Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее – РФ) одним из национальных интересов на долгосрочную перспективу выступает повышение качества жизни граждан, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны [1]. В рамках реализации данного интереса органы публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества осуществляют и развивают систему защиты прав и свобод человека, в том числе и путем развития законодательной базы и совершенствования судебной системы.
Важным элементом вышеуказанной политики следует назвать защиту прав и интересов детей по удовлетворению их минимально-необходимых потребностей (в питании, одежде, проживании и т.п.). Так в Конвенции о правах ребенка признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка [2].
В ст. 38 Конституции РФ провозглашается государственная защита материнства, детства и семьи, а забота и воспитание детей определяются как право и обязанность родителей [3].
Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ) выступает базисным нормативно-правовым актом, который регулирует вопросы, связанные с содержанием детей. В нем закреплено право каждого ребенка на заботу и получение содержания от своих родителей (ст.ст. 54, 60 СК РФ), а также устанавливается обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80 СК РФ) [4].
Несмотря на провозглашаемую защиту детей в российском обществе существует проблема, связанная с нерегулярным, недостаточным, а порой и отсутствующим содержанием несовершеннолетних детей со стороны родителя, проживающего отдельно от ребенка в добровольном порядке.
Создание дружественного к ребенку правосудия должно обеспечиваться усилением охранительной функции суда. Согласно п. 2 ст. 80 СК РФ определено, что в случае, если родители не предоставляют алименты, то они взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Так, проблема, связанная с содержанием детей подтверждается и судебной статисткой, например, в 2016 г. российскими судами было окончено производством 334535 гражданских дел о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей [5]. В ходе реализации алиментных обязательств в гражданском процессе возникают различного рода проблемные ситуации, которые требуют своего разрешения в целях более эффективной работы судебной системы по защите прав ребенка.
Рассматривая судебный порядок взыскания алиментов, предусмотренный Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее – ГПК РФ), следует сделать вывод, что он может быть реализован двумя способами либо в приказном производстве, либо в исковом производстве. Обратимся к рассмотрению приказанного производства по рассмотрению дел о взыскании алиментов.
Приказное производство выступает упрощенной системой судебного порядка взыскания алиментов. В ст. 121 ГПК РФ под судебным приказом понимается – судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает пятьсот тысяч рублей [6]. Упрощенной данная процедура является потому, что процесс судебного разбирательства исключен. Доказывание в данном случае происходит путем предоставления документов и справок, подтверждающих права лица на получение алиментов.
Судебный приказ позволяет:
1) увеличить скорость и эффективность обеспечения судебной защиты прав детей;
2) минимизировать необоснованную нагрузку на суды по гражданским делам, которые не требуют широкой процедуры рассмотрения;
3) использовать максимальный ресурс правового предупреждения возникающих конфликтов [7, с. 98].
Из анализа ст. 122 ГПК РФ следует, что к предмету рассмотрения в порядке приказного производства относятся и гражданские дела по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей. При этом указанные дела должны быть не связаны с установлением юридических фактов или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц. То есть, в том случае, если выясняется, что существует спор о праве, либо лицо уже выплачивает алименты по судебному решению другим лицам, то такие дела по взысканию алиментов должны рассматриваться в порядке искового производства.
Такие требования обуславливаются в первую очередь с тем, что при вынесении судебного приказа осуществляется минимизация требуемых процессуальных действий от сторон и от суда. Активные действия заявителя, по большому счету, заканчиваются сразу после подачи заявления о выдаче приказа, а стадии возбуждения производства, подготовки, рассмотрения, вынесения приказа производятся судом самостоятельно без вызова сторон и других заинтересованных лиц [7, с. 109].
Главным признаком рассмотрения дел в приказном производстве является бесспорность заявленных требований. Бесспорными требования становятся в том случае если они подтверждаются письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваемые должником. При этом особенностью приказного производства по делам об алиментах является то, что взыскивать средства возможно только в процентном отношении к заработной плате плательщика алиментов. В соответствии со ст. 81 СК РФ определяется процентное соотношение алиментных выплат на детей: на одного ребенка – одна четверть, на двух детей – одна треть, на трех и более детей – половина заработка и (или) иного дохода родителя. Если родитель-должник имеет нерегулярный или меняющийся заработок (доход) или получает его в натуре или в иностранной валюте, алименты обычно взыскиваются в твердой денежной сумме. Поскольку определение такой суммы, как правило, сопряжено с разрешением спора о праве, дела такого рода должны разрешаться в порядке искового, а не приказного производства [8].
Что касается документов, то в интересах взыскателя предоставить максимум возможного, потому, как приказное производство не предусматривает как заслушивания свидетельских показаний, стороны не вызываются для заслушивания их объяснений, то есть не предусмотрено судебного разбирательства как такового (п. 2 ст. 126 ГПК РФ), суд на основании поступивших документов выносит свое решение.
Законодательством не предусматривается вынесение судьей определения о принятии заявления о выдаче судебного приказа к производству. Согласно статье 126 ГПК РФ судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд. Нужно отметить, что приказное производство ни в коем случае не исключает защиты должника. Суд после вынесения судебного приказа направляет его копию должнику, и последний в течение десяти дней вправе представить возражения. Если от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, то судья отменяет его.
Судья обязан отменить вынесенный им судебный приказ независимо от доводов и аргументов, которые приводит должник в своих возражениях против вынесенного приказа. В принципе, должник вообще может никак не мотивировать своих возражений. Но и немотивированных возражений должника достаточно для того, чтобы считать, что между взыскателем и должником существует спор о праве [9].
Если же возражений не поступило, то суд выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю (ст. 130 ГПК РФ).
При изучении института судебного приказа, нами была выявлена проблема применения гражданско-процессуального законодательства характеризующаяся тем, что законодатель не предусмотрел процедуру отказа в принятии заявления о выдачи судебного приказа поданного повторно. Таким образом, нынешние нормы ГПК РФ позволяют получить в суде несколько судебных приказов по одним и тем же обстоятельствам в отношении одного лица, что увеличивает нагрузку на суд и снижает эффективность его деятельности по обеспечению прав несовершеннолетних детей. В связи с этим для разрешения представленной проблемы считаем возможным включение в основания отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа в ст. 125 ГПК РФ наличие вынесенного судебного приказа относительно тех же сторон, о том же предмете и по тем же основаниям либо при наличии в производстве заявления о выдачи судебного приказа относительно тех же сторон, о том же предмете и по тем же основаниям.
В качестве вывода следует отметить, что России существует система реализации политики, по защите интересов несовершеннолетних включающая себя и процессуальные аспекты реализации алиментных обязательств. Предложенные нами изменения, связанные с судебным рассмотрением в порядке приказного производства дел о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей позволит повысить эффективность применения государством правовых инструментов защиты прав и законных интересов наиболее незащищенных членов российского общества, что будет способствовать дальнейшему развитию основ сбережения и приумножения человеческого капитала.
Библиографический список
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 [Электронный ресурс]. – Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2017).
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) [Электронный ресурс]. – Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2017).
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. – Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2017).
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [Электронный ресурс]. – Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2017).
- Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2016 год [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL:http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3832. (дата обращения: 01.11.2017).
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [Электронный ресурс]. – – Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2017).
- Папулова З.А. Ускоренные формы рассмотрения дел в гражданском судопроизводстве [Текст] / З.А. Папулова. – М.: Инфотропик Медиа, 2014. – 184 с.
- О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 г. № 9 [Электронный ресурс]. – Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru/ (дата обращения: 01.11.2017).
- Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Т.Т. Алиев, С.Ф. Афанасьев, А.Н. Балашов и др.; под ред. М.А. Викут. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 627 с.