Важность разбираемой полемики крайне высока, так как разрешение этой проблемы, если оно когда-нибудь вообще представится возможным, могло бы в корне поменять мировоззрение человека на его предназначение и место в окружающем мире или, выражаясь философски, бытии. Разрешение данной проблемы могло бы совершить коренной переворот, то есть революцию во многих науках, например, в юриспруденции, так как в таком случае вина, умысел и подобная юридическая терминология полностью утратила бы своё изначальное значение. Подобных примеров, доказывающих актуальность и крайне высокую важность приведённой проблемы, можно привести огромное множество.
Можно смело утверждать, что в настоящее время спор о детерминированности человеческих действий и поступков, то есть о свободе воли человека не приблизился к разрешению. Данная проблема крайне остро стоит в современной науке и философии, так как затрагивает огромное количество аспектов человеческой жизни. Новизна статьи проявляется в рассмотрении довольно своеобразных воззрений на указанную проблему.
Обобщая написанное, повторимся, что проблема детерминированности человеческого поведения до сих пор является предметом споров и дискуссий в научно-философских кругах. Целью данной статьи является не попытка разрешения такой чрезвычайно острой проблемы, а скорее привлечение к ней внимания читателя и краткое обобщение философско-научного опыта, имеющегося на данный момент времени в современном мире.
Разберём общепринятые значения главных терминов, употребляемых в данной статье. Детерминизм и индетерминизм в широком смысле – противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Детерминизм – это учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений окружающего мира. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме — отрицание причинности вообще).
В данном же случае речь идёт о именно детерминированности человеческого поведения, то есть споре детерминистов и индетерминистов касаемо свободы воли человека. С точки зрения детерминизма жизнь рассматривается как процесс, в котором существует неизбежность определенной линии поведения, то есть если бы мы знали всё о конкретном человеке, то мы могли бы предсказать каждое его действие. Следует сказать, что с точки зрения некоторых мыслителей данная позиция не исключает личной свободы и индивидуальной ответственности человека за свои поступки. Чистейший пример индетерминизма – это вера в существование свободы воли, согласно которой за все сознательное поведение ответственность ложится на человека, так как в таком случае именно он совершает выбор. Законы большинства обществ и догматы многих религий, в первую очередь иудаизма и христианства, базируются как раз таки на идее индивидуальной ответственности, то есть по сути стоят на стороне индетерминизма. Ответственность человека за совершённые им поступки в данной концепции, с точки зрения религиозной мысли, если её обобщить, проявляется в виде справедливого наказания после смерти. С точки же зрения ранее упомянутой выше юриспруденции наказание для человека должно наступать при жизни. Также не следует забывать о существовании позиции об особом месте моральных принципов, которые также могут выступать в роли определённого наказания для индивида, например, в качестве совести или же социального осуждения.
Как говорилось выше, спор детерминистов и индетерминистов в рамках обсуждения свободы воли человека, на настоящий момент времени не разрешён. Но всё-таки следует упомянуть о достаточно необычных по нашему мнению взглядах на эту проблему.
В. Ленин писал, что только при детерминистическом взгляде возможна строгая и правильная оценка человеческих поступков, а не сваливание чего угодно на свободную волю. Данное утверждение является достаточно интересным в силу своей уникальности и в какой-то степени противоречивости.
Необычное воззрение на данную проблему также можно составить, проанализировав некоторые положения основной концепции философии Артура Шопенгауэра, изложенной в его трактате «Мир как воля и представление». В данной работе Шопенгауэр проинтерпретировал философскую концепцию великого немецкого мыслителя Иммануила Канта. Концепция Канта содержит такое понятие как вещь в себе, которую также называют вещью самой по себе или ноуменом. Для Шопенгауэра кантовская вещь в себе – это воля, но не в обыденном понимании данного слова. Он трактует волю как нечто подобное инстинкту или мотивации. Взгляд Шопенгауэра состоит в том, что эта так называемая воля существует в каждом предмете. В данном случае речь идёт также и о предметах неживой природы. Но между тем Шопенгауэр считал, что в человеке воля достигла своей высшей объективации. В этом смысле точка зрения Шопенгауэра, следуя нашим рассуждениям, находится вне данного спора. Причинность в таком понимании исходит из воли, точнее сказать воля – это и есть причинность. По сути она является сущностью человека, но одновременно нельзя сказать, что она является самим человеком. Подтверждением данных размышлений можно считать мысль Шопенгауэра о том, что человек может делать то, что он желает, но не может желать что ему делать. Смысл данного утверждения состоит в том, что на самом деле не человек желает, что ему делать, а его воля.
Библиографический список
- Детерминизм и индетерминизм (Фролов) // Сайт Понятия и категории. URL: http://ponjatija.ru/node/2223
- Детерминизм // Сайт Психологос. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/determinizm
- Детерминизм и индетерминизм // Сайт Философия как предмет науки. URL: http://filslov.ru/113-determinizm-i-indeterminizm.html
- Шопенгауэр А. «Мир как воля и представление». М., “Московский клуб”, 1992.