ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ЛИЦ, СКЛОННЫХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ И ПРИОБРЕТЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ, СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕПАРАТОВ И АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ

Сорокин Михаил Владимирович1, Сорокина Ольга Евгеньевна2, Мазалева Людмила Валерьевна3
1Владимирский юридический институт ФСИН России, кандидат юридических наук заместитель начальника кафедры организации режима и надзора
2Владимирский государственный университет, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права
3Владимирский юридический институт ФСИН России, старший преподаватель кафедры организации режима и надзора

Аннотация
В рамках обеспечения внутренней национальной безопасности Российской Федерации деятельности уголовно-исполнительной системы, является одной из основных задач закрепленной в федеральном и ведомственном законодательстве. Одним из направлений профилактической деятельности являются работа с лицами, склонными к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков. Как свидетельствует проведенный анализ, ежегодно в исправительных учреждениях изымается большой объем указанных запрещенных веществ, что свидетельствует о необходимости выработки дополнительных мер по профилактике данного состава правонарушений.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сорокин М.В., Сорокина О.Е., Мазалева Л.В. Организация работы по профилактике правонарушений среди лиц, склонных к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/10/84437 (дата обращения: 23.04.2024).

О наличии упущений в данном направлении деятельности и необходимости совершенствования указанного направления профилактики свидетельствуют статистические данные, приведенные в таблице.

2013

2014

2015

2016

Количество склонных к употреблению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих препаратов и алкогольных напитков

12078

11586

11502

10786

Количество случаев употребления осужденными алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе

1573

768

522

487

Групповые отравления осужденных лакокрасочными и другими веществами / в том числе со смертельным исходом

11 / 6

9 / 6

7 / 5

13 / 5

Количество изъятых алкогольных напитков промышленного производства (литры)

10515,6

9680,2

7394,3

4234,7

Количество изъятых алкогольных напитков кустарного производства (литры)

42150,7

37954,5

30341,1

30746,5

Количество изъятых наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (граммы)

84504,19

92025,75

77369,41

46000,32

Также, необходимо отметить, что ежегодно в учреждениях уголовно-исполнительной системы регистрируются случаи отравления, связанные с немедицинским употреблением наркотических и психотропных веществ.

Виды исправительных учреждений

2015 г.

2016 г.

Следственные изоляторы

5

9

Исправительные колонии

25

20

Лечебно-исправительные учреждения

0

1

Больницы

8

8

Воспитательные колонии

1

0

Предупреждение незаконного оборота наркотиков, профилактика наркомании, токсикомании и связанных с ними преступлений в местах лишения свободы и содержания под стражей предполагает комплексное использование всех возможностей для системного осуществления общей и индивидуальной профилактики.

Ежегодно в исправительных учреждениях и следственных изоляторах УИС регистрируются достаточно большой объем преступных деяний по ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов). Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии у определенного круга лиц противоправных намерений, даже во время нахождения в местах изоляции.

Диаграмма 1. Количество зарегистрированных преступлений по ст. 228 УК РФ (приобретение, сбыт наркотических веществ) в учреждениях УИС 2013 – 2016 г.г.

Кроме указанных обстоятельств о наличии угрозы употребления и распространения наркомании и алкоголизма в местах лишения свободы и содержания под стражей свидетельствуют данные о количестве лиц больных наркоманией и алкоголизмом.

2015 г.

2016 г.

Численность лиц, больных наркоманией

49377

46797

Численность лиц, больных алкоголизмом

20767

20066

В связи с этим, важным аспектом в профессиональной подготовке сотрудников является знание признаков наркотического опьянения, с целью своевременного реагирования на совершенное правонарушение, выразившееся в употреблении наркотических средств, психотропных веществ или сильнодействующих медицинских препаратов.

В соответствии с утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 № 933н «Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», к клиническим признакам опьянения относятся:

1. Изменения психической деятельности человека, которые выражаются в следующем:

  • неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции;
  • заторможенность, сонливость или возбуждение;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • ускорение или замедление темпа мышления.
2. Изменения вегетативно-сосудистых реакций, выражающаяся:
  • гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз;
  • инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых;
  • сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз;
  • учащение или замедление дыхания;
  • тахикардия или брадикардия;
  • сужение или расширение зрачков;
  • вялая реакция зрачков на свет.
3. Нарушения двигательной сферы, выражающаяся:
  • двигательное возбуждение или заторможенность;
  • пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами;
  • неустойчивость в позе Ромберга;
  • ошибки при выполнении координаторных проб;
  • тремор век и (или) языка, рук;
  • нарушения речи в виде дизартрии.

Кроме приведенных выше признаков, характеризующих лицо, допустившее употребление наркотиков. Необходимо привести дополнительные внешние признаки и изменения в поведении, которые происходят у лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения после употребления некоторых препаратов (веществ).

Зная указанные признаки сотрудник сможет не только своевременно среагировать на незаконные действия связанные с употреблением наркотических средств, но принять меры к изоляции и своевременной фиксации факта незаконных действий подозреваемого, обвиняемого или осужденного. Кроме того сотрудник УИС должен владеть знаниями о характеризующих признаках наиболее распространенных на территории России наркотических средств.

Необходимо отметить, что согласно статистической отчетности, в 2016 году 98,6% наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров были изъяты при доставке на территорию охраняемых объектов. Информация об обстоятельствах их изъятия указывает на три основных канала поступления, это:

  • перебросы на территорию учреждений УИС (45,9%);
  • посылки, передачи и бандероли (20,1%);
  • пронос через КПП, в том числе при проведении свиданий и в результате обысков вновь прибывших подозреваемых, обвиняемых, осужденных (34%).

Как известно, наиболее эффективным специальным средством для борьбы с проникновением наркотиков в учреждения УИС являются специальные собаки по поиску наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее – по поиску НС). Вместе с тем, по результатам 2016 года с использованием специальных собак по поиску НС на охраняемых объектах и прилегающих территориях были обнаружены и иъяты всего 18,5% от общего объема наркотиков. Данный показатель свидетельствует о низкой результативности применения специальных собак в работе по профилактике поступления в учреждения УИС наркотических средств .

С целью повышения эффективности данного направления профилактической деятельности необходимо:

1. Организовать пресечение перебросов через запретные зоны наркотических средств и других запрещенных предметов силами резервных групп караулов и дежурных смен, групп по патрулированию внутренних запретных зон (кинологов-патрульных со служебными собаками).

2. Обеспечить комплектование выделенных должностей специалистов-кинологов со специальными собаками по поиску НС наиболее подготовленными сотрудниками кинологических подразделений учреждений УИС, прошедшими профессиональное обучение либо профессиональную переподготовку со специальными собаками указанной категории на циклах кинологической службы образовательных организаций УИС.

3. Организовать обязательное применение специальных собак по поиску НС:

  • при досмотрах поступивших в учреждения УИС посылок, передач и бандеролей, для осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
  • при проведении внезапных обыскных мероприятий (включая выходные и праздничные дни);
  • при поступлении в учреждения УИС вновь прибывших осужденных;
  • при поступлении оперативной информации о попытке доставки в учреждение УИС наркотиков и их производных;
  • для досмотра вещей, предметов, обнаруженных и изъятых при пресечении перебросов и других случаев доставки, в ходе обыскных мероприятий.

4. Сосредоточить усилия по применению специальных собак по поиску НС в закрепленных учреждениях УИС на плановых и общих обысках, досмотрах лиц, проходящих через КПП, в том числе на свидания, а также транспортных средств, въезжающих на территории охраняемых объектов.

