В настоящее время реализация различного рода операций с землёй, безусловно, не может происходить без учета территориальных зон и градостроительного регламента. Ведь использование земли и земельных участков должно быть в соответствии с ее целевым назначением. Другими словами, каждый фрагмент земельного участка отведен для определенного спецприменения. В градостроительном законодательстве используют так называемое «зонирование», которое определяет функционал участка земли. Зонирование – это рациональное распределение территории земли в городе аналогично их функциональным назначением, с учетом комбинации природных элементов поверхности таких фрагментов земли, регулированием правовых отношений.
В Градостроительном Кодексе имеют место два аспекта зонирования, в рамках которого устанавливается анализ зонирования в качестве определенного процесса, сопряженного с необходимостью разделить установленные территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с представлением того, как будут использоваться эти участки, и какие будут существовать запреты на и использование.
Кроме того, целесообразно говорить о правовом зонировании, то есть с точки зрения законодательной базы опосредующей деятельность того или иного местного органа, имеющего своей разработку и реализацию правил землепользования и застройки городских и сельских поселений. Это происходит путем издания местных нормативно-правовых актов, не противоречащих основным федеральным законам и кодексам. Другими словами, это правовой инструмент, регулирующий отношения в сфере строительства и благоустройства в рамках определенного населенного пункта либо города.
Вышеозначенных подход делает обязательным для соблюдения всеми участниками строительной деятельности положений Градостроительного зонирования. В частности, речь идет о деятельности: подрядчиков, заказчиков, инженеров, а также должностных лиц органов государственной власти. Все фрагменты градостроительного зонирования имеет свой регламент, который выражается в правилах землепользования и застройки.
Подобная обусловленность нашла свое выражение в Градостроительном Кодексе РФ, где были определены цели разработки Правил землепользования, основными среди которых представляются:
1) цели создания условий, обеспечивающих возможность устойчиво развиваться для территорий муниципальных образований, а также возможности сохранить окружающую среду и объекты культурного наследия;
2) цели создания условий, обеспечивающих планировку территорий муниципального образования;
3) цели обеспечения законодательно закрепленных прав и законных интересов, принадлежащих как физическим, так и юридическим лица, в частности, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства;
4) цели создания условий, способствующих привлечению инвестиций, в частности посредством обеспечения возможности выбрать определенные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства как наиболее эффективные» [1, п.1., ст.30].
Подобная классификация позволяет установить наличие определенных видов и составов территориальных зон, подразделяющихся зоны жилого, общественно-делового, производственного, инженерного и транспортного инфраструктурного, сельскохозяйственного использования.
Кроме того, к данной характеристике целесообразно отнести рекреационные, особо охраняемые территории, зоны специального назначения, зоны на которых размещены военные объекты, а также территориальные зоны иного назначения.
Исходя из предложенной характеристики, целесообразно установить, что действующее законодательство определят в качестве жилых зон, зонирование, преследующее своей целью застройку индивидуальными жилыми домами, застройку малоэтажными жилыми домами; застройку среднеэтажными жилыми домами; застройку многоэтажными жилыми домами; а также зоны жилой застройки иных видов.
Принимая во внимание специфику означенных жилых зонах, следует отметить допускаемую возможность размещать самостоятельно строящиеся объекты социального и коммунально-бытового назначения. Также имеет место практика возведения медицинских, образовательных, культовых зданий объектов медицинского назначения, а также стоянок автомобильного транспорта, гаражей. Наряду с представленным перечнем, означенная классификация может быть дополнена зданиями, которые связанны с проживанием граждан, и при этом не имеющими возможности оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В качестве следующей категории, которую необходимо определить, представляется категория общественно-деловых зон, которые включают: зоны, носящие деловой, общественный и коммерческий характер; зоны, где размещены объекты социального и коммунально-бытового назначения; зоны, назначение которых заключается в обслуживании объектов, которые необходимы для того, чтобы осуществлять производственную и предпринимательскую деятельность.
Производственные зоны, обусловлены наличием инженерной и транспортной инфраструктур. Кроме того, речь может идти о имеющихся помещениях коммунального и складского назначения, а также об объектах жилищно – коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры. Кроме того, могут иметь место объекты оптовой торговли. Особо следует отметить тот факт, что производственные зоны могут оказывать незначительное воздействия на окружающую среду, с определенными нормами.
«Иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов»[3].
Соответственно зоны сельскохозяйственного использования включают в себя: сельскохозяйственные угодья, то есть, пашни, сенокосы, пастбища, сады. Кроме того, речь может идти о зонах, занятых объектами сельскохозяйственного назначения, дачами.
Характеризуя зоны, имеющие своей целью рекреационные функции, необходимо говорить городских лесах, скверах, парках, городских садах, прудах, озерах, водохранилищах, пляжах, расположенных в границах территорий. Особую группу составляют зоны границах иных территорий, которые могут быть использованы и предназначены для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Наряду с представленными характеристиками, особого внимания заслуживает разновидность зон, относящихся к охраняемых территориям, включающим в себя территории, отличающиеся особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Примечательно, что зонам специального назначения можно отнести зоны, на которых расположены кладбища, крематории, скотомогильники, объекты размещения отходов потребления и иные объекты, размещения которых может быть обеспечено только в специально указанных зонах.
В рамках представленного подхода особого внимания заслуживает анализ, приведенных в Градостроительном Кодексе РФ Правил землепользования и застройки, включающих в себя характеристику порядка их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты»[1, п.2, ст.30 ].
Наряду с представленной характеристикой необходимо отметить, тот факт, что Градостроительный регламент в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, предусматривает классификацию:
1) видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории»[1, п.9, ст.30].
В силу высказанных соображений, представляется возможным установить, что в отношении порядка правового зонирования наиболее объективной видится трактовка, позволяющая судить о нем как о механизме реализации планов градостроительного развития, намерений местного сообщества и граждан по созданию благоприятной среды проживания.
Библиографический список
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (с изм. от 29.07.2017) (редакция, действующая с 30 сентября 2017 года) [Электронный ресурс]. URL: 30f753e5c5a4b03ef9092d/Дата обращения: 04.10.2017
- Мещерякова С. В., Пирожкова И. Г., Фролов С. А. Градостроительное право: история и современность: Учебное пособие / Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ».– 2016, 87 с.
- Шкрыль Ю.А., Швыденко Н.В. Зонирование как важный элемент земельных отношений. Сборник материалов VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2016» ///Международный студенческий вестник [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1580/18457 Дата обращения: 04.10.2017