Безопасность населения, государства и общества должно быть приоритетной задачей государства, что отражается в трудах Карла Маркса: «безопасность есть высшее социальное понятие гражданского общества» [1]. Бабурин С.Н. отмечал: «показатель безопасности настолько существен, что может быть отнесен к признакам государства. Безопасность территории является существенным условием существования и развития государства. … Стремление человеческого общества к безопасности и привело к появлению государства, целью и назначением которого выступает безопасность национального организма» [2].
По мнению Ж. Бодена: «цель государства заключается … во внешней безопасности и внутреннем мире, в охранении законного порядка и внешнего благосостояния»[3].
Категория «безопасность» может быть определена, в предварительном плане, как сетевая устойчивая совокупность необходимых и достаточных факторов, надежно обеспечивающих:
- достойную жизнь каждого человека;
- защищенность всех структур жизнеспособности семьи, общества и государства;
- их цели, идеалы, ценности и интересы, их культуру и образ жизни, традиции от неприемлемых рисков, от внутренних и внешних вызовов и угроз;
- способность эффективно предотвращать формирующиеся опасности на основе культуры компромисса по поводу благополучия и справедливости для всех [4].
Национальная безопасность – это концепция, согласно которой правительство должно защищать государство и его граждан от всех видов «национальных» кризисов посредством различных энергетических прогнозов, таких как политическая власть, дипломатия, экономическая и военная мощь.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», закрепляющие основное содержание и принципы обеспечения безопасности государства, личности, экологии, и других видов безопасности. Также данный закон регулирует деятельность различных государственных органов, и регламентирует статус Совета Безопасности Российской Федерации.
Основными принципами осуществления безопасности являются:
- Соблюдение и защита прав, интересов и свобод гражданина и человека;
- Комплексность и системность применения механизмов обеспечения безопасности;
- Приоритет предупредительных и профилактических мер в целях обеспечения безопасности;
- Взаимодействие органов государственной, муниципальной власти, и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и других государственных органов с общественными объединениями, организациями и т.д.[5]
Угрозы для нарушения безопасности в России могут быть внешними и внутренними. Современные внутренние угрозы являются намного опаснее, чем внешние, потому что их сложнее распознать, также они возникают спонтанно и неожиданно в результате социальных, экономических, экологических и других неопределенных изменениях, как следствие недооценки или переоценки определенных факторов, как закономерные, и от этого не менее опасные, последствия дефектов общественных, политических, управленческих структур и тому подобное.
Проанализировав состояние национальной безопасности за последние несколько лет, можно прийти к выводу, что внутренние угрозы являются наиболее актуальными для национальной безопасности. В первою очередь они связаны с национальными интересами и некоторые из них являются довольно опасными и с каждым годом их продолжительность только увеличивается.
Большинство угроз направлены на экологическую, экономическую, социально-политическую, военную и информационную сферы и являются достаточно длительными и опасными. Также можно включить сферу региональных отношений, а также криминализация общества, которая затрагивает все сферы жизни.
К основным внутренним угрозам национальной безопасности можно отнести:
- Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Большой социальный разрыв между небольшим числом богатого населения и населения находящегося за чертой бедности создает социальную напряженность в обществе, которое может перейти к масштабным социально-экономическим потрясениям. Из-за социальной напряженности также возникают неблагоприятные последствия, такие как формирование криминальных структур, организация преступных группировок, увеличение числа употребляющих наркотики, алкоголь и т.д.
- Неравномерное экономическое развитие регионов. В современной России увеличивается тенденция разрыва единого экономического пространства среди регионов. Большая разница в уровне социально-экономического развития регионов, увеличение числа дотационных республик, повальная безработица в одних регионах и расцвет других приводит к напряженности, разрушая существующие связи и препятствует межрегиональной интеграции. Для решения этой проблемы необходимо активизировать внутренний потенциал каждого региона, вкладывая ресурсы в те отрасли экономики, которые особенно актуальны для данной местности.
- Криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметилась тенденция сращивания между ними. Также в современном бизнес сообществе многие предприниматели, избегая здоровой и свободной конкуренции отказываются от правовых методов разрешения споров между собой и используют помощь криминальных структур. Всё это негативно влияет на общую экономическую конъюнктуру и мешает выходу национальной экономике из кризиса. Устранение этой угрозы может служить укрепление органов внутренней безопасности, усовершенствуя законодательные акты, регулирующие данный вид деятельности.
- Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Опасность данной угрозы еще в том, что ее активно транслируют и разжигают ряд общественных объединений, в чьи интересы не входит национальное единство России, а также сохранение культурной целостности.
- Повсеместное нарушение единого правового пространства. Единое правовое пространство-это пространство, очерченное границами государства и характеризуется единством правового регулирования финансовых, социальных, политических и хозяйственных отношений по всей территории Российской Федерации. Нарушение единого правового пространства в первую очередь связано с тем, что федеральные органы власти или органы местного самоуправления разрабатывали и реализовывали нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству. Необходимо создание координационного центра, который бы контролировал органы местного самоуправления является нарушением правового пространства, потому что влечет за собой правовой нигилизм и самоуправство.
- Снижение физического здоровья населения, что приводит к сокращению рождаемости и высокому проценту рождения больных детей, что в последующем приведет к уменьшению продолжительности жизни населения. Снижение физического здоровья населения происходит из-за нескольких факторов. Во-первых, положение в системе здравоохранения остается на уровне ниже среднего, это обусловлено нехваткой специалистов в лечебных заведениях из-за низкой оплаты труда, а также из-за устаревшего оборудования, размещенного почти в 80% больниц в стране. Во-вторых, по данным Госкомстата, каждый шестой из 70 млн. работающих россиян трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, а каждый второй житель страны обитает в экологически неблагоприятной обстановке. В-третьих, алкоголь, сигареты и наркотические вещества, которые являются бичом общества, так как от них страдают в первую очередь молодое население. Всё это приводит к высокой естественной убыли населения, которое в свою очередь приводит к сокращению трудоспособного населения в стране. Угроза национальной безопасности состоит в том, что из-за сокращения человеческого капитала снижается экономический рост и развитие промышленности, а также ослабевает оборонительная сфера, ведь кто сможет защитить страну, если не останется здоровых людей. Повысить физическое здоровье населения страны помогут реформы в области здравоохранения, доступность получения качественного медицинского обслуживания, пропаганда здорового образа жизни, а также закрепление дополнительного налогообложения за предприятиями, выпускающими алкогольную и табачную продукции.
В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимозависимы. Их ликвидация является нужной не только для создания надлежащего уровня национальной безопасности, но и сохранения российской государственности.
В Российской Федерации основным механизмом обеспечения национальной безопасности является Концепция Национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10.01. 2000 года. Данная концепция направлена на обеспечение безопасности личности, общества и государства в целом от внутренних и внешних угроз [6].
Также значительное место при решении задач по пресечению и нейтрализации угроз, представляющих наибольшую опасность развитию России как правового, демократического государства, принадлежит системе Министерства внутренних дел. Общей функцией органов внутренних дел, является обеспечение внутренней безопасности государства, обеспечения внутренней стабильности в государстве путем, прежде всего, противодействия противоправным и преступным посягательствам. Содержание общей функции выражается через основные функции ОВД по обеспечению национальной, а именно, как мы определились, внутренней безопасности страны.
Таким образом, можно сделать вывод о то, что для защиты национальной безопасности от внутренних угроз, в первую очередь, необходимо повысить уровень жизни населения, что в свою очередь приведет к социальной стабильности в обществе.
Библиографический список
- Маркс К. К еврейскому вопросу// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1 С.401
- Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М. 2012.- 234 с.
- Алексеева А.С. Русское государственное право. Пособие с лекциями. М, 2013.- 120 с.
- Кузнецов В.Н.- социология безопасности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Учебное пособие. — М.: МГУ, 2007. — 423 с.
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» [Электронный ресурс]: система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 10.10.2017)
- Концепция Национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10.01. 2000 года [Электронный ресурс]: система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 10.10.2017)