КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Стурикова Марина Владимировна
ФГАОУ ВО Российский государственный профессионально-педагогический университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков

Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы связана с необходимостью формирования коммуникативной компетенции у студентов на лингвистических дисциплинах в профессионально-педагогическом вузе с целью дальнейшей востребованности выпускника вуза.
Цель статьи заключается в обосновании возможности и необходимости формирования искомой компетенции на лингвистических дисциплинах в вузе посредством учебной игры на практических занятиях. Автор обращает внимание на то, что учебная игра является одним из наиболее эффективных методов обучения и способствует целенаправленному формированию коммуникативной компетенции у студентов вуза, Материалы статьи могут быть полезны в практической работе преподавателей лингвистических дисциплин не только вузов, но и школ, колледжей, а также интересны всем, кто связан с профессионально-педагогической деятельностью.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, лингвистические дисциплины


COMMUNICATIVE COMPETENCE: THE PROBLEM OF ITS FORMATION ON LINGUISTIC SUBJECTS IN VOCATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Sturikova Marina Vladimirovna
Russian State Vocational Pedagogical University
PhD, associate professor

Abstract
The relevance of the researched problem is connected with necessity of formation of communicative competence at students of linguistic disciplines in the vocational-pedagogical University with the aim of further demand for University graduates.
The purpose of the article is to justify the possibility and necessity of formation of the required expertise in the linguistic disciplines in the University through educational games in practice sessions. The author draws attention to the fact that the educational game is one of the most effective methods of learning and promotes purposeful formation of communicative competence of students of a University, the article can be useful in practical work of teachers of linguistic disciplines not only universities, but also schools, colleges, as well as interesting to all who are connected with professional pedagogical activity.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Стурикова М.В. Коммуникативная компетенция: к проблеме ее формирования на лингвистических дисциплинах в профессионально-педагогическом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/77117 (дата обращения: 28.03.2024).

Главная цель обучения студентов на лингвистических дисциплинах в высшей школе – обеспечение владения коммуникативной компетенцией  как средством формирования  и формулирования  мыслей в области  не только профессионального, но и бытового общения. Коммуникация является важнейшим средством обучения, но в то же время  именно профессиональная коммуникация является и важнейшей  целью обучения.

В нашей быстро меняющейся жизни, когда рынок труда  постоянно предъявляет все новые требования молодым специалистам, особенно важно, чтобы каждый студент в период учебного процесса  научился самостоятельно добывать необходимые знания, формулировать  задачи и добиваться поставленной коммуникативной цели, т.е. сформировал коммуникативную компетенцию на достаточном уровне.

В последние годы в методике преподавания лингвистических дисциплин в высшей школе  наметились тенденции  к более широкой интеграции предметов «Русский язык и культура речи», «Редактирование», «Риторика», «Судебное красноречие», «Иностранный язык» и др. в систему подготовки специалистов. Потребности обучаемых  главным образом определяются их будущей профессиональной деятельностью. Учет контекста данной деятельности приводит в действие механизмы мотивации и тем самым способствует  эффективности процесса обучения. Педагоги и психологи останавливаются на трудностях, связанных с формированием коммуникативной компетенции, среди которых выделяют низкую мотивацию студентов, связанную с неразвитостью ценностных ориентаций.

Профессиональная речь находится в постоянном развитии. На этапе вступления в рынок, в период демократизации образования идет перестройка состава и структуры профессиональной речи работников профтехобразования. Под влиянием рынка в педагогику профтехобразования пришли понятия: «рынок рабочей силы», «безработный», а под влиянием демократизации и суверенизации возродились с новым содержанием такие понятия, как «гражданское воспитание», «права личности» и так далее. Демократизация образования, подготовка его к рыночным условиям способствовали развитию новых технологий обучения. Появились понятия, обозначающие новые педагогические технологии: «вальдорфская педагогика», «развивающее обучение» и др. Технологичность педагогики как принцип развития этой науки на современном этапе тоже побудила ввести в нее новые термины: «педагогическое проектирование», «педагогическое моделирование», «педагогическое конструирование» и др.

Наше исследование проводилось в профессионально-педагогическом вузе, поэтому следует отметить, что обучение тесно связано с овладением как профессиональной, так и педагогической деятельностью. При этом в области профессионального образования овладение как практическими, так и теоретическими знаниями и умениями направлено на их применение в будущей профессиональной деятельности.

