НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ЕЁ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ

Быкова Наталья Николаевна1, Лядов Артем Александрович2
1Тольяттинский государственный университет, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит»
2Тольяттинский государственный университет, студент

Аннотация
Налогообложение является важнейшим звеном экономических отношений в обществе с момента образования государства. Развитию и изменению форм государственного устройства, как правило, сопутствуют преобразования в налоговой системе. В современных условиях цивилизованного общества налоги представляют собой основную форму доходов государства. В статье будут рассмотрены принципы и функции налоговой системы России.

Ключевые слова: налог, налоговая система, налоговые платежи, налоговые сборы, налоговый кодекс, налогообложение, принципы налогообложения, функции налогов


THE TAX SYSTEM, ITS PRINCIPLES AND FUNCTIONS

Bykova Natalia Nikolaevna1, Lyadov Artem Alexandrovich2
1Togliatti State University, Senior Lecturer, Department of «Finance and credit»
2Togliatti State University, student

Abstract
Taxation is an essential element of economic relations in society since the founding of the State. Development and changing forms of Government usually accompany the transformation of the tax system. In modern conditions of civilized society taxes constitute the main form of State revenue. This article considers the principles and functions of tax system of Russia.

Keywords: principles of taxation, tax, tax code, tax functions, tax payments, tax system, taxes


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Быкова Н.Н., Лядов А.А. Налоговая система, её принципы и функции // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/76535 (дата обращения: 13.11.2024).

Мировой опыт свидетельствует, что налоговый механизм обладает огромными возможностями влияния на развитие предпринимательской деятельности, структуру и динамику общественного производства, его размещение.

Налоговые платежи и сборы представляют собой основной источник формирования государственного бюджета, поскольку любое государство для исполнения своих функций нуждается в фондах денежных средств [1].

На наш взгляд, в современных условиях особенное значение имеет результативность налоговой системы, которая способна обеспечивать бюджет доходными источниками и выполнять все возложенные на себя публично-правовыми образованиями обязательства по расходам.

Налоговая система Российской Федерации — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в пользу государства с физических и юридических лиц. Она строится на определенных принципах и регулирует налоговые взаимоотношения государства и плательщиков налогов и сборов.

Принципы построения российской налоговой системы определяются в Конституции Российской Федерации и Налоговом кодексе Российской Федерации (далее НК РФ). В России функционирует трехуровневая налоговая система, которая состоит из федерального, регионального и местного уровней, что отвечает мировому опыту федеративных стран.

Результативность налоговой системы обеспечивается соблюдением установленных требований, критериев и принципов налогообложения. В основе построения большого количества функционирующих налоговых систем находятся идеи Адама Смита, которые были сформулированы в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) в виде четырех важнейших принципов налогообложения. Рассмотрим эти принципы применительно к российской налоговой системе.

1. Принцип определенности предполагает, что каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все обязательные элементы: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок расчёта налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в пользу плательщика.

2. Принцип справедливости предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета Российской Федерации и финансировании его расходов.

3. Принцип удобства подразумевает, что каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

4. Принцип экономии заключается в том, что государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков. Здесь применима всем известная фраза: «Экономика должна быть экономной!».

5. Принцип равенства, предполагающий, что все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде [2].

На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части Налогового кодекса РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в российском налоговом законодательстве. Здесь отметим, что с 1 января 2017 года в налоговое законодательство России принято очень большое количество изменений, которые требуют отдельного рассмотрения.

Принципы построения российской налоговой системы также сформулированы в первой части НК РФ, которая определяет важнейшие основы законодательства о налогах и сборах:

- каждое лицо является должным осуществлять уплату законно установленных налогов и сборов. Нормы законодательства о налогах и сборах основаны на признании всеобщности и равенства налогообложения. При определении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщиков к осуществлению уплаты налогов;

- налоги и сборы не могут обладать дискриминационным характером и различным образом использовать расовые, социальные, национальные, религиозные и иные подобные критерии;

- запрещается определять дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

- налоги и сборы должны обладать экономическим основанием и не могут быть произвольными;

- запрещается определять налоги и сборы, которые нарушают единое экономическое пространство России и, в частности, прямым или косвенным образом ограничивают свободное перемещение в пределах государственной территории товаров (услуг, работ) или финансовых средств, либо по-другому создавать ограничения или препятствия не воспрещенной законодательством экономической деятельности физических лиц и предприятий;

- ни на кого не может возлагаться обязанность осуществлять уплату налогов и сборов, а также иных взносов и платежей, обладающих определенными Налоговым кодексом РФ признаками налогов и сборов, которые не предусмотрены им либо установлены в прочем порядке, чем это установлено Налоговым кодексом РФ;

- при определении налогов должны определяться все элементы налогообложения. Законодательные акты о налогах и сборах должны формулироваться так, чтобы каждый мог точно знать, какие существуют налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен осуществлять их уплату.

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах истолковываются в пользу налогоплательщиков (плательщиков сборов) [3, ч.1, ст.3].

Принято считать, что налоги выполняют распределительную, регулирующую, фискальную, стимулирующую, контролирующую и воспроизводственную функции.

В историческом аспекте фискальная функция является первичной. Налоги дают возможность государству осуществлять изымание части доходов и формирование централизованных финансовых ресурсов, которые являются нужными для содержания органов управления, непроизводственной сферы, армии и т.д. Это обозначает, что уровень налоговых платежей всегда определяется масштабами государственных расходов.

Распределительная функция логическим образом истекает из рассмотренной выше фискальной функции: для того чтобы располагать финансовыми средствами, следует их изымать у тех, кто ими располагает. Перераспределение мобилизованных денежных средств осуществляется государством между отраслями отечественной экономики (в экономическом аспекте), а также между социальными группами (в социальном аспекте). Нельзя исключать то, что через налоговые платежи станут осуществлять изъятие сверхдоходов (ренты); распределение финансовых средств в целях социальной защиты малоимущих слоев населения.

Регулирующая функция налогов особенное значение получила в условиях смешанной экономики рыночного типа. Налоги зарекомендовали себя как более мобильное и высоко результативное средство регламентирования государством экономических и социальных процессов. Очевидно, что система налогообложения должна отвечать принятой концепции социально-экономического развития.

Из регулирующей функции непосредственным образом проистекает стимулирующая функция налогов. Суть в том, что налоги оказывают прямое влияние на состояние и формирование экономических интересов тех или иных хозяйствующих субъектов. Исполнение налогами стимулирующей функции подразумевает:

- адресное доведение налогов до плательщиков вместе с исключениями, оговорками, преференциями, специальными комментариями и т.д.;

- выделение определенной цели стимулирования экономической деятельности (уменьшение или увеличение объемов производства, экологии, масштабов применения тех или иных производственных факторов; хозяйственная форма; структура себестоимости; цена и качество изделия; защита отечественных товаропроизводителей и другие).

Воспроизводственная функция налогов нацелена на обеспечение возобновляемости процессов отечественного производства, тем самых подразумевает совершенную компенсацию используемых в производстве экономических ресурсов.

Контролирующая функция налогов взаимосвязана с тем, что в подобном случае может возникнуть возможность в четком отслеживании денежных и товарных потоков, а также самой хозяйственной деятельности. При подобном контроле осуществляется уточнение степени результативности применения используемых в производстве ресурсов, установление сопричастности к социальным и государственным задачам. Происходит формирование налоговой дисциплины, которая подразумевает своевременность платежей и расчетов, выплат заработной платы наемным работникам, а также соблюдение хозяйственного законодательства.

Наиболее тесным образом с фискальной функцией налогов взаимосвязана их распределительная функция, которая выражает экономическую сущность налогов как инструмента распределительных отношений. Сущность этой функции состоит в том, что посредством налогов через бюджетные и внебюджетные фонды государством осуществляется перераспределение финансовых ресурсов из сферы производства в общественную, осуществляется финансирование крупных социальных и межотраслевых целевых программ, обладающие общегосударственным значением, в силу чего эту функцию иногда называют социальной.

С фискальной и распределительной функциями тесным образом взаимосвязана контрольная функция. Механизм исполнения данной функции выражается, с одной стороны, в проверке результативности хозяйствования, с иной стороны, в контроле за эффективностью осуществляемой государственной экономической политики. В острых конкурентных условиях налоги принимают на себя роль одного из самых важных инструментов независимого контроля за результативностью финансовой и хозяйственной деятельности. При других аналогичных условиях из конкурентной борьбы выпадает тот, кто не может произвести расчеты с государством. В то же время дефицит финансовых ресурсов в бюджете свидетельствует государству о необходимости внесения поправок в бюджетную, социальную или налоговую политику.

Таким образом, в заключение можно сделать вывод, что в условиях современных рыночных отношений налоговая система представляет собой один из самых важных экономических регуляторов, основанием финансового механизма государственного регулирования экономики [4].


Библиографический список
  1. Мороз В.В. Налоговая система в РФ на современном этапе ее развития [Текст] // Бизнес в законе. 2013. № 6. С.250-252.
  2. Рамазанова Б.К. Истоки принципов налогообложения и их значение в современных условиях [Текст] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2 С.399-401.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 146-ФЗ (ред. от 30.11.2016) [Электронный ресурс] -  Режим доступа // URL:  http://base.consultant.ru  (дата обращения 22.12.2016 года)
  4. Черникова М.А., Шевлякова С.М., Полинская М.В. Тенденции развития налоговой системы РФ [Текст] // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 22. С.126-130.


Все статьи автора «Быкова Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: