В нашей жизни большое значение имеет общение между людьми. Каждый день мы встречаемся с кем-то, обмениваемся информацией, делимся новостями,
переживаниями, чувствами. Общение делает человека счастливее, поднимает ему настроение. Оно помогает ему развиваться и совершенствоваться. Но не всегда бывает именно так. Между людьми очень часто происходят ссоры. Как научиться избегать конфликты? Не так уж и просто все время излучать позитив. Ведь нас повсюду подстерегают неприятные сюрпризы и нападки со стороны других людей. Но нам жизненно необходимо бороться с этим негативом.
Рассмотрим, что же означает само слово «конфликт». Определений, которые описывают его, очень много. Но все они показывают его основную суть – противоречие, противостояние, противоборство между людьми, которое высказывается вслух. Это сложный динамический процесс, который получил название от латинского «conflictus» – столкновение [1, c. 23].
Конфликтная ситуация в процессе своего формирования имеет три последовательные стадии развития. Первая стадия получила название – предметная стадия (обнаружение предмета не схождения взглядов). Вторая стадия – конфликтное взаимодействие (открытое высказывание обнаруженного предмета конфликта). Третья стадия – разрешение конфликтной ситуации (возможны два варианта: конфликт погашается полностью (ситуация разрешается) или конфликт погашается частично (ситуация притихает) [3, c. 94].
Существование человека всестороннее, поэтому и причины для возникновения столкновения могут затрагивать любые сферы деятельности человека. Конфликт может происходить из-за эмоциональной неприязни, каких-то поступков человека, непринятия определенных ситуаций. Остановимся на более важных факторах, формирующих ситуации конфликта.
Выделяют 3 причины возникновения конфликтов. Первой причиной являются цели (итог своей деятельности люди видят по-разному), второй – взгляды (в видении путей решения какой-то ситуации люди расходятся), третьей – чувства (люди не могут сойтись на уровне чувств друг к другу и на уровне эмоций) [2, c. 31].
Большая часть людей, которые оказываются участниками столкновения, пытается оправдать свое поведение провокационным поведением собеседника,
сложившимися обстоятельствами и т.п. Они не догадываются, что есть способы избегания конфликта в совершенно любой ситуации.
Существует несколько советов, которые помогут избежать конфликтную ситуацию:
1) Эмоции нужно держать под контролем, чтобы потом не жалеть о сделанном и сказанном;
2) Не нужно себя накручивать;
3) К собеседнику необходимо быть внимательным;
4) Не накапливайте в себе проблемы и обиды;
5) Сохраняйте вежливость и спокойствие.
Знание конфликтов повышает культуру общения человека. Если мы будем понимать причину конфликта, то сможем действовать в начавшемся конфликте более адекватно.
Библиографический список
- Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: учебник / Т.Н. Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 287 с.
- Краянский, А.Ю. Философия конфликта: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Ю. Краянский. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 55 с.
- Цветков, В.Л. Психология конфликта: От теории к практике: учебное пособие / В.Л. Цветков. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 183 с.