РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гусельникова Ольга Юрьевна
Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
студентка 4 курса факультета «Государственное и муниципальное управление»

Аннотация
В статье исследуется сущность государственного (муниципального) финансового контроля. Проведен анализ преступлений экономической направленности, а также динамики объемов выявленных Счетной палатой финансовых нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля), которые доказывают значимость осуществления государственного (муниципального) финансового контроля в современной системе бюджетных правоотношений как одного из ключевых методов противодействия коррупции на современном этапе.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, муниципальный финансовый контроль, противодействие коррупции, финансовые нарушения, экономические преступления


THE ROLE OF THE STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL IN THE SYSTEM OF CORRUPTION COUNTERACTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Guselnikova Olga Yurievna
Ural Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
4th year student of the Faculty of Public Administration

Abstract
The article examines the essence of the state (municipal) financial control. The analysis of economic crimes, as well as the dynamics of the volume identified by the audit chamber of financial irregularities in the implementation of external state audit (control), which prove the importance of implementation of state (municipal) financial control in the modern system of budgetary relations as one of the key methods of combating corruption at the present stage.

Keywords: countering corruption, economic crimes, financial irregularities, municipal financial control, state financial control


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гусельникова О.Ю. Роль государственного (муниципального) финансового контроля в системе противодействия коррупции в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/77370 (дата обращения: 19.03.2024).

Создание высокоэффективной государственной гражданской и муниципальной службы является необходимым условием укрепления российской демократической  государственности, повышения авторитета и действенности власти. Однако на возможность создания эффективной модели управления влияет ряд факторов, среди которых большое внимание следует уделить  коррупции как социально опасному явлению. Одним из наиболее значимых векторов исследования данного феномена является изучение коррупции в экономической (бюджетной) сфере. Сама природа коррупционных правонарушений обуславливает необходимость выработки эффективных мер в сфере профилактики и противодействия коррупции, и в качестве одного из механизмов минимизации ее последствий в области публичного управления можно выделить государственный (муниципальный) финансовый контроль.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [1].Сущность, виды, особенности проведения государственного (муниципального) контроля обозначены в разделе IX Бюджетного кодекса РФ.

Принято выделять внешний и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, который осуществляется в установленном порядке определенными органами. Первый направлен на стороннее обследование финансовой деятельности органов власти, его осуществляют Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [1]. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль представляет собой вид текущего контроля, который осуществляется в рамках контрольной деятельности Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации [1].

Однако, несмотря на довольно развитую систему контрольных органов,  экономика Российской Федерации несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. По заявлению В.И. Маркина, только коррупционные преступления «ежегодно наносят ущерб на 40 млрд. рублей бюджету РФ» [4].

Реальной угрозой экономической безопасности страны является масштабное нецелевое использование государственных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию и зачастую прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов за рубеж и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем [3]. Общая характеристика числа проявлений преступлений экономической направленности показывает, что с 2010 года по 2014 год наблюдалась устойчивая тенденция сокращения совершения данного рода преступлений, однако в 2015 году прирост числа составил 3,7%, и по состоянию на октябрь 2016 года значение уже практически достигло показателя 2014 по итогам года (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Количество преступлений экономической направленности, зарегистрированные преступления по данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры, 2010 г. – октябрь 2016 г. [8]

Безусловно, данная информация касается всей совокупности преступлений экономической направленности, однако многие из них относятся именно к сфере публичного управления, посягают на экономические интересы государства.

Динамика объемов выявленных Счетной палатой финансовых нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) в 2013-2015 годах является также неутешительной (Таблица 1). Несмотря на сокращение объема выявленных нарушений и недостатков при поступлении и расходовании средств бюджетной системы, распоряжении и управлении государственной собственностью, фактическое значение, представленное в денежном эквиваленте, исчисляется миллиардами рублей. Однако нельзя не отметить значительное снижение общего объема ущерба – в 2014 году по факту выявленных нарушений произошло снижение на 27,4%, в 2015 – на 1,5%.

Таблица 1 – Динамика объемов выявленных Счетной палатой финансовых нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) в 2013-2015 гг., млрд. руб. [5, 6, 7]

№ п/п

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2015/2013, в %

1. Нарушения бюджетного законодательства РФ

384,2

342,8

152,8

39,7%

2. Нарушения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

233,3

39,6

126,1

54,0%

3. Нецелевое использование бюджетных средств

3,9

9,1

3,7

94,9%

4. Иные нарушения

101,5

133

233,9

230,4%

5. Общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и расходовании средств бюджетной системы, распоряжении и управлении государственной собственностью

722,9

524,5

516,5

 

 

 

 

71,4%

Важно обратить внимание на то, что государственный (муниципальный) финансовый контроль по своей сути направлен на обеспечение соблюдения принципов бюджетного законодательства Российской Федерации, среди которых особое место занимает закрепленный в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств. Согласно отчету Счетной палаты Российской Федерации за 2015 год, объем бюджетных средств с признаками неэффективного использования федеральных и иных ресурсов составил 81,2 млрд. рублей, что составляет 15,7% от общей суммы выявленных нарушений.

Таким образом, исследование наиболее значимых показателей показывает, что наибольший объем урона наносят именно те правонарушения, которые имеют коррупционную составляющую – нарушение законодательства в контрактной системе, а также нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств.

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о необходимости практики финансового государственного (муниципального) контроля в области управления эффективностью управления публичными финансами и противодействия коррупции, как в силу существования колоссального урона, так и в силу того, что контрольные меры способствуют своевременному обеспечению возврата средств. В 2014 году Счетной палатой был обеспечен возврат 977 млн. рублей в федеральный бюджет, в 2015 году – 663,5 млн. рублей, в том числе по фактам, имеющим признаки нецелевого использования бюджетных средств, – 25,9 млн. рублей [6, 7].

Выполняя свою конституционную задачу по защите федеральных средств и других ресурсов от хищений и неэффективного их использования, Счетная палата Российской Федерации, таким образом, непосредственно участвует в выявлении и предупреждении коррупционных преступлений [2, с. 446].

На сегодняшний день внутренний и внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль представляют собой единую систему, позволяющую обеспечивать устойчивое функционирование бюджетных отношений в Российской Федерации. Анализ статистических данных, связанных с выявленным уроном от неправомерности действий отдельных лиц или органов управления, сопоставление контрольных цифр в части возвращенных средств в бюджет, позволяют сделать вывод о значимости данного вида контроля, а также возможности рассматривать его как базовый метод в системе государственного управления социально-экономическим развитием страны.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что проведение контрольных мероприятий позволяет минимизировать растрату бюджетных средств: выявляемый уполномоченными органами урон от неправомерных действий служащих составляет миллиарды рублей, что ежегодно наносит серьезный ущерб государственному бюджету. В то же время в ходе осуществления контроля удается вернуть значительные суммы, обеспечить эффективное их использование. Следует также отметить, что несмотря на развитую систему уполномоченных органов, существует реальная потребность в актуализации юридических норм, поскольку сохраняется проблема высокого уровня проявления правонарушений в экономической сфере с коррупционной составляющей, которые наносят значительный урон развитию государства и общества.


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
  2. Грушанин А.А. Государственный финансовый контроль как инструмент противодействия коррупции // Молодой ученый. 2016. №14. С. 444-446.
  3. Донченко Е.С. Эффективность государственного финансового контроля РФ и пути его совершенствования // Актуальные вопросы экономики современной России: сборник статей VII Международной студенческой электронной научной конференции. 2015.
  4. Маркин: Коррупция ежегодно наносит ущерб на 40 млрд рублей бюджету РФ [Электронный ресурc] URL: http://pasmi.ru/archive/127017 (дата обращения 09.12.2016).
  5. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурc] URL: http://audit.gov.ru/upload/ (дата обращения 10.12.2016).
  6. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурc] URL: http://audit.gov.ru/upload/ (дата обращения 10.12.2016).
  7. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурc] URL: http://audit.gov.ru/upload/ (дата обращения 10.12.2016).
  8. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурc] URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения 10.12.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Зверева Тамара Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация