В настоящее время экспертно-обучающие системы набирают особую популярность. Так как данная система с одной стороны помогает преподавателю обучать и контролировать учащегося, а с другой стороны учащемуся самостоятельно обучаться [1, 2].
Экспертная обучающая система (ЭОС) – это информационная система, которая реализует ту или иную педагогическую цель на основе знаний экспертов. У данной системы есть такие возможности как, управление процессом обучения, осуществление диагностику готовности к обучению и результатов обучения и т.д. Основными компонентами обучающей экспертной системы являются база знаний, подсистема объяснений, подсистема интуитивно понятного интерфейса, подсистема интеллектуального диалога и т.д. [3].
Рассмотрим ряд особенностей экспертной обучающей системы, отличающих ее от других разновидностей информационных обучающих систем:
− архитектура системы основана на базе знаний;
− постоянство базы знаний – знания в базах хранятся в течение длительного времени, в то время как знания людей могут исчезнуть вместе с ними;
−объем, хранимой информации в системе, практически не ограничен, введенные в машину знания один раз сохраняются навсегда;
− стоимость знаний эксперта в расчете на отдельного пользователя значительно снижается;
− быстрое решение задач – в зависимости от выбранного программного обеспечения, экспертная система способна найти решение поставленной перед ней задачи быстрее, чем эксперт-человек.
Также ЭОС дают возможность использования системы пояснений хода решения задачи или примера [4].
В курсе информатики подобное можно использовать для представления учебного материала и сопровождения решения задач на уровне репетитора. В этом случае система может осуществлять пошаговый контроль за правильностью хода решения задачи. Еще одним достоинством данной системы является возможность диагностики уровня усвоения учебного материала в ходе контроля знаний, умений, навыков.
У существующих экспертных обучающих систем есть свои недостатки и трудности. Так главными недостатками являются отсутствие «живого» общения с преподавателем [5].
Использование качественной и эффективной экспертной обучающей системы не вызывает особых трудностей у пользователей системы. Однако, если система построена на основе недостоверных и неадекватных данных, у обучающихся могут возникнуть трудности. В данном случае система начинает работать неверно, тем самым, вводя в заблуждение. Также трудности могут возникнуть у разработчиков системы на этапе построения базы знаний. Сбор знаний и их систематизация является достаточно длительным и сложным процессом [6].
На основе вышесказанного, из преимущества применения именно экспертных обучающих систем можно выделить следующее:
− ЭОС дают возможность отражать опыт работы нескольких экспертов и выбирать наиболее подходящие алгоритмы обучения для конкретной темы;
− ЭОС позволяют в динамике проследить за успеваемостью каждого ученика;
− ЭОС развивает творческое мышление учащихся, усиливают значимость их самостоятельной работы. У учащихся появляется возможность самостоятельно оценить уровень своих знаний;
− ЭОС могут быть как с локальным, так и с удаленным доступом по сети.
Таким образом, экспертно-обучающие системы в отличие от других компьютерных технологий обучения имеют возможность реализовать процесс обучения по индивидуальной модели обучаемого. Обучение с помощью экспертных систем позволяет извлекать знания самим обучаемым. А именно такие специалисты востребованы на современном рынке труда.
Библиографический список
- Джарратино, Д. Экспертные системы: принципы разработки и программирование. – 4-е издание / Д. Джарратино, Г. Райли. – Москва : ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 552 с.
- Информационные технологии: учеб. / под ред. В. В. Трофимова. М.: Юрайт, 2011. 624 с.
- Киселев Г. М., Бочкова Р. В. Информационные технологии в педагогическом образовании: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2012. 308 с.
- Седнева Д.А., Махмутова М.В. Сравнительный анализ электронных дневников // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 1 (57). – С. 188-191.
- Махмутова М.В., Подкользина Л.В., Махмутов Р.Р. Применение инновационных образовательных технологий в изучении основ информационной безопасности систем организационного управления // В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. Материалы внутривузовской конференции. Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. 2015. С. 297-305.
- Махмутова М.В., Белоусова И.Д., Агдавлетова А.М. Организация воспитательной и профориентационной работы со студентами направления «прикладная информатика» в процессе организации и контроля учебных и производственных практик // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 2. № 1. С. 152-155.