Коммуникативная компетентность определяется общими для компетентности характеристиками, но имеет свою специфику.  Коммуникативная компетентность – это «а) прижизненно формируемое на базе врожденной языковой способности приобретения  и использования языковых средств  и речевых способов формирования и формулировании я мысли, б) этно-социо-культурно обусловленное  личностное качество человека, в) актуализируемое его рецептивно-продуктивной речевой деятельностью в процессах вербального общения, и г) реализующее высшую психическую функцию человека – коммуникативную» [8, с. 8].

Необходимо отметить возросший уровень требований к владению студентами неязыковых вузов  русским языком не только в плане умения добывать профессиональную информацию, но и умение обмениваться ею на понятном реципиентам уровне. При этом анализ таких умений в практических условиях позволяет отметить недостаточный уровень сформированности коммуникативных навыков.  Из этого следует, что назрела необходимость такой организации процесса обучения языкам, в рамках которого осуществлялась бы интеграция  дидактических, психологических, лингвистических, социокультурных и методических средств, способствующих более успешному формированию умений общения с научной и художественной литературой, установлению профессиональных контактов с коллегами.

Для достижения более эффективных результатов предлагаем использовать метод моделирования игровых коммуникативных ситуаций профессионального общения. Такой способ обучения  не только поможет  обучающимся повысить  уровень владения языком, но и в какой-то мере  увеличит уровень компетентности в их профессиональной деятельности. При этом следует отметить, что при использовании метода игрового моделирования  для преподавателя важно  хорошо ориентироваться в особенностях будущей профессиональной деятельности обучаемых, поскольку именно ее содержание должно, на наш взгляд, определять методы обучения  на аудиторных занятиях. Таким образом, с одной стороны, необходим анализ профессиональной деятельности будущего специалиста, а с другой стороны, организация учебного процесса требует  определения наиболее  эффективных способов  активизации профессиональной тематики.

Рассмотрим теоретические аспекты технологии игры в целом. В последнее время ведущей технологией в передовых центрах обучения мира является игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и  конкретная. Коммуникативное общение людей – важнейшая проблема педагогики. Это общение включает в себя специфические нормы поведения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимопонимание и способность самому принимать решения, уступки и эмоциональную контактность. Желая действовать сообща, быть равным среди сверстников рождают такую общность.

Многие игры детей, подростков и юношей отличаются коллективным характером, реже  бывают единичным актом и потому несут заряд коммуникативной деятельности, общения, которые передают от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы. Игры формируют в ребенке и сохраняют у взрослого человека такие привлекательные социальные черты, как обаяние, непосредственность, общительность.

Теория игры как вида человеческой деятельности разработана довольно подробно и всесторонне философами, психологами, этнографами, культурологами. Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в теорию внесли В.Вунд, Дж. Дьюи, З. Фрейд, Ж. Пиаже, В. Штерн и другие.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры М. М. Бахтин, П. П. Блонский, Л. В. Выготский, О. С. Газман, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Г. В. Плеханов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, и другие.

Все авторы рассматривали человека изолированно от общества, в котором он живет и частью которого он является. Д. Б. Эльконин отметил, что каждый из исследователей внес свой вклад в решение проблем психологии игры. Существенный вклад в разработку теории игры внес Л. С. Выготский в связи с работой над созданием «Педагогической психологии». Л. С. Выготский выявил гипотезу о психологической сущности развернутой формы ролевой игры [4]. Основными положениями этой гипотезы являются следующие:

1. Сущность игры заключается в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных, а обобщенных эффектов.

2. Центральным и характерным для  игровой  деятельности  является создание «мнимой» ситуации, заключающейся в принятии ребенком на себя роли взрослого, и осуществление ее в создаваемой самим ребенком игровой обстановке.

3. Всякая игра с «мнимой» ситуацией есть вместе с тем игра с правилами, и всякая игра с правилами есть игра с «мнимой» ситуацией. Правила в игре есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения.

По мнению Л. С. Выготского, игра содержит в себе все тенденции развития, она источник развития и создает зоны ближайшего развития, за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера [5].

Анализ существующей психолого-педагогической литературы по проблемам игры позволяет сделать вывод, что целостной теории игры пока еще не существует. Исследователь игр школьников О. С. Газман пишет: «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому игра имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступает как специфическая детская форма познания, труда, общения, искусства, спорта и т.д.» [6, с.3].

В вузе игра должна «представлять собой самостоятельную познавательную деятельность студента в рамках конкретных правил и условий, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации для принятия решений в проблемной ситуации» [2, с.17]. Обеспечивая динамичность и продуктивность мышления, оперативность памяти в процессе умственной и познавательной деятельности, учебная игра становится средством интеллектуального развития.

