АНАЛИЗ ПРИЧИН И ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАРОЖДЕНИЯ МАРКСИЗМА В РОССИИ

Жидков Алексей Андреевич1, Пасечник Алена Сергеевна1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Кокарева Марина Евгеньевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Марксизм как явление в мировой политической и социальной жизни воспринимался по-разному. Сначала его идеи не имели большого количества последователей, но с ходом истории всё больше стран принимали данную концепцию, если на абсолютно всю, то хотя бы частично. Появление марксизма в России не случайность, так как по ряду причин в стране была не совсем стабильная ситуация. Еще с начала 19-го века начинают появляться политические кружки и организации, которые имели определенную программу. Так, и в конце 19 века существовало множество тайных и запрещенных кружков. Примерно в то время западные идеи и взгляды начали активно обсуждаться в российских кругах. В данной статье освещена тема появления одного из подобных учений в России – марксизма.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Пасечник А.С., Гордеев К.С., Кокарева М.Е. Анализ причин и особенностей зарождения марксизма в России // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/84856 (дата обращения: 19.04.2024).

Марксизм как философское и политическое учение с огромным рядом аспектов и ответвлений на сегодняшний день остается объектом изучения узкоспециализированной группы некоторых ученых, но, конечно, уделять этому направлению особое внимание, безусловно, стоит. На момент последней революции в России, несмотря на некоторые социальные и экономические изменения в нашей стране, всё же был как никогда очевиден идеологический кризис, приведший к разложению многих традиционных социальных институтов и некоторых культурных форм. Выработка нового плана социально-экономического развития страны может быть осуществима только посредством создания новых гуманитарных технологий, в основе которых лежат социальная аналитика и философия. Поэтому произошел поиск новых веяний и идей.

Примерно полтора века назад начался процесс проникновения идей Маркса и Энгельса в Россию, но тогда они не получили особой популярности. Марксизм стал популярен позже, так как произошли не только некие процессы развития страны, но также социальные противоречия и определенное недовольство существующей идеологией и формой власти в России. Примерно в это время и зародилось такое понятие, как русский марксизм. Это явление было несколько неоднородным, ведь, если сравнивать эти два направления в марксизме, то есть европейский и русский, существует вероятность обнаружить его беспочвенность, так как марксизм в России представляли выходцы из Запада, и представляемое ими течение мог понять лишь очень узкий круг в России, называемый интеллигенцией. Но для его распространения существовали определенные предпосылки. Следует также сказать, что произведения, написанные К. Марксом и Ф. Энгельсом, не были популярны и распространены, поэтому не были известны российским читателям. Взять, к примеру, трактат, написанный Ф. Энгельсом «Положение рабочего класса в Англии», написанный им в начале сороковых годов девятнадцатого века. Он был напечатан в журнале «Современник» только в 1861 году. А произведение К. Маркса «К критике политической экономии», переводом которого занимался Ткачев, в сокращенном и переведенном виде было опубликовано лишь в 1865 году, хотя была создана автором в 1859 году. Стоит отметить также и работу К. Маркса и Ф. Энгельса 1848 года «Манифест коммунистической партии», в которой авторы подробно описывают и объясняют цели, задачи и методы борьбы начинавших зарождаться коммунистических партий и подпольных организаций, которым импонировало данное течение. Первое русское издание данной книги появилось в России лишь 21 год спустя и в очень плохом переводе Бакунина. Идеи и экономические и философские взгляды Маркса в России начали иметь очень широкое распространение  с 1872 года. С этим событием связан перевод на русский язык с немецкого книги Маркса «Капитал». Все же, несмотря на этот факт, Маркс знакомится со многими ведущими русскими общественными деятелями, с которыми велась активная переписка, посредством которой философ познакомился с реалиями российской жизни. Важно отметить тот факт, что переписка велась с теми людьми, которых сильно волновала судьба России, и они, будучи заинтересованными, очень активно обсуждали будущее их страны, то есть возможные перспективы в дальнейшем развитии. Этот диалог велся почти всю жизнь великого философа, начиная с 1840-х годов, когда Маркс заинтересовал собой таких видных и общественных деятелей как Анненков, Боткин, Бакунин, Герцен, Чернышевский и др.

Конечно, ученые, занимавшиеся анализом русского народа того времени и произведений самого Маркса, пытались выяснить влияние на людей его учения. Но, к примеру, в советской литературе какое-либо влияние резко отрицалось на протяжении всего существования строя. Интерес дворянства и интеллигенции в целом к учениям Маркса объясняли как простой интерес или «идейное гурманство», так как для данного сословия становление подобного режима было самым худшим вариантом событий, поэтому по-другому объяснить их внимание к этому учению не видится возможным.

Сам ход зарождения марксистских взглядов и идей, как писал об этом В.И. Ленин, относится к 1883 году, и это связано с образованием общества «Освобождение труда». Но это не было абсолютно верным утверждением, так как парадоксально, но все же первыми марксистами были русские, потому что именно в России впервые разгорелся некий спор о возможности применения учения Маркса, и впоследствии многие критиковали его концепцию. Именно в России существовали некие не состыковки с теорией Маркса, и у него появились трудности в завершении своего трактата «Капитал».  Русское общество и сама Россия были готовы к принятию идей Маркса, но в силу ряда социальных причин, его практические выводы никак не воспринимались в то время общественностью.


Библиографический список
  1. Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. – М.: Наука, 1990. – 224 с.
  2. Булгаков, С.Н. От марксизма к идеализму / С.Н. Булгаков. – М.: Лстрель, 2006.-1008 с.
  3. Колеров. М. Народническое наследие и русский марксизм: 1800-е годы / М. Колеров// История мировой культуры: традиции, инновации, контакты. — М., 1990,-С. 58-70.
  4. Ленин, В.И. ПСС. Т.6 I В.И. Ленин. – М.. 1959.
  5. Твардовская, В.А. Русские и Маркс: выбор или судьба? / В.А. Твардовская. – М.: Эди-ториал УРСС, 1999. – 216 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация