Познавательный процесс состоит из двух неразрывно связанных уровней – чувственного и рационального, которые, в свою очередь, представлены разными методами исследования, обладающими собственной спецификой.
Чувственный уровень познавательной активности человека ярче всего представлен экспериментом, являющемся своего рода «лицом науки», поскольку наука в идеале – экспериментальна (хотя эксперименты не всегда возможны, здесь есть принципиальные ограничения).
Однако существую и другие не менее значимые методы чувственного уровня познания, позволяющие учёным предельно глубоко исследовать изучаемый объект.
Одним из таких методов является наблюдение, он также является одним из ведущих методов (чувственного) познания (наряду с экспериментом и измерением), недаром учёного часто называют наблюдателем.
Наблюдение, таким образом, – это познавательная деятельность человека, она связана с целенаправленным восприятием предметов и явлений окружающего мира.
Наблюдение как метод дано человеку стихийно: человек непрерывно наблюдает (наблюдение как «живое созерцание»), однако на «высоком» уровне наблюдение становится одним из ведущих общенаучных методов познания: наблюдение связано с решением вполне определённых научных проблем и задач.
Цель метода наблюдения: либо получение некоторого исходного материала, позволяющего подтвердить (укрепить)/опровергнуть исходную гипотезу, либо сбор исходного материла для последующего теоретического истолкования.
Спецификой метода наблюдения является непосредственная опора на органы чувств: органы чувств становятся своеобразным «зеркалом» окружающего мира (именно с этим моментом связаны органические дефекты метода наблюдения – «зеркало» может быть «мутным»: органы чувств в силу специфики человеческой природы могут искажать информацию, давая субъективные сведения), при этом, в отличие от эксперимента, наблюдение подразумевает минимальное влияние на объект и его общую активность. Опора делается именно на органы чувств или – «усиленные» органы чувств: приборы, позволяющие многократно увеличить различительную способность органов чувств.
В результате наблюдения исследователь получает уникальную информацию об объекте своего исследования, получить которую можно исключительно в ходе наблюдения. Это может стать фактическим материалом науки. А наука опирается на факты.
В этом отношении значение наблюдения как метода научного исследования сложно переоценить.
Выделяют различные виды наблюдений (по разным основаниям): непосредственное (без приборов) и опосредованное приборами; полевые наблюдения (осуществляющиеся в естественной среде) и лабораторные, приводящиеся в искусственной среде; включённое (когда наблюдатель включён в процесс наблюдения) и невключённое…
Требования, предъявляемые к методу, таковы: замысел должен быть однозначным; наблюдатель проявляет активность особым образом (наблюдает только нужные/важные для исследования объекты); объективность и систематичность (данные можно повторно наблюдать или проконтролировать с помощью другого метода исследования).
У метода наблюдения есть существенные ограничения, носящие как объективный, так и субъективный характер.
В первом случае – случае «объективных недостатков», следует учитывать неконструктивность использования данного метода при охвате большого массива данных; невозможность проведения повторного наблюдения; исключительно актуальное время проведения наблюдения (только в момент события), что коррелирует, в свою очередь, со сложностью фиксации данных (отложенная фиксация); время, отведённое на наблюдение, может быть ограничено (например, длительностью уникального события).
Всё это, действительно, объективно делает метод наблюдения трудоёмким.
Субъективные ограничения метода обусловлены, по сути, самим фактом наличия субъекта научного познания (наблюдателя): все допущенные наблюдателем ошибки (в силу действия всех четырёх «идолов» Ф. Бэкона); особо стоит отметить настойчивое желание наблюдателя подтвердить свою гипотезу (скатывание в «постправду»); не представление «голого» (очищенного от субъективности) факта, а, скорее, интерпретации факта.
В целях уменьшения/нивелировки «доли» субъективного при фиксации сведений в отчёте о проведённых исследованиях с помощью метода наблюдения необходимо выдержать следующие параметры: тщательно вести документацию (внимание к фактам: время и место, все обстоятельства наблюдаемых событий); указывать способ наблюдения, косвенно или прямо отражающий роль наблюдателя при проведении наблюдения; характеристика наблюдаемых объектов; отдельно интерпретации самого наблюдателя; указание на надёжность полученных в ходе применения метода наблюдения результатов (надёжными могут считаться сведения, полученные несколькими наблюдателями; сведения, собранные одним наблюдателем, но в разное время либо сведения, поступившие от разных наблюдателей в разной время).