В условиях работы трудового коллектива довольно часто встаёт вопрос о раскрытии личностного потенциала среди сотрудников той или иной организации.
Социальная роль коллектива значительна высока в определении её членов.
Личность – неотъемлемая часть трудового коллектива любой организации. Трудовой коллектив можно сравнить с цельной цепью, где каждое звено – сотрудник, который непосредственно взаимодействует с другими членами коллектива. Взаимодействуя между собой как формальным, так и неформальным способом, каждый может черпать для себя что-то новое, либо вносить свой вклад в общение внутри коллектива. Благодаря общению коллектив развивается и функционирует.
Взаимодействие на формальных и неформальных основах – явление естественное и распространенное. Оно есть в каждом коллективе и несет в себе как отрицательные, так и положительные моменты.
«Трудовой коллектив является мощнейшим фактором социализации каждого своего члена, под которой понимается процесс становления личности последнего, в данном случае, личности человека, именно как члена трудового коллектива. Это связано со всеми сторонами деятельности человека как члена коллектива — с процессом обучения и усвоения (закрепления) индивидуумом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному коллективу, а через него и обществу в целом, проводником которого во многом оказывается коллектив в отношении своих членов» [С.М.Халин 2004, 4].
Сформировавшаяся личность в условиях трудового коллектива обладает рядом функций:
— она уже усвоила ряд социальных функций,
— у нее имеется определенный уровень самосознания;
— ей характерно стремление к идентификации себя с трудовым коллективом;
— стремление к обособлению, проявлению своей индивидуальности;
— ей присуще стремление быть полноправным субъектом социальных отношений вообще, и тех, которые сложились в данном коллективе, в частности.
Социализация личности в трудовом коллективе проходит под влиянием практически всего круга обстоятельств, действующих внутри коллектива по трем направлениям:
1) в производственной сфере,
2) в сфере самосознания личности члена коллектива,
3) в сфере общения.
Сфера самосознания играет главную роль в формировании собственного «Я» как члена трудового коллектива: В этом направлении происходит осмысление своей принадлежности к данному коллективу, а также своих социальных ролей в нем.
Коллектив также играет немаловажную роль в социализации личности на протяжении всей её трудовой деятельности.
«Личность, вступая в трудовой коллектив, уже имеет некоторые свои собственные цели, потребности, нормы, установки поведения. А значит — она также предъявляет трудовому коллективу свои требования, связанные, например, с обеспечением определенного уровня условий труда и оплаты, определенного качества отношений между членами трудового коллектива и т.д. Таким образом, в ходе взаимодействия личности и трудового коллектива происходит их взаимное приспособление, адаптация» [С.М.Халин 2004, 4].
В трудовом коллективе различают первичную и вторичную адаптацию. Первичная адаптация имеет место тогда, когда речь идет о личности, только начинающей свою трудовую деятельность и для которой данный трудовой коллектив является первым в жизни полноценным трудовым коллективом.
Вторичная адаптация связана либо с переходом в данный коллектив из другого коллектива, либо с качественными изменениями внутри одного и того же коллектива.
Успешная адаптация личности заключается в установлении положительных отношениях с коллегами, руководителем и подчинёнными (если таковые имеются).
«Коллективистское качество трудовой группы последовательно развивает такие качества личности, как заинтересованность в общем успехе, сопереживание успехов и неудач других членов коллектива, справедливое отношение к каждому члену коллектива, уважение мнения других людей, доброжелательность и т.п. А все эти качества очевидным образом способствуют повышению эффективности производства» [С.М.Халин 2004, 4].
«Социология трудовых коллективов включает в себя исследования всех человеческих факторов в условиях коллектива. При этом в таких исследованиях могут быть задействованы все приемы и подходы, которые лежат на стыке социологии труда и экономических дисциплин, социологии труда и социальной психологии, а также социологии труда и психологии личности» [С.М.Халин 2004, 4].
Библиографический список
- Качество трудовой среды и защита целостности человека в трудовой среде. / Маркович Д. Социология труда. С. 317-328.
- Основные проблемы включения в трудовой процесс. / Маркович Д. Социология труда. С. 404-418.
- Трудовая мораль в коллективе социалистического предприятия. / Социология социалистического производственного коллектива. С. 53- 56.
- С.М.Халин. Социология трудовых коллективов: Учебное пособие. — Тюмень: Тюменский государственный университет, 2004. — 70 с.