УЧАСТИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЭКУМЕНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

Смирнова Анна Олеговна
Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины

Аннотация
Данная статья посвящена истории возникновения экуменизма, созданию организации Всемирного Совета Церквей и процессу вступления в нее РПЦ. В связи с этим рассматриваются проблемы, с которыми столкнулась РПЦ. Производится аналитика изменения отношения Московского Патриархата к экуменизму и ВСЦ. Актуальность работы обусловлена необходимостью понимания почему РПЦ, выступающая с критикой экуменизма, до сих пор не выходит из главной ее организации ВСЦ.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнова А.О. Участие Русской Православной церкви в экуменическом движении // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/10/84379 (дата обращения: 14.03.2024).

Пожалуй, главной тенденцией в истории Христианского мира за последнее столетие был курс к религиозному объединению. На ряду со всеобщей глобализацией, когда мир в различных его сферах стремится к унификации и формированию единой системы, различные религиозные учения, сначала протестантские затем и общехристианские искали пути преодоления разобщенности в вопросах веры, богослужения и стремились выработать план общей деятельности. В данной работе будет рассмотрен ряд вопросов, касающихся экуменизма, его истории, деятельности экуменических организаций, роли РПЦ в процессе объединения церквей и ее позиция в межхристианских отношениях на современном этапе.

Что же такое экуменизм, откуда он берет начало и на что направлен? Началом всемирного экуменического движения принято считать Эдинбургскую миссионерскую конференцию 1910 года. Стоит отметить, что миссионерство это одна из важнейших задач представителей различных религий, прежде всего мировых. Своей целью миссионерская деятельность ставит распространение знаний о своей религии в пределах какой-либо страны или за ее границами. Это очень общее определение миссионерской деятельности, т.к. сложно обозначить четкие границы между ней и прозелитизмом, которое трактуется как стремление обратить в веру атеистов и иноверцев. Тем не менее именно проблемы миссионерской деятельности, возникшие между представителями различных протестантских учений дали толчок к обсуждению вопросов единства. Конференция в Эдинбурге ставила перед собой задачу выяснить и разрешить эти противоречия, которые возникали у представителей протестантских деноминаций в колониальных странах. Проблема заключалась в критике церквями друг друга, что значительно ослабляло общую миссионерскую деятельность. Здесь же и была высказана идея о сплочении различных вероучений для общей цели создать единую церковь, единую не только в области миссионерской работы, не только в области социальной деятельности, но единую и в области догматики и богословия.

Конференция таких масштабов была проведена впервые, было собрано множество полезной информации, дающей широкое представление о работе церквей в различных точках планеты и высказаны серьезные предложения, давшие мощный толчок к дальнейшему развитию экуменизма среди христианских учений.

В последствии сложилось два направления в предполагаемом объединении: объединение в вопросах устройства церквей и объединение в вопросах совместной деятельности.

Первая Мировая война послужила стимулом для создания таких экуменических движений как Faith and Order (“Вера и церковное устройство”), Life and Work (“Жизнь и деятельность”). Если говорить о высших целях, которые ставили перед собой эти организации, то стоит отметить, что принципиальные различия заключались в их идеологии. Движение “Вера и церковное устройство” видели смысл в объединении всех христиан на единстве веры, а “Жизнь и деятельность” напротив видело невозможность в вопросе о достижении единства веры, но стремилось к объединению христиан на основе общей деятельности церквей.

В 1920 и 1927 году проходили конференции движения “Вера и церковное устройство”, на которых были представлены более 400 представителей от православных, протестантских и др. церквей. Обсуждение происходило вокруг вопросов вероисповеданий. В свою очередь движение “Жизнь и деятельность” провело ряд конференций, где давали свою общехристианскую оценку войне, экономическому и социальному состоянию стран и тактику недопущения повторной войны. Стоит сказать, что эти два видных экуменических движения не были единственными, но вероятно наиболее значимыми. Их параллельное существование в конце концов привело к тому, что в 1937 году начали вестись переговоры про объединение в некую общую новую организацию. Несколько лет создавались комитеты, призванные определить порядок этого слияния, выработать общие положения работы и уже только после окончания Второй Мировой войны в 1948 году стало возможным создание Всемирного Совета церквей. Был принят устав и названы общие положения деятельности. Главным документом совета считается принятая в 1950 году Торонтская декларация. Согласно ей: “Всемирный совет церквей не является и никогда не должен стать сверх-церковью…ни в коем случае ни одна Церковь не может и не будет принуждаться к принятию решений, противоречащих ее убеждениям” [1, с.192]. Целью своей деятельности организация объявила обсуждение и изучение возможности единства церкви, при этом членство в организации не обязывает различным церквям признавать друг друга, они лишь подписываются помогать церквям-участницам при необходимости.

С самого начала процесса создания ВСЦ, РПЦ не находилась в стороне. Здесь стоит понимать, что экуменическое движение развивалось в большей степени по инициативе протестантских вероучений. Во время создания ВСЦ в Москве проходила встреча представителей автокефальных православных церквей в связи с 500-летием автокефалии РПЦ. Была принята резолюция по вопросу “Экуменическое движение и Православная церковь”. В тексте резолюции Римская католическая церковь и протестантские учения ставятся в оппозицию РПЦ. Высказано мнение о том, что создавая подобного рода организации как ВСЦ, каждое из христианских направлений стремится достичь своих целей. РКЦ, например, “в заботах о сохранении своего земного авторитета, идя по пути использования политических связей с сильными мира его, пытается соблазнить Православную Церковь на соглашение с ним. К этой последней цели папство стремится посредством создания разного рода униональных,по направлению, организаций” [2]. Протестанты вступая в союз стремятся объединится во-первых между собой, во-вторых сотрудничать с православными церквями, чтобы противостоять амбициям католической церкви на определенную религиозную гегемонию. В 1948 РПЦ отказалась вступать в союз, аргументировав это несоответствием целей ВСЦ с целями РПЦ; В резолюции сказано: ” в течение всех истекших десяти лет (с 1937 по 1948 г.) идея воссоединения Церквей на догматической и вероучительной почве документально больше уже не обсуждается — ей дано второстепенное педагогическое значение для будущего поколения. Таким образом, современное нам экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения Церквей благодатными путями и средствами;”. Резолюцию подписали: РПЦ, Патриарх Грузии, Патриарх Сербии, Румынии, Экзарх Болгарский и некоторые другие представители восточного православия.

Но вступление во ВСЦ все же произошло, только не в 1948, а в 1961 году, когда на очередной Ассамблее РПЦ “гарантировалось право свободно свидетельствовать в ВСЦ о своем понимании церкви и путей обретения христианского единства.” [2]. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий: “Мы с удовлетворением констатируем, что… [экуменическое движение] во многом встало на путь стремления к более церковному, духовному строю деятельности… И мы изменили в настоящее время нашу позицию по отношению к Всемирному Совету Церквей. Впрочем, и раньше у нас, православных, не было холодного и тем более пренебрежительного отношения к западным христианам. Напротив, мы всегда охотно шли навстречу их духовным исканиям и запросам, желая соединения всех под Главою Христом в лоне Его Святой Церкви.”[3]

Вступив в союз члены православных церквей начали ощущать влияние и обретенные за годы работы традиции протестантского понимания экуменизма. РПЦ множество раз критиковало методы работы и устройство ВСЦ. Проблема заключалась в доминировании протестантского над православным или другим направлением христианства. Это проявлялось и в голосовании, где решения принимались большинством голосов, хотя они имели больше совещательный характер и не были обязательными к исполнению. В целом, православные церкви чувствовали свою второстепенность участвуя в выяснении вопросов не касающихся их интересов. Критика деятельности ВЦС привела к тому, что на 8 Ассамблее в Зимбабве была организована комиссия регламентирующая порядок участия Православных церквей в работе ВСЦ. Генеральный секретарь Райзер подчеркнул: “никогда ранее за 50 лет своей истории ВСЦ не относился к своим членам — Православным Церквам так серьёзно, как принимая это решение”[3].

Готовность к открытому диалогу способствовала к некоторым достижения работы РПЦ в совете. Успешными для православных считаются решения достигнутые на конференции 1993 года в Сантьяго. Это: “…о необходимости сосредоточиться на вопросах экклезиологии, исповедания апостольской веры, на обязательности для всех Никео-Цареградского символа веры (без филиокве), на единстве в понимании Апостольского Предания и Апостольского преемства, на вопросах об авторитете Церкви, первенстве в служении единству, на необходимости осуждения прозелитизма”[4]. Но какими бы успешными не были отдельные моменты в межхристианском диалоге, деятели РПЦ все чаще стали говорить о кризисных явлениях в работе ВСЦ.

В 2000 году принят документ “Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию”. В нем само понятие “экуменизм” подвергается переосмыслению. Текст документа четко дает понять, что РПЦ не отождествляет себя с экуменизмом и различает понятия “экуменическое движение” и “экуменические контакты Православной церкви”. Свое членство во ВСЦ обосновано целью “нести свидетельство о вероучении и кафолическом предании Церкви, и в первую очередь истину о единстве Церкви, как оно осуществляется в жизни Поместных православных церквей”. [4]. Кризисные явления, исходя из текста документа, РПЦ видит в разном понимании экуменизма у православных и протестантов. Для последних это проблема деноминационализма (т.е. секуляризация религии на отдельные ветви, школы, направления), что характерно для протестантов, но не свойственно православному миру. Да, действительно, создание ВСЦ во многом было продиктовано усилиями и инициативой протестантов и долгие годы ее деятельность была направлена на устранение разрозненности среди протестантов. После 1961 года, когда многие православные церкви были услышаны и все таки вступили в организацию, на приемлемых для них условиях, мало что изменилось в работе совета. “Русская Православная Церковь на протяжении всех лет своего участия во Всемирном Совете Церквей занимает позицию конструктивной критики по отношению к ВСЦ… С самого начала в ВСЦ доминировала протестантская стихия. Православные, принимая участие в работе ВСЦ, понимали, что они должны будут нести Свидетельство в сложных условиях, когда сама возможность обсуждения той или иной темы определяется в результате голосования, при котором, они могут оказаться в меньшинстве. Речь не идет о том, что такая процедура могла что-то навязать православным ― решения, принимаемые в ВСЦ не имеют никакого обязательного значения для членов ВСЦ. Но тематика дискуссии во Всемирном Совете Церквей в значительной степени определялась и определяется поныне именно протестантским большинством.”[4]

В настоящий момент Московский патриархат не употребляет термин экуменизм, а заменяет его такими понятиями как: “межхристианский диалог” или “межхристианские отношения”, целью которых является ” восстановление христианского ума, апостольского Предания, полноты христианского видения и веры в согласии со всеми веками”[4].Современное руководство РПЦ не перестает критиковать в публичных выступлениях работу ВСЦ и говорит о необходимости ее кардинального реформирования. В свою очередь вопрос о выходе из совета в настоящее время не рассматривается. По заявлению Митрополита Илариона Алфеева, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: “Выход, очевидно, сегодня только ослабит наши позиции в отстаивании того учения о Церкви, которое мы считаем традиционным, на котором веками строились взаимоотношения между православными Церквами…”[5].

За всю историю существования ВСЦ, пожалуй, основной ее задачей было нахождение диалога между представителями различных христианских вероучений по вопросам общей деятельности церквей, богословию, миссионерству и т.д. Понимание экуменизма, как объединения христианских учений в единую церковь крайне затруднительно на практике. Разногласия в богословии и догматике слишком велики у представителей православия, католицизма и протестантизма. Теоретически преодолеть их можно только путем огромной работы специальных комиссий и комитетов, но вероятность успеха подобных действий крайне мала. Более того если исходить из философских позиций, по мнению профессора Косиченко А. Г. “Последовательно осуществленная унификация в религиозной сфере с неизбежностью ведет к «объединению» религий, к конструированию единой религии, а затем и к устранению религии как таковой”[6].


Библиографический список
  1. Православие и экуменизм: Церкви и Всемирный совет церквей. Экклезиологическое значение Всемирного совета церквей. – М. : Изд-во МФТИ, 1998. – с. 192.
  2. Деяния совещания глав и представителей Автокефальных Православных церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии Русской Православной церкви // Резолюция по вопросу “Экуменическое движение и православная церковь”. URL: http://www.krotov.info/history/20/1940/1948_09.htm (дата обращения: 15.02.2017)
  3. Официальный сайт Московского Патриархата // Доклад заместителя председателя ОВЦС «Русская Православная Церковь и межхристианский диалог» на конференции «Новое столетие: новые и обновленные стратегии для экуменической миссии» в Канаде. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1284760.html (дата обращения: 17.02.2017)
  4. Официальный сайт Московского Патриархата // Архиерейский Собор 2000 г.: Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html (дата обращения: 17.02.2017)
  5. Об участии Московского Патриархата в ВСЦ // Интерфакс Религия URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=11453 (дата обращения: 25.02.2017)
  6. Журнальный клуб Интелрос // Глобализация и религия. URL: http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/g1-2013/18821-globalizaciya-i-religiya.html (дата обращения: 10.02.2017)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Смирнова Анна Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация