Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированных систем документации (УСД) и взаимосогласованных показателей, а также массивов технико-экономической информации, методов их организации, хранения и контроля представляет собой информационное обеспечение.
На железнодорожном транспорте зачастую большое внимание уделялось и уделяется по сегодняшний день вопросу обработки информации. В России уже в 1927 г. применялись на железных дорогах механические счетно-аналитические машины. В середине ХХ века в составе министерства путей сообщения работали машиносчетные станции и фабрики механизированного учета. В 60е гг. начали применяться электронно-вычислительные машины, а в начале 70х гг. наступила пора создания полноценных автоматизированных систем управления. Поэтому в 1971 г. было создано Проектно-конструкторско-технологическое бюро автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом – ПКТБ АСУЖТ (ныне ПКТБ ЦКИ ОАО «РЖД») – первая проектная организация, предназначенная целенаправленно заниматься разработкой АСУ для железнодорожного транспорта.
Один из первых опытов совместной работы коллективов ПКТБ АСУЖТ и ГВЦ пришелся на создание диалоговой информационно-справочной системы контроля и управления оперативной работой железных дорог – ДИСКОР. В процессе этой работы были созданы и внедрены типовые структуры сообщений и унифицирован порядок обмена информацией с подразделениями железных дорог, а также между дорожными ИВЦ и ГВЦ.
В тот же момент в тесном профессиональном взаимодействии было спроектировано и внедрено несколько комплексов и задач для уровня МПС, в том числе «Расчет и корректировка технического плана эксплуатационной работы дорог», «Расчет планируемого объема отправления грузов», «Расчет грузопотоков в корреспонденции между стыковыми пунктами дорог», «Расчет ожидаемого выполнения и проектирования планового задания показателей использования локомотивов по сети и дорогам» и другие.
Рисунок 1. Основные задачи, решаемые в рамках АСУЖТ
Особое место среди подсистем АСУЖТ занимают автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП), неотъемлемой частью которой является АСУ сортировочной станции (АСУСС). АСОУП предназначена для создания и поддержания в реальном масштабе времени информационной модели перевозочного процесса, прогнозирования и текущего планирования эксплуатационной работы. На первом этапе функционирования системы обеспечиваются контроль дислокации и повагонный состав поездов, локомотивов грузового движения и спец. подвижного состава (рефрижераторов, крупнотоннажных контейнеров, недействующих локомотивов). По мере развития системы информационной модель дополняется данными о грузовой работе и вагонных парках. Вагонная информационной модель сети дорог создаётся в рамках общего банка данных АСОУП и представляет собой специализированный файл, отражающий информацию о каждом вагоне и имеющий ключ доступа — инвентарный номер вагона.[1]
Рисунок 2. Системы входящие в состав АСОУП
Спустя много лет была разработана вторая версия системы – АСОУП-2, в состав которой вошли оперативные номерные модели АСОУП: поездная, вагонная, контейнерная, локомотивная, локомотивных бригад, отправочная, модель заявок. При этом каждая из моделей является двухуровневой, вследствие чего любое событие в модели дорожного уровня оперативно отражается в соответствующей модели сетевого уровня ГВЦ. Часть данных, наоборот, формируется централизованно на сетевом уровне (заявки, сводный заказ, уточненный сводный заказ, паспорта вагонов и др.) и передается в дорожные системы в заданном регламенте.
Рисунок 3. Структура информатизации железнодорожного транспорта
В современных условиях важно сохранить технологическую основу железнодорожного комплекса, развивая гибкие, надежные и безопасные решения, которые используют потенциал коллективных инноваций, корпоративных знаний и совместной работы. Одно из совместных решений – проект расписания пригородных поездов, построенный по принципу объединения данных смежных систем ГИД-УРАЛ, СИРИУС, АСОУП-2, ЕК ИОММ, АСУ РСИ, ГЛОНАСС и др.
При осуществлении перевозочной деятельности в межгосударственном сообщении важный инструмент управления – информационные технологии. В настоящее время эффективность совместного использования парков грузовых вагонов и контейнеров государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, соблюдение единой технологии работы железнодорожного транспорта в значительной степени определяются уровнем информационного взаимодействия железнодорожных администраций [2].
Один из самых главных факторов влияющих на эффективность современных прикладных программных комплексов зависит не только от правильности технологических решений, но и от реализации интерфейсов пользователей информационных систем.
В настоящее время эти интерфейсы, созданные в виде автоматизированных рабочих мест (АРМ), реализованы на базе различных технологий, со своими системами авторизации, интерфейсом пользователя и процедурами обновления. Отсутствие единообразия и стандартизации создает серьезные проблемы в их сопровождении и развитии как пользователям, так и администраторам и разработчикам. Сложность разрабатываемых систем превратила создание и обслуживание программного обеспечения для АРМов в трудоемкую задачу.
Объединив приложения в одну информационную систему на одной платформе с единой системой авторизации и регистрации действий пользователей, можно обеспечить максимально простое развитие и наращивание функций, увеличить количество пользователей и ресурсов без каких-либо коренных структурных изменений и потери работоспособности. Основой построения такой системы являются портальные решения. Наиболее предпочтительной платформой для интеграции разрабатываемых в железнодорожной IT- инфраструктуре приложений является платформа компании IBM – WebSphere Portal.
С помощью такого решения, пользователь может увидеть всю информацию, к которой он имеет доступ и которая необходима для его эффективной работы. А также больше внимание заслуживают и дополнительные возможности, предоставляемые порталом, – это средства коллективной работы, организация разного рода хранилищ документов и справочников.
Созданное на базе портала решение существенно облегчает жизнь и пользователям, и разработчикам, и администраторам системы, позволяет гибко и оперативно подключать новые задачи, эффективно управлять всей инфраструктурой приложений. Изложенные подходы к созданию WEB-приложений на основе базы данных АСОУП в настоящее время реализуются в проекте создания консолидированной АСОУП в центрах обработки данных (АСОУП-2К) [3].
Библиографический список
- Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). URL:http://lokomo.ru/info/asuzht.html (дата обращения: 21.11.2017).
- Вишняков В.Ф. В одном строю на пути информатизации // Автоматика, связь, информатика. 2011. № 7. – C. 8-9.
- Крестинин А. В., Грибанов Д. В. Разработка эффективных прикладных программных комплексов // Автоматика, связь, информатика. 2011. № 7. – C. 22-23.