В ходе преобразования библиотечного дела особое внимание библиотековедов и библиотечных специалистов привлекают вопросы о платности библиотечно-информационных услуг и продукции. Трудность применения на практике исследований маркетингового подхода в их решении во многом объясняется противоречием сложившейся ситуации в управлении библиотечной деятельностью. Библиотеки являются некоммерческими бюджетными учреждениями, а значит, что услуги, оказываемые ими должны быть бесплатными. Однако российский опыт вещает о введении платных форм обслуживания в структуру деятельности все большего числа библиотек [1,52].
Платные услуги в библиотеке – это совокупность процессов и результатов сверхнормативной библиотечно-информационной и иной дополнительной полезной деятельности, ориентированной на удовлетворение нетрадиционных запросов различных групп пользователей, предусматривающей возмездный характер экономических взаимоотношений с ними и обеспечивающей получение соответствующих внебюджетных финансовых поступлений [2,64].
Среди причин возникновения платных услуг в библиотечной сфере можно выделить, во-первых, постоянное сокращение государственного финансирования библиотек. Во-вторых, быстрорастущий сегмент потребительского рынка платных услуг, которые, как правило, не имеют своих библиотек (банки, биржи и т.д.).
Другой, но не менее важной причиной является конкуренция библиотек с другими центрами и источниками информации, возникающей в следствии развития новых информационных технологий.
Инициативная деятельность современных библиотек развивается по двум направлениям: первое – платные услуги, дополняющие и частично формирующие основную деятельность, второе – предпринимательство, виды и формы которого определяется уставом библиотеки. Оба направления возможны за счет средств, приобретаемых библиотекой от реализации платных продуктов своей деятельности, т.е. на основе самофинансирования [3, 84].
На сегодняшний день рост поступлений от платных услуг в комплексном бюджете российских библиотек происходит за счет пополнения числа библиотек, вовлеченных в их производство.
Одним из наиважнейших критериев является выбор определенного набора услуг, которые библиотека готова предоставить читателю, исходя из ее возможностей. Платными могут быть услуги и продукция, имеющие традиционный и нетрадиционный характер.
Несмотря на большую конкуренцию среди российских библиотек в предоставлении платных услуг, все они схожи друг с другом. Издательско- полиграфические сервисы выполняет практически каждая библиотека. К ним относятся копирование, сканирование, набор текста, печать и т.д. Все большее количество библиотек открывают собственные издательские центры, за счет которых спектр предоставляемых услуг значительно увеличивается. Теперь издательские центры библиотек готовы предоставлять читателям полиграфические услуги – переплеты, простой и сложный дизайн логотипов и листовок, составление макетов, ламинирование документов, тиражирование текстового материала и многое другое.
Для привлечения большего числа посетителей, сотрудники придумывают все более инновационные формы и методы предоставляемых услуг. К таким можно отнести организацию литературных вечеров, проведение выездных мероприятий, работа библиотечного кафе, предоставление игровых программ для компьютерных игр, организацию туристических маршрутов (в пределах района, города, села) и т.д.
Несмотря на схожесть наименований услуг, ценовая политика у каждой библиотеки своя. Заметные изменения произошли в сфере ценообразования, которое в основном базируется на издержках, конкуренции и спросе. Все эти подходы находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Введение конечной цены имеет решающее значение для успеха выбранной стратегии ценообразования в стимулировании спроса и достижения коммерческих результатов платного библиотечно-библиографического обслуживания [4,7].
Таким образом, полноценное функционирование современных общедоступных библиотек невозможно без привлечения дополнительных внебюджетных средств. Они способствуют дальнейшему развитию материально-технической базы библиотек, решению социальных вопросов трудового коллектива.
Библиографический список
- Горшков, Ю.А. Финансирование библиотек как общественно-политическая проблема / Ю.А. Горшков // Университетская книга. – 2007. – № 1. – С. 52-55.
- Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / Рос. акад. наук, Б-ка по естеств. наукам; отв. ред. Высоцкая З. Г. – Москва: [б. и.], 1995. – 125 с.
- Бурлак, Н.И. Дополнительные (платные) услуги в библиотеке: Опыт РГБ по привлечению внебюджетных средств / Н.И. Бурлак // Справочник рук. учреждения культуры. – 2005. – № 10. – С. 71-91.
- Ивлиева, Т.Н. Баланс цены и качества. В поисках внебюджетного финансирования / Т.Н. Ивлиева // Библ. дело. – 2005. – № 4. – С. 6-9.
Количество просмотров публикации: Please wait