Накопленный опыт показывает, что студенты проявляют к играм повышенный интерес, так как в ходе игры создаются условия, способствующие непроизвольному усвоению изучаемого материала, развитию их творческих способностей и активности. Необычность формы проведения занятий, ее не шаблонный, нестандартный характер, также способствуют поддержанию интереса к изучаемому предмету.

Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по русскому языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого – обучение языку как средству общения всех участников, и мотивирует речевую деятельность.

Применение ее способствует коммуникативно – деятельностному характеру обучения, психологической направленности занятий на развитие речемыслительной деятельности студентов средствами языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы.

Игра «не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения, все лучшее, что было, есть и будет в теории и технологии обучения» [2, с.38].

Природа игры – это ее реальные ценности: бодрость, радостное самочувствие, активный жизненный тонус, импровизация, интуиция, воображение, эмоциональность, отстраненность и так далее. Понять природу игры – «значит, понять природу действий» [3, с.72], совокупность ее важнейших свойств. Игра – многомерна, «она – деятельность и познание, развлечение и творчество, подражание и общение, отдых и тренинг. Игра всегда художественный образ и драматургическое действие, то есть некая фабула, интрига, диалоги, монологи, движения, действия и атрибутика…» [11, с.34].

В качестве основных структурных единиц обычно выделяют воображаемую ситуацию, роль и реализующие ее игровые действия… Современная психология к структуре игры, кроме того, относит: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими.

По целям обучения игры подразделяются на различные виды: сюжетно-ролевые, исследовательские, деловые, развивающие, организационные, коммуникативные и тренинговые. Главной целью исследования игры на занятиях со студентами, по мнению большинства ученых, является активизация учебного процесса, создание устойчивой мотивации обучения. Применение обучающих и воспитывающих игр основывается на понимании игры как деятельности человека, предметом которой являются модели – заменители предметов – иных деятельностей. Действия с моделями труда порождают деловые игры, с моделями общения – ролевые игры, с моделями самого себя – игры самораскрытия.

Н. П. Аникеева в книге «Воспитание игрой» выделяет психотерапевтическую функцию игры. Психологическая функция игры заключается в том, что она может изменить отношение человека к себе и другим, изменить психическое самочувствие и социальный статус, способы общения в коллективе [1].

Игровой метод используется в соответствии с основным содержанием обучения, помогает активизировать учебный процесс, усвоить необходимые знания, умения и использовать их в ситуации, приближенной к реальной жизни [10, с. 38].

Деловая игра – метод обучения профессиональной деятельности посредством ее моделирования, близкого к реальным условиям, с обязательным разветвленным динамическим развитием реальной ситуации. Возможны две разновидности игры: по правилам, с жестким сценарием и без правил, без сценария, игра, которая предполагает импровизацию, гибкость, изобретательность. К первому типу игр можно отнести ролевые игры, ко второму – организующие деятельность. Для достижения цели нашего исследования целесообразно остановиться на ролевых (сценических) и исследовательских играх. Механизм сценических игр состоит в определении ролей ее участников. Роль может раскрыть в человеке то, что в нем скрыто и для окружающих и для него самого. Дидактическая игра выступает как средство не только закрепления полученных знаний, но и усвоения новых знаний. Усвоение новых знаний в игре наиболее эффективно, чем на занятиях. Это связано с характером активности людей в игре, так как новые знания они применяют на практике в игровой деятельности.

Дидактическая игра является ценным средством развития умственной активности обучающихся. При правильном подборе и организации игры у студентов удается развить такие ценные качества, как любознательность, живость мысли, привычку к умственному усилию.

Н. П. Аникеева, подчеркивая связь ролевой игры и общения, отмечает: «Ролевая игра – это одновременность двойного общения: реального и воображаемого. В качестве важных моментов выступают эмпатия и рефлексия. Под эмпатией понимается способность понимать психологическое состояние других людей, сопереживание, эмоциональный отклик, идентификация с другими. Рефлексия рассматривается как самоуглубление, видение своей позиции со стороны, способность имитировать мысли партнера. Рефлексивные способности личности характеризуют интеллект человека, гибкость его поведения, общения. Ролевые игры самым тесным образом связаны со сценическим действием» [1, с.34].

Педагогическое влияние учебной игры проявляется в воспитании чувства коллективизма. Благотворно ее влияние на формирование ответственного отношения к учебной деятельности. Повышается требовательность к себе. Развиваются профессиональные качества будущего специалиста, формируются методические умения.

