ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Пузынина Анастасия Андреевна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
магистрант группы 36Эм154-з

Аннотация
В современных условиях государственное регулирование сельского хозяйства является неотъемлемой частью аграрной политики России, направленной на решение проблем обеспечения населения доступной сельскохозяйственной продукцией. Правительство страны выделяет достаточно большой объем денежных средств на поддержку и развитие сельского хозяйства, тем самым стимулируя модернизацию сельскохозяйственной техники и технологий растениеводства и животноводства, а также повышая конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на российском и международном рынках.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пузынина А.А. Государственное регулирование сельского хозяйства в России и за рубежом // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/84929 (дата обращения: 19.04.2024).

Научный руководитель: Иванова С.А., к.э.н.,

доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики,

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

В современных условиях государственное регулирование сельского хозяйства является неотъемлемой частью аграрной политики России, направленной на решение проблем обеспечения населения доступной сельскохозяйственной продукцией. Правительство страны выделяет достаточно большой объем денежных средств на поддержку и развитие сельского хозяйства, тем самым стимулируя модернизацию сельскохозяйственной техники и технологий растениеводства и животноводства, а также повышая конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на российском и международном рынках.

В соответствии с Государственной программой реализация мероприятий по регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия направлена на их стабилизацию внутри страны, увеличение удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в формировании ресурсов внутреннего рынка и повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на мировом рынке.

Мерами государственного регулирования в России являются прогнозирование структуры производства и потребления путем разработки баланса ресурсов и использования по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, таможенно-тарифное регулирование, техническое регулирование [3].

Порядок государственного регулирования сельского хозяйства в зарубежных странах отличается большим разнообразием используемых инструментов. Опыт зарубежных стран, в частности, США, Япония и стран Евросоюза свидетельствует о том, что наиболее эффективные способы для развития сельского хозяйства и защиты производителей сельскохозяйственной продукции является поддержка, направленная на льготное кредитование, экспортные субсидии, государственные программы, квоты, страхование и тарифы.

Многие эксперты в области сельского хозяйства уверены, что для нашей страны интересен и полезен опыт государственной поддержки сельского хозяйства зарубежных стран, в особенности с развитой экономикой. Они обращают внимание на такие меры поддержки, как:

- поддержание уровня цен на многие виды сельскохозяйственной продукции;

- выделение дотаций на 1 га земельной площади, условную голову скота;

- льготное кредитование крестьян путем частичной компенсации действующей процентной ставки из бюджетных средств;

- установление льготного налогообложения сельскохозяйственных организаций;

- финансирование научных исследований в области сельского хозяйства;

- развитие сельской инфраструктуры;

- разработка и принятие нормативно-правовых актов в области сельского хозяйства [2, с.128].

Проблемы государственного регулирования сельского хозяйства охватывают большинство ведущих государств мира. Об этом свидетельствует интерес к проблеме поддержки сельского хозяйства со стороны многих западных учёных. Государственная политика в части поддержки агропромышленного комплекса является одним из важнейших направлений экономической деятельности большинства аграрных стран.

В частности, в США существуют три основных инструмента, ответственных за выполнение государственных программ и развитие сельского хозяйства:

1) Служба сельского жилищно-коммунального обслуживания. Обеспечивает поддержку сельских общин и повышение качества жизни сельского населения, создавая благоприятные и комфортные условия для привлечения населения в сельскую местность.

2) Служба кооперации – сельскохозяйственная деятельность. Проводит работы с частным сектором и общественными организациями для оказания финансовой помощи и бизнес – планировании в сельских районах для создания и сохранения рабочих мест, улучшения качества услуг и тарифов на электроэнергию.

3) Служба сельских коммунальных услуг. Главной целью является содействие в создании инвестиционного портфеля для развития инфраструктуры, увеличения числа рабочих мест, охраны окружающей среды и др. [1]

Правительство США затрачивает значительные финансовые ресурсы на поддержку сельского хозяйства. Такая поддержка ставит США на передовые позиции по производству сельскохозяйственной продукции на мировом рынке. При этом на территории США находится свыше 2 миллионов частных фермерских хозяйств, на поддержку которых у Правительства в среднем за год уходит около 500 долларов на каждое хозяйство.

Основной задачей Правительства США в отношении государственного регулирования сельского хозяйства – это ориентация на поддержание цен продукции сельского хозяйства.

В отличие от США, в странах Евросоюза выделяется другое направление государственных ассигнований, более ориентированное на непосредственную поддержку фермеров – это дотации, компенсации, а также льготное кредитование.

К приоритетным направлениям сельскохозяйственной политики в странах Евросоюза можно отнести: повышение эффективности сельскохозяйственной деятельности на основе развития технологий, рационализации сельскохозяйственного производства, самообеспечение сельскохозяйственной продукцией стран Евросоюза, поддержание стабильности внутренних продовольственных рынков, увеличение доходов фермеров и их последующего приближения к городским [1].

При этом в России в качестве меры государственной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства и обновления парка техники предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники на возмещение затрат на производство техники, реализуемой сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой в размере и по перечню, которые утверждаются Правительством Российской Федерации [3].

Таким образом, исходя из изложенного, на основании опыта зарубежных стран в части государственной поддержки сельского хозяйства можно сделать следующие выводы:

-для дальнейшего эффективного развития аграрного сектора Правительству необходимо выделять финансовые ресурсы в гораздо большем объеме;

-в современных условиях целесообразно будет учесть опыт стран Евросоюза;

-организовать более жесткий контроль за распределением субсидий на уровне каждого фермерского хозяйства и при необходимости, в случае невыполнения поставленных целей снижать или лишать государственной поддержки.

Использование опыта государственной поддержки сельского хозяйства экономически развитых стран с учетом национальной специфики государственного регулирования сельского хозяйства принесет положительный эффект для развития аграрного сектора России.


Библиографический список
  1. Бородин И.К. Совершенствование методов государственной поддержки сельского хозяйства России на основе программно-целевого подхода [монография] URL: http://www.viapi.ru/download/2014/20141006-Borodin-diss-166.pdf (дата обращения: 10.11.2017)
  2. Петрова С.Ю., Фролова О.А. Государственное регулирование агропромышленного производства с учетом опыта зарубежных стран / С.Ю. Петрова, О.А. Фролова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2013. – №4 (102). – С.126-131.
  3. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: Распоряжение Правительства РФ от 03.05.2017 г. №850-р URL: http://mcx.ru/upload/iblock/e1c/e1ca23b6bd685c961ed636284f6f18fe.pdf


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пузынина Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация