Общественного питание или индустрия общественного питания − это предприятие которое организует питание населению так производит и организует готовую продукцию как на предприятии общественного питания так и вне его. Так же возможность оказать другие дополнительные услуги и услуги по организации досуга.
Исходя из определений общественного питания можно выделить что в современном мире предприятия общественного питания не только удовлетворяют потребность населения в организации питания, но и предлагают комплекс услуг для отдыха и развлечения [1].
Ресторанный бизнес в России активно развивается, он берет за основу западные и мировые тенденции и инновации.
Ресторанный бизнес− это предприятие общественного питания которое обеспечивает потребителей едой и напитками в специально отведенном для этого месте и соблюдает все гигиенические и законодательные требования [1].
А.А Клейман и О.Б.Евреинов рассматривает два понятия о ресторанном бизнесе. Он считает что ресторанный бизнес это одновременно и искусство организации времяпровождения людей, основной составляющей которого является прием пищи. Одним из основных составляющих ресторанного бизнеса являются: атмосфера, еда, обслуживание. И говорит о том что ресторанный бизнес это коммерческая деятельность цель которой получение прибыли путем создания всех необходимых условий для удовлетворения потребностей клиентов в комфортном и качественном приеме пищи [2].
Для повышения конкурентоспособности услуг питания можно воспользоваться методикой А.Н.Хвастунова «Методика оценки конкурентоспособности предприятий общественного питания». При помощи этой методики мы можем увидеть достоинства и недостатки и далее улучшить качество обслуживания.
В данной методике анализируется качество продукции, ассортимент, режим работы, атмосферу предприятия. Исходя из оценок потребителей мы делаем вывод о качестве производственной деятельности.
Оценка конкурентоспособности предприятия, один из важнейших факторов, выявляющих реальное состояние предприятия на рынке. Данная оценка позволит спрогнозировать методы и способы дальнейшего развития предприятия.[3]
Анализ данных предприятий показал, что сегодня в Костроме насчитывается примерно 60 ресторанов.
В ходе изучения вопроса о конкурентоспособности услуг питания был проведен опрос, которые проходили сотрудники кафе бар «Камелот» в городе Кострома повар, официант и бармен. Все ответили что условием работы и графиком работы удовлетворены «больше да, чем нет». Не устраивает работников заработная плата и они ответили «скорее нет, чем да». Отношение внутри коллектива все трое выделили на отлично, не все удовлетворены отношением с руководством. Профессиональным развитием и возможностью карьерного роста удовлетворены все кроме повара, так же довольны питание которое предоставляет работодатель [4].
Для более успешной конкурентоспособности ресторанного бизнеса, можно предложить несколько способов для ее повышения. К примеру в костромской области мало известных сетей ресторанов. Можно предложить такой ресторан как KFC. Это ресторан быстрого питания фаст-фу.
Самая известная сеть итальянской кухни в Москве это Il Patio. Ресторан предлагает своим гостям пиццу, пасту, а самое главное это умеренные цены. Такой ресторан уместен был бы и в Костроме, потому что, ресторанов с итальянской кухней в городе мало.
Так же можно предложить тематические рестораны. Таких в Костроме мало, можно выделить ресторан «Белое солнце», «Старая пристань», «Снегурочка».
Существует множество электронных новинок, которые могут применяться в маркетинговой сфере предприятия питания, например, это:
- электронное меню. С его использованием сокращается время ожидания официанта, и делает процесс заказа более быстрым. Согласно некоторым данным поток гостей после внедрения данной программы увеличился на 15-20%. Так как, это очень удобно для данного поколения и современно.
- штрих-код или же QR-код. В этот код можно расположить полную информацию о своем ресторане, меню и акциях. Такую новинку можно разместить на чеках и на рекламных стойках, а так же при входе в ресторан;
- кнопка вызова официанта. Она обычно располагается на столе посетителя или сбоку от стола на стене, что значительно сокращает время на поиск и привлечение внимания официанта. Подобная кнопка позволяет менеджеру проконтролировать работу и скорость реагирования официанта с момента когда гость нажал кнопку и до того момента, когда он подошел к столику. Такая кнопка удобна не только посетителям, но и самому официанту.
- приложение на мобильный телефон. Это приложение позволит всего за несколько минут заказать любое блюдо из любого ресторана вашего города без общения с менеджером или с оператором, так же можно узнать о последних новинках в меню и акциях, и оставить отзыв о ресторане и их качестве обслуживания [5].
Так же можно предложить гастрономический, трехдневный тур по Костроме.
В программу тура включено посещение знаменитых ресторанов такие как, ресторан «Метелица», «Славянский», «Берендеевка». Посещение центрального рынка, сырной биржи(попробовать сыры Костромского производства и не только) поездка в парк Берендеевка, зоопарк и на лосеферму(попробовать настоящее лосиное молоко). В этой программе туристы смогут попробовать не только настоящую Костромскую кухню, но и посетить достопримечательности и просто погулять по Костроме.
В нашем случае программа тура ориентирована на развлекающую программу, которая является основополагающей при составлении мероприятий. Туристам предлагается посетить самые знаменитые места и рестораны города Костромы. Проживание туристов предусмотрено в отеле Снегурочка .
Таким образом, составленная нами программы 3х-дневного развлекательного тура является оптимальной, достаточной для того, чтобы туристы смогли посетить знаменитые рестораны в городе Костроме и ознакомиться с достопримечательностями региона. Программа предполагает наличие свободного времени, для покупки Костромских продуктов и ознакомление с ассортиментом.
Библиографический список
- Морозова, А. О. Особенности типологии названий предприятий ресторанного бизнеса // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. №3.
- Клейман А.А. Инфраструктура туризма // Стратегия развития: монография. 2015.
- Хвастунов А.Н. Методика оценки конкурентоспособности предприятий общественного питания / Известия ИГЭА, 2007. № 6
- Джум Т.А. ОльшанскаяС.А. Организация сервисного обслуживания в туризме : учеб.пособие / Джум Т.А. ОльшанскаяС.А.−М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015.
- Общественное питание // LifeKostroma. URL: http://lifekostroma.ru/kuda-shodit-v-kostrome/razvlecheniya-kostromy (дата обращения 10.09.2017).