Марксизм как философское и политическое учение с огромным рядом аспектов и ответвлений на сегодняшний день остается объектом изучения узкоспециализированной группы некоторых ученых, но, конечно, уделять этому направлению особое внимание, безусловно, стоит. На момент последней революции в России, несмотря на некоторые социальные и экономические изменения в нашей стране, всё же был как никогда очевиден идеологический кризис, приведший к разложению многих традиционных социальных институтов и некоторых культурных форм. Выработка нового плана социально-экономического развития страны может быть осуществима только посредством создания новых гуманитарных технологий, в основе которых лежат социальная аналитика и философия. Поэтому произошел поиск новых веяний и идей.
Примерно полтора века назад начался процесс проникновения идей Маркса и Энгельса в Россию, но тогда они не получили особой популярности. Марксизм стал популярен позже, так как произошли не только некие процессы развития страны, но также социальные противоречия и определенное недовольство существующей идеологией и формой власти в России. Примерно в это время и зародилось такое понятие, как русский марксизм. Это явление было несколько неоднородным, ведь, если сравнивать эти два направления в марксизме, то есть европейский и русский, существует вероятность обнаружить его беспочвенность, так как марксизм в России представляли выходцы из Запада, и представляемое ими течение мог понять лишь очень узкий круг в России, называемый интеллигенцией. Но для его распространения существовали определенные предпосылки. Следует также сказать, что произведения, написанные К. Марксом и Ф. Энгельсом, не были популярны и распространены, поэтому не были известны российским читателям. Взять, к примеру, трактат, написанный Ф. Энгельсом «Положение рабочего класса в Англии», написанный им в начале сороковых годов девятнадцатого века. Он был напечатан в журнале «Современник» только в 1861 году. А произведение К. Маркса «К критике политической экономии», переводом которого занимался Ткачев, в сокращенном и переведенном виде было опубликовано лишь в 1865 году, хотя была создана автором в 1859 году. Стоит отметить также и работу К. Маркса и Ф. Энгельса 1848 года «Манифест коммунистической партии», в которой авторы подробно описывают и объясняют цели, задачи и методы борьбы начинавших зарождаться коммунистических партий и подпольных организаций, которым импонировало данное течение. Первое русское издание данной книги появилось в России лишь 21 год спустя и в очень плохом переводе Бакунина. Идеи и экономические и философские взгляды Маркса в России начали иметь очень широкое распространение с 1872 года. С этим событием связан перевод на русский язык с немецкого книги Маркса «Капитал». Все же, несмотря на этот факт, Маркс знакомится со многими ведущими русскими общественными деятелями, с которыми велась активная переписка, посредством которой философ познакомился с реалиями российской жизни. Важно отметить тот факт, что переписка велась с теми людьми, которых сильно волновала судьба России, и они, будучи заинтересованными, очень активно обсуждали будущее их страны, то есть возможные перспективы в дальнейшем развитии. Этот диалог велся почти всю жизнь великого философа, начиная с 1840-х годов, когда Маркс заинтересовал собой таких видных и общественных деятелей как Анненков, Боткин, Бакунин, Герцен, Чернышевский и др.
Конечно, ученые, занимавшиеся анализом русского народа того времени и произведений самого Маркса, пытались выяснить влияние на людей его учения. Но, к примеру, в советской литературе какое-либо влияние резко отрицалось на протяжении всего существования строя. Интерес дворянства и интеллигенции в целом к учениям Маркса объясняли как простой интерес или «идейное гурманство», так как для данного сословия становление подобного режима было самым худшим вариантом событий, поэтому по-другому объяснить их внимание к этому учению не видится возможным.
Сам ход зарождения марксистских взглядов и идей, как писал об этом В.И. Ленин, относится к 1883 году, и это связано с образованием общества «Освобождение труда». Но это не было абсолютно верным утверждением, так как парадоксально, но все же первыми марксистами были русские, потому что именно в России впервые разгорелся некий спор о возможности применения учения Маркса, и впоследствии многие критиковали его концепцию. Именно в России существовали некие не состыковки с теорией Маркса, и у него появились трудности в завершении своего трактата «Капитал». Русское общество и сама Россия были готовы к принятию идей Маркса, но в силу ряда социальных причин, его практические выводы никак не воспринимались в то время общественностью.
Библиографический список
- Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма / H.A. Бердяев. – М.: Наука, 1990. – 224 с.
- Булгаков, С.Н. От марксизма к идеализму / С.Н. Булгаков. – М.: Лстрель, 2006.-1008 с.
- Колеров. М. Народническое наследие и русский марксизм: 1800-е годы / М. Колеров// История мировой культуры: традиции, инновации, контакты. — М., 1990,-С. 58-70.
- Ленин, В.И. ПСС. Т.6 I В.И. Ленин. – М.. 1959.
- Твардовская, В.А. Русские и Маркс: выбор или судьба? / В.А. Твардовская. – М.: Эди-ториал УРСС, 1999. – 216 с.
Количество просмотров публикации: Please wait