Другим составляющим элементом указанного направления профилактической деятельности администрации ИУ, СИЗО является контроль и недопущение употребления лакокрасочной и иной продукции, содержащей токсичные вещества. Указанное направление является наиболее актуальным в свете отсутствия возможности у осужденных, как свидетельствуют приведенные выше статистические данные, заполучить для употребления наркотические, психотропные или сильнодействующие медицинские препараты, а наличие на режимной территории и в ряде случаях бесконтрольное использование лакокрасочных материалов и растворителей, позволяет получать токсичное опьянение указанной продукцией, которое в ряде случаях заканчивается смертельным исходом.

Диаграмма 1. Количество групповых отравлений осужденных лакокрасочными и другими веществами в учреждениях УИС 2013 – 2016 г.г.

В территориальных органах, исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России необходимо организовать выполнение единых режимных требований на производственных объектах центров трудовой адаптации осужденных (далее – ЦТАО), участках (мастерских), в отрядах, в жилых (режимных, хозяйственных) зонах, а также в учебных классах, участках (мастерских) профессиональных училищ при работе с лакокрасочными и другими материалами, содержащими токсические вещества

Основными целями установления единых режимных требований являются недопущение случаев использования в преступных и иных противоправных целях и употребления спецконтингентом токсичных веществ, содержащихся в лакокрасочных и других материалах применяемых в учреждениях УФСИН.

Лакокрасочные и иные материалы, содержащие токсичные вещества – вещества и материалы, которые при использовании спецконтингентом не по прямому назначению, могут привести к отравлению, опьянению, одурманиванию лиц или нанести ущерб имуществу учреждения ФСИН: лаки, все виды красок, растворители, клей, кислотные и щелочные растворы и иные вещества.

Персональную ответственность за выполнение установленных требований несут:

  • на производственных объектах (ЦТАО) – заместители начальников учреждений (по производству) – начальники ЦТАО;
  • на участках и мастерских, находящихся в жилых зонах ИУ, в режимных и хозяйственных зонах СИЗО – заместители начальников учреждений (по тылу);
  • в помещениях отрядов осужденных исправительных учреждений – заместители начальников учреждений (по кадрам и воспитательной работе);
  • в учебных классах и мастерских ПУ (филиалов ПУ) – директора (соответствующие мастера производственного обучения филиала) ПУ.

Ответственность за безопасное обращение с лакокрасочными и другими материалами, содержащими токсичные вещества,
на конкретных объектах учреждений несут лица, назначенные приказом начальника учреждения (начальники отрядов, сотрудники тыловых
служб, аттестованный производственный персонал). Причем в исправительных учреждениях закрепление сотрудников за объектами
должно соответствовать закреплению согласно системе объектового надзора «сектор-объект».

Ответственность на объектах ПУ несут мастера производственного обучения, назначенные приказом директора ПУ с обязательным согласованием с отделом безопасности соответствующего учреждения.

Общий контроль за использованием лакокрасочных и других материалов, содержащих токсичные вещества, на объектах учреждения осуществляет комиссия, назначенная приказом начальника учреждения. Председателем данной комиссии назначается заместитель начальника учреждения (по безопасности (режиму) и оперативной работе), членами – заместители начальника учреждения (по тылу, производству (начальники
ЦТАО), кадрам и воспитательной работе), начальники отделов и служб, директора ПУ, а также сотрудники отдела безопасности
(режима) учреждения.

Режимные требования при работе с лакокрасочными и другими материалами, содержащими токсичные вещества:

  1. При проведении работ с лакокрасочными и другими материалами, содержащими токсичные вещества, сотрудники (работники ПУ) учреждений руководствуются инструкциями по технике безопасности и пожарной безопасности.
  2. На все лакокрасочные и другие материалы, содержащие токсичные вещества, используемые на объектах учреждений ФСИН. определяется разряд, класс опасности, категория и доводится до всех заинтересованных служб.
  3. Складские и другие помещения, в которых хранятся лакокрасочные и другие материалы, содержащие токсичные вещества, должны быть специально оборудованы для этих целей, обеспечены первичными средствами пожаротушения и исключать возможность доступа к ним осужденных (обвиняемых и подозреваемых).

    Основное хранение лакокрасочных и других материалов, содержащих токсичные вещества, должно осуществляться за охраняемой территорией, занос (завоз) на производственные участки, мастерские, классы и отряды и соответствующее их хранение разрешается на время работы, исходя из норм расходов на вышеуказанную продукцию, определяемую на основании ТУ и ГОСТ.

  4. К работе на объектах, где применяются лакокрасочные и другие материалы, содержащие токсичные вещества допускаются только осужденные, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний правил безопасности труда и пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума.
  5. Все лица, работающие с такими материалами, в обязательном порядке предупреждаются под расписку о возможной смертельной опасности использования этих материалов в качестве заменителей алкогольных напитков или для получения токсического опьянения при вдыхании токсических психоактивных веществ.

Порядок заноса (завоза) на режимную территорию лакокрасочных материалов и иных токсичных веществ

Доставку лакокрасочных и других материалов, содержащих токсичные вещества, на объекты учреждения через контрольно-пропускные пункты (далее – КПП) производят только лица, назначенные приказом начальника учреждения. Копии данных приказов должны находиться на КПП, в отделе безопасности (режима) учреждения, на соответствующих складах, цехах, участках, кладовых и вывешиваться на видных местах.

Сотрудник учреждения (работник ПУ) УФСИН, намеревающийся занести (завезти) необходимый лакокрасочный или другой материал, содержащий токсичные вещества, обязан получить специальный пропуск, утвержденный начальником учреждения.

Пропуска на занос (провоз) материальных ценностей состоят из трех частей (сам пропуск, корешок выдачи и корешок часового КПП), брошюруются в специальную книжку, учитываются в канцелярии и хранятся в отделе безопасности (режима) учреждения.

После выдачи пропуска лицу, намеревающемуся занести (завезти) материал, корешок выдачи с указанием лица и количества материала остается в отделе безопасности (режима) учреждения.

При проносе (провозе) лакокрасочного или другого материала, содержащего токсичные вещества, сотрудник учреждения (работник ПУ) предъявляет часовому КПП пропуск. Часовой КПП обязан доложить начальнику караула о факте проноса (провоза), проверить право лица на пронос (провоз) согласно списку утвержденному приказом начальника учреждения и визуально осмотреть материал. Начальник караула обязан сообщить оперативному дежурному о факте доставки лакокрасочного материала через КПП.

По докладу начальника караула о проносе лакокрасочного или другого материала, содержащего токсичные вещества дежурный помощник начальника учреждения выдвигается сам, либо отдает распоряжение заместителю о проверке наличия и количества доставляемого вещества в помещении КПП с соответствующей записью в журнале учета доставки лакокрасочных и других материалов, содержащих токсичные вещества.

В случае провоза данных веществ через транспортное КПП дежурный помощник начальника учреждения отдает распоряжение заместителю о проверке наличия и количества вещества на территории транспортного КПП с соответствующей записью в журнале. После осмотра сотрудниками дежурной смены и при отсутствии каких-либо нарушений часовой КПП пропускает лицо с материалом на охраняемую территорию.

Доставленные лакокрасочные материалы предоставляется ответственному лицу (сотруднику учреждения или работнику ПУ) на закрепленном объекте которого будет использоваться лакокрасочный или другой материал, содержащий токсичные вещества. Выдача, сдача и использование материалов осуществляется под контролем ответственного лица с записью в специальном Журнале учета выдачи и сдачи лакокрасочных и других материалов, содержащих токсичные вещества.

Использование по назначению соответствующего вещества и материала в течение необходимого периода времени осуществляется под личным контролем ответственного лица (сотрудника учреждения или работника ПУ) на закрепленном объекте учреждения.

Контроль за использованием лакокрасочных и других материалов, содержащих токсичные вещества, осуществляет комиссия учреждения не реже одного раза в квартал путем проверки корешков пропусков, журналов учета доставки лакокрасочных и других материалов, содержащих токсичные вещества, учета выдачи и сдачи лакокрасочных и других материалов, содержащих токсичные вещества, а также по результатам изъятия неучтенных остатков вышеуказанных материалов в ходе плановых и внеплановых обысков в учреждении.

После окончания работ остаток лакокрасочных и других материалов, содержащих токсичные вещества, направляется на склад учреждения, о чем ответственным лицом на объекте делается соответствующая запись в журнале учета выдачи и сдачи лакокрасочных и других материалов, содержащих токсичные вещества.

  1. Не разрешается применение красок и растворителей неизвестного состава. Все поступающие на склады краски, эмали, лаки, грунты, шпаклевки, растворители и разбавители должны иметь при каждой партии сертификаты и паспорта с обязательным указанием химического состава лакокрасочных материалов. При возможности выбора лакокрасочных материалов они должны выбираться и применяться с наименее токсичными растворителями. Во всех случаях, где это допускается технологическим процессом, смеси растворителей, содержащие бензол, должны быть заменены другими, менее токсичными растворителями. В тех случаях, когда замена бензола другими растворителями или разбавителями по технологическим причинам невозможна, содержание его в составе не должна превышать 10% всей жидкой (летучей) части состава краски.
  2. Перемешивание и разжижение лакокрасочных материалов должно производится в металлических ведрах, бочках или резервуарах, которые должны быть снабжены плотно закрывающимися крышками. Указанные работы осуществляются под контролем представителя администрации учреждения.
  3. В цехах, производственных мастерских, учебно-производственных мастерских и других объектах использования лакокрасочных материалов их запас не должен превышать количества, необходимого для суточного производства (проведения работ), и должен хранится в плотно закрытой таре в специально отведенных местах. К рабочему месту лакокрасочные составы должны доставляться в готовом к употреблению виде в количестве, не превышающем сменного расхода.
  4. На видных местах производственных участков и других мест использования лакокрасочных материалов должны быть вывешены плакаты, указатели, предупреждающие об опасности или дающие ясные указания по технике безопасности и производственной санитарии.
  5. Ответственным лицом должен быть обеспечен строгий контроль за правильностью расходования выдаваемых лакокрасочных материалов, растворителей и разбавителей, в состав которых входят токсичные вещества, исключающий возможность использования их не по прямому назначению.

В случае выявления фактов проноса вышеуказанных веществ с нарушением, некачественного надзора за спецконтингентом, осуществляющем работу с данными материалами и веществами, изъятия во время обысковых мероприятий остатков неучтенных или бесконтрольно лежащих веществ, в обязательном порядке должна проводится служебная проверка с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

В заключении необходимо отметь, что индивидуальная профилактическая работа с указанной категорией лиц должна осуществляться путем:

  • организации и проведения мероприятий по выявлению и учету лиц, подлежащих профилактическому воздействию;
  • разработки и реализации индивидуально-воспитательных, лечебных, оперативно-розыскных, дисциплинарных и иных мер в отношении профилактируемых лиц в целях склонения их к отказу от совершения, а также пресечения противоправных действий.

Система индивидуально-профилактического воздействия на лиц, вовлеченных в сферу незаконного оборота наркотиков, помимо проведения целенаправленных оперативно-розыскных мероприятий, должна включать в себя:

  • усиленный надзор за поведением указанных категорий лиц, содержащихся в учреждении и их родственных (близких) связей;
  • проведение регулярных медицинских осмотров и освидетельствование профилактируемых;
  • их индивидуальное изучение и воспитательная работа с ними;
  • тщательное расследование фактов нарушений порядка отбывания наказания и содержания под стражей, а также обстоятельств вступления представителей администрации в незаконные связи.

Библиографический список
  1. Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 № 933н.
  2. О повышении эффективности применения служебных собак в работе по профилактике доставки наркотических средств, перекрытия каналов их поступления в учреждения УИС: указание ФСИН России от 28.04.2017 № исх-08-27201 (документ опубликован не был).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сорокин Михаил Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация