемые герои, а также учитывать при выполнении роли её специфику;

г) развивать способность понимать жесты, мимику, воспроизводить их и разыгрывать пантомимические сценки [1, с. 28].

В ходе формирования научных понятий для познавательных УУД используются как конкретные методы и приёмы, так и составные элементы отдельных технологий. Образовательная программа «Перспективная начальная школа» базируется на личностно-ориентированном подходе, предоставляющем ребёнку свободу выбора в познавательном процессе. В её рамках при помощи различных технологий координируются приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка, а ученик при этом не подстраивается под цели преподавателя, способы его мышления, обучающий стиль.

Должны быть созданы и поставлены такие учебные ситуации и цели урока, которые бы вызывали у учеников потребность, желание узнать новые сведения и работать в направлении поставленных целей вместе с другими. Проблемное обучение позволяет включить в урок различные формы, к которым относятся самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах, фронтальная беседа.

В работе с детьми необходимо придерживаться идеи сотрудничества как общей развивающей деятельности взрослых и детей, которая скреплена взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и итогов этой деятельности, соответственно ученик представляется как субъект учебной деятельности. В этом случае учитель и ученики действуют вместе, ни один из них не стоит над другим. В ходе учебного процесса реализуется дифференцированный и индивидуальный подход, сочетаются фронтальные, групповые и индивидуальные задания для улучшения качества обучения и развития учеников.

Проведение уроков нужно сопровождать применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способствующих лучшему формированию познавательных УУД, позволяющих погрузиться в иной мир, увидеть его собственными глазами. При использовании ИКТ на уроках должны быть поставлены цель и задачи. Так, например, целью может быть подготовка детей к овладению современными компьютерными технологиями и применению их для дальнейшего самообразования. Могут быть поставлены такие задачи, как: активизация познавательной деятельности учеников начальных классов; проведение уроков на высоком эстетическом уровне; увеличение объема выполняемой на уроке работы; рациональная организация учебного процесса, повышение эффективности уроков.

Активное использование ИКТ в начальной школе позволяет более успешно достигать общие цели образования, легче сформировать компетенции в области коммуникации, к которым относится умение сопоставить факты, выразить свои мысли письменно и устно, логически рассуждать, слушать и понимать письменную и устную речь, открывать для себя что-то новое, делать выбор и принимать правильные решения.

Использование правильных методов, приёмов и средств по формированию познавательных УУД способствует положительному принятию учащимися и успешному осуществлению. Анализ результатов проведённой работы позволяет наглядно продемонстрировать в учебном процессе позитивные изменения в деятельности младших школьников:

1) появление устойчивых мотивов к обучению, характеризующихся как желанием узнать новое, так и потребностью его изучать;

2) проявление уверенности, активности, самостоятельности, успешности учеников в реализации своих потребностей;

3) более успешное освоение сложного учебного материала;

4) появление в речи учащихся свободного изложения собственных суждений;

5) проявление желания планирования своей деятельности и осуществления само и взаимоконтроля;

6) возникновение конструктивной коммуникации учащегося со сверстниками и учителем;

7) успешное использование и адекватная оценка приобретенных знаний и умений в рамках освоения темы.

Это всё помогает школьнику включать в процесс запоминания разные виды памяти, способствует материализации понятий, развивает наблюдательность, формирует умение проводить анализ, сравнение и делать правильные выводы.

При систематической и последовательной работе по формированию познавательных УУД ученики получают возможность научиться:

1) формулировать правило, основываясь на выделении важнейших признаков;

2) выполнять задания, используя материальные объекты и схемы;

3) проводить сравнение и классификацию, выбирая более эффективные способы решения;

4) строить устные объяснения по предложенному плану;

5) строить логические цепочки рассуждений [2, с. 6].

Широкое применение различных путей формирования познавательных УУД на уроках «Окружающий мир» в начальных классах позволяет добиться положительного результата при успешном достижении поставленных целей и задач обучения в заданном направлении.


Библиографический список
  1. Голованова В. С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий // Школьная педагогика. – 2016. – №3. – С. 27-33.
  2. Осмоловская И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Юдакова Евгения Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация