Экстремизм является одним из существующих социальных рисков в современном мире и в России [1, 2, 3], поэтому пристального внимания заслуживают вопросы научно-методических подходов к профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде. Принимаемые законы и научные исследования в рамках данной проблематики определяют требования к содержанию и условиям реализации профилактической работы по предупреждению и противодействию экстремизма и терроризма в молодежной среде. В данной статье подготовленной по проекту «Разработка методических рекомендаций, по созданию психолого-педагогических условий ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивным воздействиям в условиях воспитания в семьях с родственниками лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности», выполняемому в рамках Государственного задания Минобрнауки России (№27.10037.2017/5.1) [4] представлены материалы научно-практических и организационных работ проводимых в ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в этом направлении.
В целях эффективного применения двух федеральных законов №№ 114, 35 о противодействии экстремизму и терроризму [5,6] в 2017 году было намечено и реализовано:
1. Психолого-педагогическое сопровождение детей из группы риска: несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности, в том числе, подростков с девиантным поведением;
2. Разработка методических рекомендаций, по созданию психолого-педагогических условий ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивным воздействиям в условиях воспитания в семьях с родственниками лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности [4].
По заданию Министерства образования и науки России Федеральным институтом развития образования разработаны методические материалы по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде [7]. Основные направления и реализованные мероприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные (реализованные) направления работы с молодежью
№№ | Основные мероприятия | Реализация мероприятий |
1 | Профилактика – мероприятия по профилактике экстремизма в молодежной среде: | 1) разработаны предложения по комплексу мер по реализации национальной стратегии воспитания детей и молодежи содержащий план мероприятий по профилактике экстремизма для разных ступеней образования;
2) подготовлены методические материалы для работников и руководства образовательных организаций по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде: - основанные на методологии управления рисками ксенофобии с целью профилактики экстремизма в подростковой и молодежной среде; - содержащие актуальные вопросы воспитания и социализации детей и молодежи направленные на профилактику экстремизма в подростковой и молодежной среде в русле реализации национальной стратегии развития и воспитания. |
2 | Противодействие распространиению – мероприятия по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде: | 1) пакет из 7 методик для диагностики уровня агрессивности поведения, интолерантности и экстремизма подростков и молодежи;
2) сборник методических и диагностических материалов для работников и руководства образовательных организаций по диагностике и профилактике экстремизма и терроризма в подростковой и молодежной среде; 3) проведен семинар для проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования и специалистов комитетов по делам молодежи субъектов Российской Федерации. |
3 | Мероприятия по разработке методических материалов по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде | 1) Раскрыты основные психологические основания профилактики экстремизма в молодежной среде. Раскрыто влияние кардинальных социальных трансформаций на восприятие мира и общение. Доказано, что необходимым условием психолого-педагогической работы по преодолению экстремизма должно стать развитие у подростков и юношей адекватных представлений о себе и мире, гибкой самооценки и гармоничной идентичности, формирование гражданской социализации и социокультурной социализированности.
2) Представлена программа психологической профилактики экстремизма, включающая 3 блока: информационный, ценностный и поведенческий. Доказано, что даже косвенная профилактика экстремизма, связанная с повышением у молодых людей уверенности в себе и своем будущем, а также с актуализацией их интереса к творчеству и своей профессиональной деятельности, существенно снижает риск появления экстремистских установок. |
Как отмечает Т. Д. Марцинковская: «…необходимым условием психолого-педагогической работы по преодолению экстремизма должно стать развитие у подростков и юношей адекватных представлений о себе и мире, гибкой самооценки и гармоничной идентичности. Важным моментом в процессе общей социализации подростков и молодежи является формирование гражданской социализации и социализированности в основных социальных группах» [цит. по 7]. Так автор предлагает в программу психологической профилактики экстремизма включать 3 блока [7]. См. рис 1.
Рисунок 1. Содержание программы психологической профилактики экстремизма
Существует несколько форм социально-реабилитационной работы применимой и в случаях связанных с социальной адаптацией учащихся подпавших под воздействие идеологии терроризма. Организация социальной, психологической и психолого-педагогической работы в условиях социальной ситуации риска проявлений экстремистского поведения предполагает обращение к социальной поддержке: «…М. Аргайл считает, что социальная поддержка снижает воздействие тяжелых ситуаций на психическое здоровье личности, способствуя росту самооценки и уверенности в себе, предотвращая развитие депрессии и тревожности, формируя уверенность в такой поддержке в будущем и делая человека менее восприимчивым к стрессовым воздействиям» [цит. по 3].
Для разработки социально-педагогической реабилитационной программы работы с девиантными подростками важен учет ряда положений и функциональных характеристик деятельности специалистов ее осуществляющих. Они представлены в таблице (см. табл.2.)
Таблица 2 -Социально-реабилитационная поддержка дезадаптированных учащихся
1. Основные положения социально-педагогической работы | |
1.1 | Опора на положительные качества учащегося, т. е. необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха»; |
2.1 | Формирование будущих жизненных устремлений (например, работа, направленная на определение будущей профессии, помощь в выборе соответствующего интересам и возможностям учебного заведения и в трудоустройстве); |
2.3 | Включение учащегося в значимую для него общественно полезную деятельность; |
Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с учащимся. | |
2. Функции | |
2.1 | Восстановительная функция – предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у учащегося до наступления дезадаптации |
2.2 | Компенсирующая функция:
|
2.3 | Стимулирующая функция –направлена на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы (внушение, убеждение, пример и др.). |
В текущем году был реализован ряд задач, одна из которых: «Психолого-педагогическое сопровождение детей из группы риска: несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности, в том числе, подростков с девиантным поведением – это проект, направленный на поддержание психологического и социального здоровья детей и подростков, обеспечение безопасности, психолого-педагогической социальной адресной поддержки детей и подростков» [1].
Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей из группы риска: несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности, в том числе, подростков с девиантным поведением, осуществлена разработка психолого-педагогических технологий адаптации и диагностических методик для оценки условий нахождения в семье и образовательной организации детей, в том числе несовершеннолетних, из семей лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности на основе теоретического обоснования моделей адаптации детей группы риска, находящихся в разных социокультурных условиях.
В целом, было осуществлено следующее:
1) проведен мониторинг, направленный на изучение проблем адаптации детей из группы риска, в том числе совершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности;
2) разработаны и апробированы психолого-педагогические технологии адаптации детей из группы риска, в том числе несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности.
Обобщая вышесказанное важно отметить следующее:
- проведение указанных работ в дальнейшем будет способствовать реализации психолого-педагогической помощи детям групп социального риска, в том числе несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности развитие детей, их адаптацию и участие в общественной жизни, в перспективе – в общественно-полезном труде;
- реализация проекта способствует социальной интеграции детей и подростков в общество, достижения социального согласия, как противодействия эскалации культуры социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма в полиэтническом, поликонфессиональном российском обществе.
Библиографический список
- Дробижева Л.М., Паин Э.А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М., 2002. С.40.
- Егоров М.И., Маргулян Я.А. Молодежный экстремизм как социальное явление в условиях постиндустриального общества // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.; [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6944 (дата обращения: 24.10.2017)
- Солдатова Г., Зинченко Ю. П., Шайгерова Л. А. Террористический акт как экстремальная ситуация в обществе риска // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 2(6). — С. 98–112.
- Краткий перечень тем научно – исследовательских работ, предлагаемых к выполнению в интересах Департаментов Минобрнауки России, для включения в государственное задание ФГАУ «ФИРО» на 2017 год http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2017/01/Pril_1.pdf“>[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2017/01/Pril_1.pdf (дата обращения: 24.10.2017)
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25 июля 2002 года.
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 6 марта 2006 г.
- Марцинковская Т.Д. Психологические основания профилактики экстремистских установок подростков и молодежи. Образовательная политика №3 (73) 2016, С. 26-34.