Уровень жизни и стабильность Российской Федерации во многом определяется управленческой системой. Отлично отточенный механизм разделения полномочий любого ранга – основа России, ее дальнейшего процветания. Российская Федерация – это демократическое государство, а значит, единственным источником власти в стране является население.
Свою власть граждане осуществляют в основном посредством органов местного самоуправления. В Основном законе России сказано, что местное самоуправление самостоятельно в рамках своей компетенции , однако ни для кого не секрет: обе власти, центральная и муниципальная, существуют в тесной взаимосвязи, в том числе имеет место быть особое влияние государства на муниципалитеты, которое выражается в комплексе делегированных полномочий в рамках организации и планирования, передаваемых средств на исполнение должностных обязанностей, осуществления контроля за исполнением муниципалитетами полномочий.
Необходимо уточнить, что эти ветви все же не равны, но отличаются кругом своих компетенций. Так, например, ОМС находятся в системе государственно-властных отношений, действуют под эгидой единой государственной политики Российской Федерации, но, тем не менее, они могут наделяться некоторыми центральными полномочиями.
Нужно еще сказать, что муниципальная и центральная власти являются самостоятельными формами публичной власти, потому что они обе – это выражение мнения граждан, они отличаются только уровнем территорий, на которых осуществляют свои обязанности: центральная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть – на территориях МО.
Под центральным управлением понимается ни только воздействие, но и безусловная связь государства и его субъектов с муниципалитетами, которая обеспечит отличное функционирование работы муниципальных образований.
Еще нужно выделить и то, что взаимодействие государства, муниципалитетов, и их влияние друг на друга в России регулируют многие федеральные законы, потому что урегулирование интеграции центральной власти и муниципалитетов требует четкого разграничения совокупности навыков, знаний между субъектами и муниципалитетами на уровне НПА, как это происходит, например, в Республике Башкортостан.
В Уставах (Конституциях) некоторых субъектов России существуют несоответствия с основным законом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Например, в них предусматривается такое положение, которое разрешает передавать по договору свои полномочия кому-либо, но в Конституции РФ такой порядок отсутствует.
Для того чтобы улучшить нормативную базу, необходим правовой акт, который устанавливал бы принципы взаимодействия органов центральной власти и муниципалитетов субъекта Федерации для эффективного решения вопросов центрального и местного уровней.
Существенное значение в вопросе влияния государства на муниципалитеты имеют нормативно правовые акты субъектов России, например, Устав Иркутской области, который был закреплен постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15.04.2009, также Закон Новгородской области от 3 сентября 1994 года, Устав Ямало-Ненецкого автономного округа, принятый Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 27 декабря 1998 года.
Так как интеграция этих ветвей власти осуществляется практически во всех сферах социальной жизни, в некоторых НПА самым главным является финансовая поддержка муниципалитетов, которая осуществляется благодаря принципам пропорциональности распределения финансовых ресурсов, а также принципам сотрудничества, самостоятельности и законности.
Во все времена было необычайно трудно разграничить центральное и местное управление. Потому что у них есть главная и общая цель – повышение уровня и качества жизни граждан каждого муниципального образования и России в целом.
В извечных проблемах органов любого уровня власти, таких как здоровье населения и достойная медицинская помощь, должное образование, жилищные условия, необходимы усилия как муниципалитетов, так и органов центральной власти. Поэтому влияние государства и, конечно же, создание условий для устойчивого самостоятельного развития МО должны быть ориентированы на эффективное согласование федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
Если бы отсутствовало это влияние, муниципальные образования не смогли бы участвовать в важнейших для страны процессах, таких как проведение всевозможных реформ, усиление государственности, и, наконец, удовлетворение основных жизненных потребностей населения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что центральная власть и местное самоуправление – это, безоговорочно, элементы единой системы социального управления, это единое целое.
Центральная власть влияет на местное самоуправление следующим образом: на федеральном уровне устанавливаются принципы организации местного самоуправления, федеральные органы государственной власти принимают программы государственной поддержки местного самоуправления, принимается ряд сопутствующих федеральных законов.
В ближайшие сроки Правительство России должно осуществить комплекс мер, обеспечивающих, естественно, углубление реформы местного самоуправления, и, конечно же, реализацию в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления по поддержке социально-экономического развития муниципальных образований.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.) //Собрание законодательства РФ. – №9 от 03 марта 2014г. ст.1.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч.I) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – №32 от 05 декабря 1994г., ст.3301.
- Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995г. №1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» // ИПП «Гарант» (дата обращения 19.03.2014).
- Бабичев И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций. – М.: ИНФРА-М, 2010.
- Безобразов В.П. Государство и общество. – М.: Инфра-М, 2014.
- Иванов К.И. Основы правовой защищенности: учебное пособие / Е.Н. Гришин, Н.А. Госин. – М.: Эксмо, 2013.
- Рабцевич А.А. Инновационная ориентация локальных рынков труда Республики Башкортостан // Научное обозрение. – 2014. – №4. – с.262-265.
- Рабцевич А.А. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона [Электронный текст] // Известия ИГЭА (БГУЭП) (электронный журнал). – 2014. – №4. – URL: //eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=19299
- Свиридюк Л.Р. Макроэкономика / Л.Р. Свиридюк, В.К. Боярцева, С.С. Логопенко // Экономический рост. Факторы экономического роста. М.: Наука, 2010. – с.67-83.
- Таймасов А.Р. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 280с.
- Юсупов К.Н. Национальная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 284с.
- Янгиров А.В. Эффективность производства как индикатор инновационной ориентации работодателей в региональной экономике / А.А. Рабцевич, А.В. Янгиров // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных статей. Т.1. – Уфа: БашГУ, 2016. – с.166-189.