Проблема профессионального самоопределения была и остается одной из актуальных проблем науки, образования и всего общества в целом.
К настоящему времени как в отечественной, так и зарубежной науке накоплен богатый опыт в области теории и практики профессионального самоопределения. Различные аспекты данной проблемы детально разработаны и широко освещены в научных трудах: методологическое обоснование понятия «самоопределение» получило в работах Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского; про внутренний потенциал человека, который самореализуется, самоактуализируется говорили С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу; смысловой аспект рассматривал В. Франк; связь личностного самоопределения с системой ценностей отражал М.Р. Гинзбург, аспект личной реализации в процессе формирования представления о себе и о собственной профессиональной карьере рассматривает Л.И. Божович; К. Роджерс, Дж. Сьюпер, Л. Тайлер, Д. Тидеман, Д. Холланд и др. раскрывают профессиональное самоопределение как процесс реализации «Я-концепции»; возможности образовательной среды в развитии личности и профессиональном становлении показывают И. А. Баева, Н. В. Бордовская, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик, Е. А. Климов и др.
Невзирая на усиленное исследовательское внимание к обозначенной проблеме, отдельные ее аспекты остаются недостаточно изученными. Профессиональное самоопределение, обусловленное как личностным фактором, так и социальной значимостью, с приходом каждого следующего поколения и сменой реалий жизни приобретает новые оттенки и наполнение, требующих изучения. И, если говорить о таком феномене современности – поколении Z – то многие вопросы, связанные с ценностными ориентациями этого поколения, особенностями мировоззрения и мышления, критериями выбора профессионального пути и др., пока не получили в научных исследованиях должного внимания.
Проблема профессионального самоопределения нами рассматривается в фокусе нескольких измерений:
- социальное измерение связано с анализом сложившейся социально-экономической и социокультурной ситуации, влиянием определенных внешних факторов на выбор будущей профессии, особенностями освоения новым поколением социального опыта и вхождением в социальную среду;
- в психологическом измерении исследуются представители поколения Z как личности, как индивидуальности и субъекты профессионального становления; проводится изучение особенностей нового юного поколения, их мировоззрения, ценностей, процессов самосознания и самоопределения, предпочтений в выборе жизненного пути;
- технологическом, то есть, с точки зрения инструментализации процесса самоопределения, использования образовательного потенциала школьной среды для формирования технологической готовности к выбору профессии [1].
На этапе юности школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора и начального планирования профессиональной траектории. Теоретически доказано, что выбор происходит под воздействием ряда внутренних и внешних факторов. Среди внешних факторов выделяют социально-экономические, политические, культурные процессы в обществе, социальную среду ребенка, в частности, характер семейных отношений, организацию и содержание учебной деятельности, психологический климат школьной среды, личностные качества учителей и их стиль взаимодействия с учащимися и др. К внутренним факторам относится совокупность индивидуально-психологических, когнитивных, мотивационных, ценностно-ориентационных, смысловых, рефлексивных, операциональных характеристик личности подростка [2].
На современном этапе кардинальные изменения в обществе влекут за собой значительные перемены в привычном укладе и системе жизнедеятельности. Традиционные формы профессиональной самореализации, ранее основанные на устойчивой и жесткой предопределенности жизненного пути, сменяются на новые формы, в которых основное значение имеет способность самостоятельно конструировать жизненную карьеру, меняться и приспосабливаться к новой работе, новому направлению профессионального пути, новым ролям, новым технологиям. Постоянная трансформация рынка труда, чрезвычайно высокая подвижность конъюнктуры рыночной экономики, негарантированный характер занятости, изменение отношения к тем или иным профессиям, смена ценностных приоритетов в обществе – эти глобальные факторы оказывают влияние как на личностное, так и на профессиональное самоопределение подростков, существенно усложняя выбор профессиональной траектории [3].
Таким образом, готовность к профессиональному самоопределению становится не только условием благополучия и успешности человека, но и его жизненной необходимостью, обеспечивающей адаптацию на современном рынке труда и оптимальное функционирование в сложном, стремительно развивающемся мире.
В психологическом аспекте профессионального самоопределения на этапе юности важную роль играют процессы обретения самостоятельности, становления внутренней позиции, формирования профессиональной идентичности и целеполагания. Основной задачей, решаемой в юном возрасте, является, определение своего места в профессиональном пространстве с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. В основе самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественной выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования [4].
Проведение психологического анализа профессионального самоопределения на современном этапе невозможно без учета особенностей мировоззрения, мышления, ценностно-смысловых ориентаций нового поколения.
Поколение Z – дети первого «цифрового поколения», рожденные после 2000 года, то есть, в мире технологий, огромного потока информации и в полной мере испытывающие их влияние.
Отказ от традиционных устоявшихся форм в построении карьеры и деловых отношений, высокая эрудиция, креативность и одновременное снижение аналитического мышления; многозадачность, клиповость мышления на фоне дефицита внимания и снижения его устойчивости; гиперактивность и быстрое переключение фокуса внимания, пребывание в условиях информационной перегруженности, мировоззренческий разрыв с родителями, - присущие характерные черты и явления для поколения Z [5].
Ценности этого поколения в основном формируются под воздействием глобализации и инноваций, идеологий, навязываемых масс – медиа. Находясь под непрерывным воздействием информации, это поколение легко поддается влиянию.
Главная мотивация поколения Z — интерес, отсутствие скуки, захватывающие задачи. Им хочется всего и сразу. Из-за амбиций поколению Z не хочется планировать карьеру в областях с неясными перспективами роста. Им нужна возможность продвижения по карьерной лестнице, причем за короткое время.
Цифровое поколение свободно владеет мультитаскингом с присущим многозадачным мышлением, при этом часто испытывает трудность основательно сфокусироваться на одной большой проблеме.
Они не хотят и не могут учиться по-старому, испытывая потребность в интерактиве, ясно поставленных целях. Их стимулирует и мотивирует система оценивания, похожая на интернет-реалии: лайки, рейтинги, комментарии.
Исследователями отмечаются значительные изменения в социальной идентичности нового поколения, которая больше, чем когда-либо, формируется не только на основе действий самой личности, но и того, что о ней говорят в интернете другие. Значительная часть нового поколения начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности и для этого изучает социальные процессы, вопросы влияния на людей, сознательно рефлексируя на них.
Социально-психологический анализ внешних и внутренних факторов профессионального самоопределения поколения Z позволяет выявить ряд противоречий:
- противоречие между довлеющей в обществе культовой идеологией успеха, основанной на идее быстрой карьеры, быстрого богатства, яркой узнаваемости образа и самой сутью самоопределения, основанной на возможности самореализации и раскрытии внутреннего потенциала;
- противоречие между психологическими особенностями нового поколения, естественным для него стремлением к самоутверждению и отсутствие учета этих особенностей взрослым поколением (родителей, учителями), влияющим на выбор профессионального пути;
- противоречие между характерным для любого человека стремлением к стабильности, предсказуемости жизнедеятельности и нестабильной ситуацией в стране и обществе;
- противоречие между скоростным темпом изменения рынка труда и практически неизменной организацией в стенах школы профориентационной работы;
- противоречие между наличием широких возможностей для самореализации в современном мире и несозревшей ценностно-смысловой ориентации, незнанием подростка, где, в чем, для чего и как он может себя реализовать;
- противоречие между неготовностью юного поколения сделать осознанный, самостоятельный выбор профессионального пути и потребностью работодателей в профессионально ориентированной личности, способной к личностному и профессиональному продвижению
- противоречие между разработанными в науке высокими технологиями формирования профессионального самоопределения с использованием потенциала школьной среды и неготовностью массовой школы к их использованию, отсутствием эффективных программ психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся [6].
Выделение указанных противоречий подводит к необходимости создания целенаправленной программы психолого-педагогического сопровождения школьников и позволяет спроектировать ее содержание и формы организации.
Главная цель программы – обеспечение технологической готовности к выбору профессии на основе знания своих индивидуально-психологических особенностей, развитие у учащихся способности к осознанному, самостоятельному и ответственному выбору профессии. Содержание программы направлено на формирование необходимых умений:
- умения соотносить свои особенности с требованиями профессиональной деятельности как на уровне общих представлений, так и на уровне конкретных навыков и умений;
- умения проектировать образ профессионального будущего и предусматривать вариативность профессиональных деятельностей в условиях изменчивого мира;
- умения выстраивать план и технологию получения конкретной профессии;
- умения использовать различные возможности и ресурсы для практической реализации своего выбора.
Данная программа была реализована на базе МБОУ СОШ №6 г. Пушкино Московской области. Результаты показали, что формирование адекватных представлений о своей возможной профессии и о собственных возможностях, не только положительно сказывается на осознанном осуществлении выбора, но и способствует личностному развитию.
Библиографический список
- Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т.6. № 3. С. 255–263. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71403.shtml (дата обращения: 08.09.2017).
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 304 с.
- Луговская Т.В., Соколова Е.В., Егармин П.А., Герасимова М.М. Социально-психологические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5.
- Сапа А. В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2.
- Сорокоумова Е.А. Возрастная психология: учеб. пособие для СПО – 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2017. 227 с.
- Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 105–113. doi:10.17759/psyedu.2016080110 (дата обращения 29.10.2017).
Количество просмотров публикации: Please wait