Для автоматизации поиска массовых открытых онлайн-курсов требуется разработка информационной системы, которая будет использоваться для подбора онлайн-курсов из открытого онлайн-образования по определенным критериям. Разработка системы будет выполняться с помощью онтологического подхода в средстве разработки Protégé. Одним из этапов проектирования разработки данной системы является формирование бизнес-требований и вариантов использования системы.
Бизнес-требования содержат высокоуровневые цели организации или заказчиков системы. В этом документе объясняется, почему организации нужна данная система, т. е. описаны цели, которые организация намерена достичь с помощью системы. Бизнес-требования, как правило, записываются в форме документа об образе и границах проекта, который еще иногда называют уставом проекта или документом рыночных требований [1].
Система должна выполнять следующие функции:
- Хранение данных по онлайн-курсам из списка открытого онлайн-образования.
- Ввод дисциплины, для которой необходимо найти онлайн-курс.
- Выполнение запроса онлайн-курсов из списка открытого онлайн-образования по указанной дисциплине.
- Формирование списка онлайн-курсов из открытого онлайн-образования для указанной дисциплины.
Определим бизнес-цели и критерии успеха для проектируемой информационной системы.
Бизнес – цель 1. Уменьшить среднее время каждого студента на поиски нужного онлайн-курса из открытого онлайн-образования.
Бизнес – цель 2. Улучшить систему подготовки квалифицированных специалистов.
Критерий успеха 1. Своевременная информационная осведомленность студента о наличии онлайн-курсов.
Критерий успеха 2. Уменьшение временных ресурсов для преподавателей образовательного учреждения при подборе дополнительных источников обучения при включении в учебный процесс онлайн-курсы в качестве модуля дисциплины.
Следующий этап формирования требований – разработка требований пользователей и описание их в виде документа о вариантах использования. Варианты использования в данном случае меняют традиционный подход к сбору информации; пользователей не спрашивают, что с их точки зрения должна делать система, а выясняют, какие задачи собирается с ее помощью решать пользователь [1]. Цель такого подхода – описать все подобные задачи.
Выделим пользователей проектируемой системы. Результаты предпроектного обследования показали, что к ним относятся: студенты и преподаватели (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма варианта использования c позиции пользователей (студенты и преподаватели)
Для студентов образовательного учреждения новая информационная система будет представлять собой приложение, позволяющее найти онлайн-курс из открытого онлайн-образования в зависимости от указанной дисциплины, в отличие от ручного поиска в сети Интернет. Для преподавателей образовательного учреждения информационная система будет представлять собой приложение, позволяющее найти онлайн-курс из открытого онлайн-образования в зависимости от указанной дисциплины и впоследствии предоставляющее возможность самостоятельно скорректировать образовательные планы.
Таким образом, при реализации системы по вышеизложенным требованиям будут достигнуты все бизнес-цели и успех внедрения проекта в образовательную систему будет обеспечен.
Библиографический список
- Вигерс Карл. Разработка требований к программному обеспечению / Карл Вигерс. М. : Издат.-торговый дом «Русская редакция», с Орлов С. Технологии разработки программного обеспечения. Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Питер», с. 12.