Целью формирования духовно-нравственной парадигмы в школе является, прежде всего, личностное и индивидуальное развитие учащихся, которое сможет создать определенные навыки и умения у школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Отметим, что возрастные психологические особенности школьников младших классов являются одним из наиболее популярных и интенсивно исследуемых направлений в возрастной психологии, поскольку именно в этом возрасте индивидуальность и личность развиваются особо активно и требуют особого подхода, особенно в том, что касается духовно нравственного воспитания.
Можно констатировать, что в течение семидесяти лет существования советской власти, атеистическое воспитание серьезно повлияло на духовные основы общества. Каким же образом это отразилось на образовании и духовно- нравственном воспитании?
У человека появилось ощущение уверенности в своих силах, полном постижении законов природы и соответственно, сформировалось иллюзорное ощущение свободы от Бога, то есть произошло существенное изменение духовных ценностей. Во втором послании к Тимофею апостол Павел утверждает, что «в последние дни …. люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны» (2 Тим. 3,1-2), что является прямым следствием отсутствия веры, то есть человек не сможет «приять Духа, потому что не видит Его и не знает Его» (Ин. 14, 17).
За годы советской власти устранена из школьной образовательной программы христианская модель обучения. При формировании личности и индивидуальности человека в школе намеренно избегались такие важные категории как душа и духовность.
Несомненно, воспитанию положительных качеств в школе уделяется достаточно внимания, но формирование личности и индивидуальности человека происходит не с христианской позиции, а ведь именно христианство в России в течение нескольких веков имело главенствующую роль в воспитании человека.
Рассматривая курс ОРКСИ, важно отметить особенности преподавания его с христианской точки зрения . Когда мы говорим о христианстве, то имеем ввиду, прежде всего то, что представляемые ценности не являются определенными человеческими разработками, а представляют собой объективно существующие законы, присущие человеческому бытию [1].
Именно поэтому преподавание данной дисциплины с христианской точки позиции, это не особенный подход к преподаванию и воспитанию, а это некая целостная система воспитания и обучения, имеющая в своей основе объективные божественные, вечные, непреходящие законы, которые способны сформировать целостную личность.
Преподавание должно быть основано на воспитании в личности и индивидуальности человека твердого, обоснованного мировоззрения, на котором и возможно формирование нравственности. Именно на четко сформованном мировоззрении возможно становление основных христианский добродетелей, и формироваться они будут совершенно обоснованно, мотивированно. Формирование мировоззрения, самого принципа понимания жизни является важнейшим фундаментом, что слабо отражено в светском образовательном процессе. Именно мировоззрение является формирующим началом, обосновывающим нравственные принципы, формирующим определенное поведение в личности человека, направляющим знания в нужное русло. Следовательно, если в личности и индивидуальности школьника не будет сформировано православное мировоззрение, трудно будет обосновать и объяснить ему основы нравственности и христианские добродетели.
Задача преподавателя сформировать в личности и индивидуальности человека правильное духовное состояние. Только тогда полученные знания можно использовать во благо. Как писал Игнатий Брянчанинов: «У нас есть хорошая внешность: мы сохранили все обряды и символ первобытной Церкви; но все это мертвое тело, в нем мало жизни» [2].
Для организации духовно-нравственного воспитания необходимо, прежде всего, определиться, что такое духовность. В настоящее время духовность часто сводится к широкой эрудиции, культуре, к общему развитию личности. Однако, это именно светское понимание. С религиозной же позиции «духовность – это проявление высших устремлений человека к знанию и служению другим людям» [3]. Глубинной сущностью духовности, с христианской позиции, по словам А.И.Осипова, является стремление к богоподобию [4]. Данная формулировка очень четко описывает рассматриваемую категорию, поскольку включает в себя практически все аспекты человека, ключевым из которых является нравственность. В литературе зачастую под нравственностью понимается определенный синоним морали [5]. Однако, с нашей точки зрения, это не совсем так. Мораль – это нормы поведения, принятые в обществе, а нравственность – это, описывая простыми словами то, что человеку нравиться. Человек может вполне прилично себя вести в обществе, быть доброжелательным, но это не значит, что он делает это искренне, то есть потому, что ему нравиться так себя вести, а не потому, что так принято в обществе, как показал и святой псалмопевец: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» (Пс.118:163). Понятие нравственности хорошо раскрывает Василий Великий, указывая на зло «в собственном смысле», как факт, имеющий объективное бытие, то есть «зло в собственной своей природе» (Свт. Василий Великий. Творения, Т 1. С. 1088). Это зло, согласно Василию Великому существует именно в нравственной области, и это зло напрямую отождествляется с грехом, повреждающим душу. Поэтому в личности и индивидуальности ученика преподавателю необходимо сформировать христианский образ человека, который даже в мыслях не допускал чего-либо скверного, уже не говоря о делах.
Таким образом, категория «духовность» отражает именно ценностные ориентиры в сознании человека, отражающие благо в христианском понимании [6], то есть именно высшие ценности, формирующие внешнюю и внутреннюю жизнь человека. Об этом же пишет и В.А. Лекторский: «Духовное предполагает, что цели и смысло-жизненные ориентиры личности укоренены в системе надиндивидуальных ценностей» [7].
Следовательно, под духовным человеком можно понимать внутреннего человека. «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний [человек] со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16), то есть происходит его становление, возвышение, одухотворение. Можно сказать, что духовность, то есть внутренний человек, есть некая призма, через которую проходят и преломляются все мысли человека. Призма эта формируется посредством усвоения христианских ценностей.
Таким образом, через преподавание курса ОРКСИ происходит воспитание духовности младшего школьника, его мировоззрения, личности и индивидуальности, которые особенно активно формируются в этот период.
Библиографический список
- Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. – М.: Даниловский благовестник, 2010. С. 37
- Соч.: Соч. епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 1—4. СПб.; Изд. 3-е. 1905. (Репринт: М., 1991) С. 274
- Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / Под ред. д.п.н. И.В. Метлика. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. С. 112
- Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. – М.: Даниловский благовестник, 2010. 43 с.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.Л. Геркулова. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 512 с.
- Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2.
- Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. № 2.