На современном этапе развития гостиничного и туристического бизнеса, количество предприятий, которые относятся к туристской индустрии, с каждым годом увеличивается. С учетом появления новых предприятий гостиничного и туристического бизнеса, между ними возрастает конкуренция. Важным условием для повышения конкурентоспособности предприятий гостиничной и туристической индустрии является использование современных информационно-коммуникационных технологий, с применением которых появляется возможность обслужить клиента в кратчайшие сроки, предоставив при этом ему широкий спектр возможных качественных услуг.
Качество предоставляемых услуг подобными предприятиями зависит именно от наличия полной информации о доступности авиарейсов, различных транспортных средств, бронировании номера в заинтересовавшем отеле и т.д. Именно поэтому стоит отметить, что использование в своей деятельности информационно-коммуникационных технологий, позволит гостиничным и туристским предприятиям значительно повысить уровень обслуживания и облегчить работу сотрудникам.
Актуальность темы заключается в том, что применение информационно-коммуникационных технологий способно повысить конкурентоспособность предприятий гостиничной и туристической отрасли, а так же значительно облегчить работу персонала, задействованного в данной сфере.
Целью данной работы является рассмотрение основных этапов становления информационных технологий, определение информационно-коммуникационных технологий в туристической и гостиничной сфере, а так же их роль и применение в деятельности современных гостиничных и туристических организаций.
Для более полной реализации обозначенной цели исследования необходимо проанализировать составляющую, которой относятся: информация, коммуникация, информационные технологии, коммуникационные технологии, информационно-коммуникационные технологии , технологический процесс и др.
Информация – это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования. Стоит отметить, что информация становится в современном обществе важнейшим фактором экономического роста [1, с. 16].
Как отмечает Крылов А. Н. в своей книге «Менеджмент коммуникаций», коммуникация – «это процесс обмена идеями и определенной информацией между двумя и более людьми, который ведет к взаимному пониманию» [2, с. 45].
Основными целями коммуникации можно считать:
– обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления;
– совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
– создание специализированных информационных каналов, направленных на осуществление обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их основных задач и действий;
– регулирование и рационализация информационных потоков [2, с. 45].
Рагулин П. Г. в своем учебном пособии «Информационные технологии» приводит следующее определение. Информационные технологии – «это совокупность методов и способов получения, обработки, а также представления информации, направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых в интересах пользователей» [1, с. 30].
Информационные технологии – это методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, а так же способы осуществления таких процессов и методов. В свою очередь, информационной системой называется совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств [3].
Коммуникационными технологиями называют совокупность различных процедур, приемов, а так же средств и методов, которые могут использоваться в процессе коммуникационного воздействия субъектом коммуникации с целью достижения поставленных целей и задач [4].
В свою очередь, под информационно-коммуникационными технологиями понимают совокупность определенных технологий, благодаря которым может осуществляться фиксация необходимой информации, ее дальнейшая обработка, а так же различные информационные обмены, включающие распространение, передачу, раскрытие и т.д.
Немаловажным является тот факт, что технологический прогресс – это не только главный фактор обеспечения благосостояния всей нации в целом, но и важное условие процесса ее своевременного и устойчивого развития. При этом стоит отметить, что основное внимание должно уделяться именно информационно-коммуникационным технологиям, которые будут активно способствовать технологическому прогрессу страны не только в информационной сфере, но и во многих других не менее важных направлениях.
Освоение информационно-коммуникационных технологий в туризме является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов, задействованных в данной сфере деятельности. Знание современных компьютерных технологий, а так же наличие навыков их использования и применения является одним из главных признаком высококвалифицированного специалиста. Активное использование информационно-коммуникационных технологий на предприятиях гостиничной и туристической сферы, может значительно повысить спрос на предлагаемый ими продукт, так как информационно-коммуникационные технологии являются показателем эффективной работы предприятия идущего в ногу со временем. Учитывая спрос со стороны потенциальных потребителей на продукты или услуги предприятий данной сферы, устанавливается цена. Стоит отметить, что авторы, изучающие информационно-коммуникационную сферу в туризме и гостиничном бизнесе отмечают, что «Соответствие между спросом и предложением во многом зависит от цены. Завышение цены приводит к падению спроса на туристические продукты и услуги, а занижение к потере прибыли и нерентабельности производства [4, 7, 8]».
Следующим немаловажным этапом в реализации поставленной цели является исследование становления и развития информационных технологий. Одним из наиболее информативных подходов к раскрытию становления и развития информационных технологий считается подход Рагулина П. Г., который его представил в виде пяти этапов. Данные подходы будут рассмотрены в схеме представленной на рисунке 1.
Рисунок 1 – Этапы становления и развития информационных технологий
Далее рассмотрим применение информационно-коммуникационных технологий в деятельности предприятий туристско-рекреационной сферы.
Сетевые информационные технологии представляют собой актуальное направление развития информационных технологий в производственной деятельности современных туристских предприятий. Их главная цель заключается не только в обеспечение обмена различной информацией между отдельными пользователями информационно-вычислительных систем, но и создание для них возможности кооперативного использования распределенных информационных ресурсов общества, получения справочной, документальной и другой информации из различного рода специализированных информационных фондов.
Использование Интернета является незаменимым фактором продуктивной работы любого современного туристского предприятия, так как Интернет может предложить большое количество информации, которая необходима в работе турагентств. К такой информации относятся: адреса гостиниц, расписание движения транспортных средств и авиарейсов, таможенные и визовые правила, а так же различные предложения российских и зарубежных туроператоров. При этом, стоит отметить, что полученная информация может быть разной по объему: начиная от небольших прайс-листов и заканчивая целыми каталогами. Помимо этого, еще одним преимуществом Интернета является возможность получения довольно дешевой телефонной связи и электронной почты. Стоит отметить, что подключение к сети Интернет экономит гостиницам и туристическим организациям большое количество денежных средств, благодаря сокращению производства разных брошюр, каталогов, буклетов и их распространения [5].
Международный и внутренний туризм представляет собой мощную отрасль по торговле услугами. Основными представителями туристической индустрии выступают различные фирмы туроператоры и турагенты, которые занимаются планированием и организацией различных туристических поездок и долговременных путешествий, продажей их в виде путевок и туров на определенный срок; предоставляющие услуги по временному размещению, питанию туристов (гостиницы, кемпинги, мотели, ротели, ботели, флотели и др.), их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы по исследованию туризма и подготовке для него высококвалифицированных кадров, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса. Совместно с туристской индустрией работают и другие, для которых обслуживание туристов не выступает основным видом деятельности (предприятия культуры, торговли и т. д.). Туризм является информационно-насыщенным видом деятельности.
Информация выступает связующим звеном, которое удерживает различных производителей в рамках туристической отрасли. Именно информационные потоки, а не какие-либо вещественные товары могут обеспечить связь между производителями туристских услуг; они идут не только в виде потоков различных данных, но выступают также в форме услуг и платежей. Такие услуги как, например, ночевка в гостинице, аренда транспортного средства, комплексные туристские поездки и места в самолетах, не пересылаются турагентам, которые, в свою очередь, не хранят их до тех пор, пока не продадут потребителям. Используется и передается информация о наличии, стоимости и качествах этих услуг. Точно так же реальные платежи не переводятся от турагентов турпоставщикам, а комиссионные – от турпоставщиков турагентам. На самом деле переводится информация о платежах и поступлениях [5].
Широкое применение электронной техники и автоматизация постепенно становятся одной из наиболее актуальных задач в современной туристской индустрии, так как туризм и информация имеют неразрывную связь друг с другом. Примеры неразрывной связи между информацией и туристским бизнесом:
– решение о поездке принимается потенциальным клиентом туристической фирмы именно на основе информации;
– сам тур в момент покупки клиентом тоже является только информацией;
– большое количество раз за день информацией обмениваются все участники туристского рынка, а это значит, нужно уметь работать с информационными потоками, собирать, обрабатывать и принимать информацию.
Правильно и рационально используя преимущества, которые имеются у компьютерных технологий, любое современное туристское предприятие, будет уверенно и успешно работать сегодня, постепенно двигаясь вперед и закладывая при этом фундамент своего завтрашнего процветания. Организованный менеджмент, квалифицированный персонал и автоматизация – это основные факторы, которые дают шанс обойти конкурентов и обеспечить любому современному туристскому предприятию успех [6, с. 128].
Система информационно-коммуникационных технологий, которые используются в современном туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных систем авиалиний, электронной пересылки денег, телефонных сетей, подвижных средств сообщения и т.д. При этом необходимо отметить, что эта система технологий развертывается не турагентами, гостиницами или авиакомпаниями каждым в отдельности, а всеми ими. Более того, использование каждым сегментом туризма системы информационно-коммуникационных технологий имеет значение для всех остальных частей. Например, системы внутреннего управления гостиницей могут быть связаны с компьютерными глобальными сетями, которые обеспечивают, в свою очередь, основу для связи с гостиничными системами резервирования, которые, уже в обратном направлении, могут быть доступны турагентам через их компьютеры. Следовательно, мы имеем дело с интегрированной системой информационных технологий, которая распространяется в туризме. Из вышеизложенного становится ясно, что в туристской индустрии распространяются не компьютеры, не телефоны, не видеотерминалы сами по себе – здесь функционирует система взаимосвязанных компьютерных и коммуникационных технологий.
К информационным технологиям современных гостиниц относятся:
– телевидение гостиницы, включая системы интерактивного и платного телевидения;
– систему управления электронными замками гостиницы;
– доступ в интернет в гостинице (включая Wi-Fi);
– учетные программы гостиницы, отеля: системы управления гостинице (PMS), систему управления рестораном и Спа (POS);
– личный сайт гостиницы, системы онлайн бронирований отеля;
– различные вычислительные средства: сервера, компьютеры, ресторанные терминалы;
– видеонаблюдение гостиницы, отеля [5, 7, 8];
Большое внимание в развитии информационно-коммуникационных технологий в гостиничной сфере, уделяют онлайн системе бронирования номеров, которая имеет большую популярность.
Кроме того, отдельные компоненты туристского бизнеса тесно связаны друг с другом, так как многие туристские производители вовлечены в деятельность друг друга. Это позволяет рассматривать туризм как высоко интегрированную услугу, что делает его еще более восприимчивым для применения информационных технологий в организации и управлении [5].
Подводя итог, можно отметить, что использование туристским предприятием современных информационно-коммуникационных технологий позволит эффективно и рационально решать многие задачи в таких направлениях, как: разработка и оформление необходимой документации; анализ загрузки номерного фонда; подготовка соглашений и договоров; маркетинговые исследования внешней и внутренней среды и т.д.
Распространение информационно-коммуникационных технологий в туристской отрасли является неизбежным фактом продуктивного функционирования туристских и гостиничных предприятий. На современном этапе развития гостиничного и туристского бизнеса невозможно представить работу фирмы без использования электронной почты и сети Интернет. Туристские предприятия активно применяют различные системы бронирования с использованием Интернет. Клиенты имеют возможность покупать билеты на любые авиарейсы, бронировать номера в различных отелях не зависимо от их расположения, не выходя из своего дома.
Библиографический список
- Рагулин П.Г. Информационные технологии. М., 2004.
- Крылов А.Н. Менеджмент коммуникаций. Теория и практика. М., 2002.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информаци
- Коммуникационные технологии [Электронный ресурс] : Все о PR. – Режим доступа: http://www.prstudent.ru/sferapr/kommunikatsionnye-tehnologii
- Абдулов А. В. Использование информационных технологий в гостиничном деле [Электронный ресурс] / А. В. Абдулов // Сборник статей XIII межвузовской научно-практическая конференции студентов и аспирантов «Молодёжь, наука, творчество – 2015». Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015. – Ч.2. – С.45-46. – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/abdulov.htm
- Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2004.
- Столяренко, А. В. Воздействие факторов макросреды на эффективное функционирование предприятий туристско-рекреационной сферы / А. В. Столяренко, А. С. Чебаненко // Экономика и менеджмент инновационных технологий (Электронный журнал). – 2016. – № 4 (55). – С. 49-54. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11258
- Мухин Д. Э., Столяренко А. В.Информационно-коммуникационная среда туристско-рекреационного предприятия Крыма // Таврический научный обозреватель. – 2017. – №1 (18) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tavr.science/stat/2017/01/08-Stolyarenko_Muhin.pdf