ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кулагина Ольга Сергеевна
Башкирский государственный университет
Институт экономики, финансов и бизнеса

Аннотация
Данная статья посвящена одной из самых актуальных тем в современной России - влиянию органов центральной власти на муниципалитеты. Общеизвестно, что по Конституции местная власть отделена от государственной, но, тем не менее, они находятся в постоянной связи и взаимодействии.

Ключевые слова: ветви власти, государство, компетенция, синергетика, система публичной власти


INFLUENCE OF STATE FOR LOCAL GOVERNMENT IN RUSSIAN FEDERATION

Kulagina Olga Sergeevna
Bashkir State University
Institute of Economics, Finance and Business

Abstract
This article is devoted to one of the most topical issues of contemporary Russia, the influence of public authorities on the Local Self-Governance. It is well known that under the Constitution local government is separated from the State, but, nevertheless, they are in constant communication and interaction.

Keywords: branches of power, local governments, state, synergy, the system of public authority


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кулагина О.С. Влияние государства на местное самоуправление в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/76895 (дата обращения: 03.10.2024).

Уровень жизни и стабильность Российской Федерации во многом определяется управленческой системой. Отлично отточенный механизм разделения полномочий любого ранга – основа России, ее дальнейшего процветания. Российская Федерация – это демократическое государство, а значит, единственным источником власти в стране является население.

Свою власть граждане осуществляют в основном посредством органов местного самоуправления. В Основном законе России сказано, что местное самоуправление самостоятельно в рамках своей компетенции , однако ни для кого не секрет: обе власти, центральная и муниципальная, существуют в тесной взаимосвязи, в том числе имеет место быть особое влияние государства на муниципалитеты, которое выражается в комплексе делегированных полномочий в рамках организации и планирования, передаваемых средств на исполнение должностных обязанностей, осуществления контроля за исполнением муниципалитетами полномочий.

Необходимо уточнить, что эти ветви все же не равны, но отличаются кругом своих компетенций. Так, например, ОМС находятся в системе государственно-властных отношений, действуют под эгидой единой государственной политики Российской Федерации, но, тем не менее, они могут наделяться некоторыми центральными полномочиями.

Нужно еще сказать, что муниципальная и центральная власти являются самостоятельными формами публичной власти, потому что они обе – это выражение мнения граждан, они отличаются только уровнем территорий, на которых осуществляют свои обязанности: центральная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть – на территориях МО.

Под центральным управлением понимается ни только воздействие, но и безусловная связь государства и его субъектов с муниципалитетами, которая обеспечит отличное функционирование работы муниципальных образований.

Еще нужно выделить и то, что взаимодействие государства, муниципалитетов, и их влияние друг на друга в России регулируют многие федеральные законы, потому что урегулирование интеграции центральной власти и муниципалитетов требует четкого разграничения совокупности навыков, знаний между субъектами и муниципалитетами на уровне НПА, как это происходит, например, в Республике Башкортостан.

В Уставах (Конституциях) некоторых субъектов России существуют несоответствия с основным законом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Например, в них предусматривается такое положение, которое разрешает передавать по договору свои полномочия кому-либо, но в Конституции РФ такой порядок отсутствует.

Для того чтобы улучшить нормативную базу, необходим правовой акт, который устанавливал бы принципы взаимодействия органов центральной власти и муниципалитетов субъекта Федерации для эффективного решения вопросов центрального и местного уровней.

Существенное значение в вопросе влияния государства на муниципалитеты имеют нормативно правовые акты субъектов России, например, Устав Иркутской области, который был закреплен постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15.04.2009, также Закон Новгородской области от 3 сентября 1994 года, Устав Ямало-Ненецкого автономного округа, принятый Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 27 декабря 1998 года.

Так как интеграция этих ветвей власти осуществляется практически во всех сферах социальной жизни, в некоторых НПА самым главным является финансовая поддержка муниципалитетов, которая осуществляется благодаря принципам пропорциональности распределения финансовых ресурсов, а также принципам сотрудничества, самостоятельности и законности.

Во все времена было необычайно трудно разграничить центральное и местное управление. Потому что у них есть главная и общая цель – повышение уровня и качества жизни граждан каждого муниципального образования и России в целом.

В извечных проблемах органов любого уровня власти, таких как здоровье населения и достойная медицинская помощь, должное образование, жилищные условия, необходимы усилия как муниципалитетов, так и органов центральной власти. Поэтому влияние государства и, конечно же, создание условий для устойчивого самостоятельного развития МО должны быть ориентированы на эффективное согласование федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

Если бы отсутствовало это влияние, муниципальные образования не смогли бы участвовать в важнейших для страны процессах, таких как проведение всевозможных реформ, усиление государственности, и, наконец, удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что центральная власть и местное самоуправление – это, безоговорочно, элементы единой системы социального управления, это единое целое.

Центральная власть влияет на местное самоуправление следующим образом: на федеральном уровне устанавливаются принципы организации местного самоуправления, федеральные органы государственной власти принимают программы государственной поддержки местного самоуправления, принимается ряд сопутствующих федеральных законов.

В ближайшие сроки Правительство России должно осуществить комплекс мер, обеспечивающих, естественно, углубление реформы местного самоуправления, и, конечно же, реализацию в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления по поддержке социально-экономического развития муниципальных образований.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.) //Собрание законодательства РФ. – №9 от 03 марта 2014г. ст.1.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч.I) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – №32 от 05 декабря 1994г., ст.3301.
  3. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995г. №1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» // ИПП «Гарант» (дата обращения 19.03.2014).
  4. Бабичев И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  5. Безобразов В.П. Государство и общество. – М.: Инфра-М, 2014.
  6. Иванов К.И. Основы правовой защищенности: учебное пособие / Е.Н. Гришин, Н.А. Госин. – М.: Эксмо, 2013.
  7. Рабцевич А.А. Инновационная ориентация локальных рынков труда Республики Башкортостан // Научное обозрение. – 2014. – №4. – с.262-265.
  8. Рабцевич А.А. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона [Электронный текст] // Известия ИГЭА (БГУЭП) (электронный журнал). – 2014. – №4. – URL: //eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19299
  9. Свиридюк Л.Р. Макроэкономика / Л.Р. Свиридюк, В.К. Боярцева, С.С. Логопенко // Экономический рост. Факторы экономического роста. М.: Наука, 2010. – с.67-83.
  10. Таймасов А.Р. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 280с.
  11. Юсупов К.Н. Национальная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 284с.
  12. Янгиров А.В. Эффективность производства как индикатор инновационной ориентации работодателей в региональной экономике / А.А. Рабцевич, А.В. Янгиров // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных статей. Т.1. – Уфа: БашГУ, 2016. – с.166-189.


Все статьи автора «Кулагина Ольга Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: