Козловые краны относятся к грузоподъёмным машинам. Они предназначены для погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных и строительных работ, обслуживания гидротехнических сооружений, складов, плотин, а также для сборки судов.
При эксплуатации кранов опасная ситуация наступает в момент появлении усилия перекоса, вызванного забеганием или отставанием одной опоры относительно другой. Разница перемещения вызвана неравным сопротивлением опор, которое в свою очередь может возникнуть из-за различия ветровых, инерционных, тяговых нагрузок, несинхронности действия тормозных устройств, различия механических характеристик электродвигателя.
Рассмотрим случай, при котором продольные перекосные усилия могут достигать максимально возможные значения: кран тормозит при попутном ветре, тележка с грузом расположена над жёсткой опорой (Рисунок 1).
Согласно принятой расчетной схеме каждая из опор удерживается горизонтальными силами торможения T, сопротивлением передвижению R, сопротивлением от уклона кранового пути , а движущей является сила давления ветра
.
Продольное усилие перекоса найдём, определив разность между суммарными нагрузками каждой опоры (гибкой и жёсткой):
(1)
где - сопротивление передвижению жесткой опоры;
Uж – сопротивление создаваемое уклоном пути, действующее на жесткую опору;
- давление ветра на жесткую опору;
- сопротивление преодоления сил инерции приводимых в движении масс;
Т – сила торможения, приведенная к ободу ходового колеса;
Rг – сопротивление передвижению гибкой опоры;
Рвг – давление ветра на гибкую опору;
Uг – сопротивление создаваемое уклоном пути, действующее на гибкую опору;
Iг – сопротивление преодоления сил инерции приводимых в движении масс.
Исключаем тормозной момент:
(2)
Сопротивление передвижению жесткой опоры, создаваемое трением качения ходовых колес по рельсам, трением в опорах:
(3)
(4)
(5)
где- вес тележки и крана;
– номинальная грузоподъёмность;
- коэффициент трения качения колеса по рельсу;
- коэффициент трения подшипников, приведённый к цапфе колеса;
- коэффициент, учитывающий сопротивление трения реборд ходовых колес и торцов ступиц колеса (2,0…2,5);
- диаметр цапфы;
D – диаметр ходового колеса.
Для гибкой опоры:
(6)
Сопротивление создаваемое уклоном пути, действующее на жесткую и гибкую опору:
(7)
(8)
где – угол уклона рельсового пути, для малых уклонов
= 0,003.
Ветровую нагрузку можно разложить на три составляющее: давление на жесткую опору , давление на груз
и давление на пролётное строение
. Последнюю составляющую можно исключить из расчёта, т.к. действие между опорами распределено равномерно и нет влияния на перекос.
(9)
где Pж – распределенная ветровая нагрузка на единицу расчётной площади жесткой опоры;
Аж – расчётная наветренная площадь жесткой опоры.
(10)
где = 125Па–динамическая давление ветра, принимаемое независимо от установки района крана (скоростной напор);
k – коэффициент, учитывающий изменение динамического давления по высоте;
- коэффициент аэродинамической силы;
n – коэффициент перегрузки.
Давление ветра на груз:
(11)
где- распределённая ветровая нагрузка на единицу расчётной площади груза;
Агр – расчётная наветренная площадь груза.
Аналогично считается давление ветра на гибкую опору:
(12)
Сопротивление торможению от сил инерции может быть определено:
(13)
где – номинальная грузоподъёмность крана;
– вес крана и тележки;
- скорость движения крана;
- время торможения;
g-ускорение свободного падения.
Время торможения должно быть определено отдельно для каждой из опор:
, (14)
где - частота вращения вала двигателя привода передвижения крана;
- момент инерции ротора двигателя;
- момент инерции муфты быстроходного вала с тормозным шкивом;
- передаточное число механизма передвижения крана;
- коэффициент полезного действия привода механизма передвижения крана;
- количество приводов, расположенных на опоре крана;
- тормозной момент, на который настроен тормоз механизма;
- суммарное сопротивление торможению жесткой опоры крана.
.. (15)
Аналогичное выражение может быть составлено и для гибкой опоры.
В рассмотренных расчётах не учитывается влияние характеристик приводных двигателей, погрешности диаметров колес, неодновременность срабатывания тормозных устройств и т.п. Расчётное усилие принимается с учётом коэффициента:
(16)
Поперечное усилие перекоса возникает в результате температурного расширения и погрешности укладки подкранового пути.
Формула для определения поперечного усилия:
=
, (17)
где –наименьшая жёсткость вертикальных элементов металлоконструкции;
- значение температурной деформации;
– погрешность укладки кранового пути, по нормативам не более 5мм.
- зазор между боковой поверхностью рельса и ребордой колеса. Зазор принимается на этапе проектирования козлового крана для того, чтобы скомпенсировать температурные деформации и исключить трение реборды колеса о рельс.
Температурную деформацию можно определить по формуле:
(18)
где L – длина кранового моста;
- коэффициент линейного теплового расширения стали, для стали
;
– перепад температур, обычно принимается в
.
Вывод: предложенный метод позволяет определить максимально возможные продольные и поперечные усилия перекоса, так как рассмотрены наиболее неблагоприятные ситуации, возникающие в эксплуатации козлового крана. Предложенная методика позволит подобрать ограничитель перекоса автоматического действия, который обеспечит безопасную работу козлового крана, так как он будет запроектировано на максимально возможные усилия.
Библиографический список
- Александров М.П. Грузоподъемные машины: учебник для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана; Высш. шк., 2000. 552 с.
- Соколов С.А Металлические конструкции подъемно-транспортных машин – СПб.: Политехника, 2005 .423с.
- А. П. Кобзев, В. П. Пономарев. Козловые краны и мостовые перегружатели. Краны кабельного типа. Под ред. К. Д. Никитина. Красноярск: КГТУ, 2005. 140 с.
- Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ-10-14-92: утв. Госгортехнадзором России 30.12.92. Введ. 15.09.93. М.: НПО ОБТ, 1994. 208 с.
- СТО 24.09-5821-01-93 Нормы и методы расчёта элементов стальных конструкций. Стандарт ВНИИПТМАШ – ПОДЪЕМТРАНСТЕХНИКА, 1993. 135с.
- ГОСТ 1451. Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая.
- Александров М.П., Гохберг М.М., Ковин А.А. и др Справочник по кранам. Машиностроение, 1988.536с.
- Кузьмин А.В., Марон Ф.Л. Справочник по расчетам механизмов подъемно-транспортных машин. Изд. 2-е. Минск: Высш.шк., 1983. 350 с.