Влияние учебной игры сказывается и на преподавателе: она способствует развитию его как личности и как специалиста, заставляет постоянно работать над собой, совершенствовать педагогическое мастерство.

Требования социально-психологического характера подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является социально-психологическая готовность обучающихся к такому роду деятельности. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность.

Любая учебная игра решает «конкретную задачу, посильную для ее участников. Участники игры должны быть обеспечены методическими материалами: игровыми заданиями, учебными материалами, реквизитом и так далее. Педагогические требования подразумевают выявление оптимальных условий введения игры в учебный процесс. Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех обучаемых. Одна и та же игра в разных группах проходит по-разному. А потому необходима ее адаптация к конкретным условиям проведения» [9, с. 110].

Учебная игра – один из наиболее эффективных методов обучения, который «позволяет  управлять схемой  речепорождения на разных уровнях, представляющий собой процесс исследования наиболее емких  социально и профессионально значимых ситуаций, с максимальным учетом предусматриваемых программой учебных материалов» [12, с. 7827].

Учебная игра, имитирующая ситуации профессионального общения,  осуществляется  на основе реализации предметного и деятельностного  аспектов в его реализации. К предметному  аспекту следует отнести  коммуникативные ситуации в совокупности  их характеристик, а именно структуры  и условия реализации  коммуникативного акта. Разработка деятельностного аспекта учебной игры предполагает определение  степени реализации психолого-педагогических принципов игрового обучения в учебном процессе.

Таким образом, на основе  функционального анализа коммуникативной ситуации можно определить ролевой и речевой репертуар  будущего специалиста для учебной игры в педагогическом процессе, и задача преподавателя, на наш взгляд, максимально учитывать  не только предметный план будущей специальности, но и ее функциональные характеристики, помогающие определить коммуникативные потребности специалиста. Решение данной проблемы возможно в результате использования учебной игры в ситуациях профессионального общения, в процессе которого  реализуются основные принципы игровой деятельности.

Активизация мотивационной и познавательной деятельности студентов путем  насыщения содержания изучаемого материала профессионально-ценностным  смыслом, внедрения педагогических технологий и современных методов  обучения, одним из которых является деловая игра,  способствует  целенаправленному формированию коммуникативной компетенции у студентов вуза, а также

- повышает эффективность обучения русскому языку, формирования коммуникативной компетенции, через которую осуществляется профессионально-ориентированное обучение будущего педагога профессионального обучения.

- повышает познавательный  интерес студентов  как к лингвистическим дисциплинам, так и к профессии педагога в целом, вызывает у них стремление  проявлять свои творческие способности и другие таланты, дает возможность общения и самореализации.

Таким образом, с задачей  формирования коммуникативной компетенции на лингвистических дисциплинах успешно справляется метод учебной игры ситуаций профессионального общения.


Библиографический список
  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. Москва: Просвещение, 1987.
  2. Ахметов  Н. К. Игра как процесс обучения / Н.К. Ахметов, Ж.С. Хайдаров. Алма-Ата: Мектеп, 1985. 17 с.
  3. Большой толковый психологический словарь / под ред. А. Ребера. Москва, 2000. 591 с.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. Москва: Педагогика-пресс,1991. 536 с.
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь: психологические исследования / Л. С. Выготский. Москва: Лабиринт, 1996. 415 с.
  6. Газман О. С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе: сборник. / О.С. Газман. Новосибирск, 1989. С. 3
  7. Газман О. С. Роль игры в формировании личности школьника / О.С. Газман // Советская педагогика. 1982. №9. С. 60-64.
  8. Зимняя И.А. Компетенция  и компетентность в контексте компетентностного подхода  в образовании // Иностранные языки в школе. –2-12. – №6.- С. 2-10.
  9. Кондюрина И. М. Дидактические условия развития педагогической коммуникации при обучении иностранному языку: дис … канд.  пед наук. Екатеринбург, 1999. 156 с.
  10. Стурикова М.В. (2015). Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2, 38-41.
  11. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. Москва: Нов. Шк., 1994. 240 с.
  12. Sturikova, M.V., Albrekht, N.V., Kondyurina, I.M., Rozhneva, S.S., Sankova, L.V. & Morozova, E.S. (2016). Formation of Future Specialists’ Communicative Competence in Language Disciplines Through Modeling in Game of Professional Situations. International Journal of Environmental and Science Education, 11(15), 7826-7835.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Стурикова Марина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация