Мотивация является одной из самых интересных тем психологии. И.А. Зимняя дает следующее определение термину «учебная мотивация»: «…частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность» [1, с. 42] Изучение учебной мотивации студентов находит отражение в регулярных педагогических исследованиях. За объективно схожими действиями обучающихся, такими, как стремление к отличной учебе, очень часто скрыты различные мотивы.
Нами было проведено исследование, в ходе которого было опрошено 40 студентов Нижегородского педагогического университета им. К.Минина. Результаты анкетирования будут представлены в ходе повествования. Для начала разберемся, какие виды учебной мотивации существуют.
Б.И. Додонов, являясь выдающимся советским психологом и создателем концепции эмоциональной направленности личности, выделил четыре структурных компонента учебной мотивации: удовольствие от процесса обучения; стремление к результату; вознаграждения за деятельность; ориентация на избегание наказания. [2]
Мотивы, в том числе учебные, можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся наказание или вознаграждение, давление окружающих и т.п. К внутренним мотивам (ориентация на процесс и результат) относят стремление к новым знаниям, к самовыражению, к развитию новых навыков, к повышению профессионального уровня и т.д. Интервьюированные нами студенты были поделены на тех, кто достигает больших успехов в учебе и тех, кому она дается тяжелее. Более 60% опрошенных нами «отличников» и «хорошистов» не нуждаются во внешней мотивации, а руководствуются собственными стремлением к получению качественных знаний по профессии и удовольствием от процесса обучения. Большинство студентов (около 85%),,не имеющих больших успехов в учебе, обучаются в ВУЗе по причине того, что «все ровесники учатся, не хочу быть хуже» или имеют давление со стороны родителей.
Большей продуктивности достигают те студенты, которые руководствуются именно внутренней мотивацией. Она связана с лучшим запоминанием материала, более высоким уровнем усвоения знаний, ростом самоуважения, преобладанием позитивных эмоций: интереса, удовлетворения от работы. 34 из 40 студентов сказали, что им легче подготовиться к экзамену/зачету, если предмет им действительно интересен.
Внешне мотивированные люди реже берут на себя ответственность, предпочитают простую работу или ту, за которую они точно получат вознаграждение. Во время проведения исследования нами была замечена так же следующая тенденция: студенты, стремящиеся к отличной учебе более активны в общественной жизни, спорте или других областях, нежели те, кто учится средне.
Внешние мотивы, в свою очередь, могут подразделяться на положительные (достижение успеха) и отрицательные (боязнь провала). Мотивация страха неудачи – это негативная мотивация. В данной ситуации человек стремится избежать наказания порицания, а не удовлетворить свои внутренние стремления, желания. Еще не приступив к осуществлению какой-либо деятельности, студент уже боится негативных последствий, забывая о возможном успехе. Положительная мотивация более полезна, чем отрицательная, хотя по силе мотивационного эффекта они могут быть равны.
Несколько опрошенных студентов упоминали, что начинали учить тот или иной материал из-за страха провалиться на экзамене, чаще всего приступали к подготовке в последний день, что сказывалось на настроении и результате.
Учебная мотивация играет огромную роль и крайне важна для студентов. Ее наличие гарантирует продуктивность процесса обучения, повышает уровень внимания, понимания и усвоения нового материала. Мы считаем, что одним из главных принципов успеха в учебной деятельности является правильный выбор учебного заведения и направления подготовки, так как именно интерес и внутренняя тяга к обучению способствует успешному усвоению и дальнейшему применению знаний.
Библиографический список
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2008. – 384 с.
- Додонов Б. И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. — 1973. — № 1. — С. 18-28.