В условиях появления новых информационных технологий и новейших средств телекоммуникаций претерпевают изменения и подходы к обучению. На настоящий момент наиболее распространенным подходом для повышения уровня образования является использование массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Под МООК подразумевается образовательный интернет-курс, преподаваемый в специфическом формате на специализированных платформах.
Основными преимуществами использования МООК в образовательном процессе являются [1]:
- бесплатный доступ к образовательному контенту;
- для преподавателей – возможность провести обучение и оценку полученных студентами знаний в онлайн-режиме;
- для обучающихся – возможность получить сертификат, свидетельствующий об успешном освоении курса;
- для образовательных учреждений – возможность представить лучшие образовательные практики на мировом образовательном рынке.
Таким образом, данные курсы являются дополнением к традиционным методам получения образования, а в определенных условиях и альтернативным, что позволяет студентам не прерывать процесс саморазвития и самообразования в быстроменяющихся условиях современной жизни.
Однако многообразие платформ непрерывного образования и онлайн-курсов немного затрудняет поиск необходимого онлайн-курса. В среднем на поиск нужного онлайн-курса из открытого онлайн-образования для различных дисциплин тратится около 1-2 часов. Так возникла идея в разработке единого удобного инструментария, подбирающего онлайн-курсы по определенным критериям. Критериями поиска могут быть как направления подготовки, дисциплины, так и формируемые компетенции. При проектировании данного инструментария было решено воспользоваться онтологическим подходом и разработать онтологическую базу знаний с помощью средства разработки Protégé.
Рассмотрим само понятие «онтология». Существуют несколько определений, однако на мой взгляд наиболее распространенным является определение онтологии, сформулированное Н. Грубером: «Онтология – это спецификация концептуализации» [2]. Стоит пояснить, что под «концептуализацией» понимается строгое описание системы понятий, объектов, других сущностей и отношений, связывающих их друг с другом.
Внедрение базы знаний в образовательную систему позволит:
- Уменьшить среднее время каждого студента на поиски нужного онлайн-курса из открытого онлайн-образования.
- Уменьшить временные ресурсы для преподавателей образовательного учреждения при подборе дополнительных источников обучения при включении в учебный процесс онлайн-курсов в качестве модуля дисциплины.
- Улучшить систему подготовки квалифицированных специалистов.
Библиографический список
- Что такое МООК? // Новосибирский Государственный Университет. URL:http://www.nsu.ru/2d868196abde02c0b216295410532973
- Gruber T. R. A translation approach to portable ontologies // Knowledge Acquisition, 1993, V. 5(2), P.199-220.