В настоящее время фотоаппарат является достаточно распространенной и обыденной вещью. Однако его наличие не всегда гарантирует владельцу получение запланированных фотографий. Для развития и совершенствования навыков фотографии в современном мире предлагают услуги обучения фотошколы. Они предоставляют своим ученикам широкий выбор услуг в зависимости от их запросов и возможностей [1, 2].
Для более детального изучения потребительского спроса на услуги фотошколы был проведен социологический опрос [3]. Опрос с помощью Google-формы проводился с 14.10.2016 по 10.11.2016 года. Выборка составила 40 человек, из них 77, 5% женщины, и соответственно 22, 5% мужчины (рис. 1). Основная часть опрошенных по возрастному составу относится к категории 19-30 лет. Наименьшая доля – к категории 31-50 лет (рис. 2).
Рисунок 1. Распределение респондентов по полу
Рисунок 2. Распределение респондентов по возрасту
В результате исследования было выявлено, что фотошколы нужны в Нижнем Новгороде (рис. 3). Об услугах фотошкол узнают в основном либо с помощью интернета, либо через рекомендации знакомых (рис. 4). 35% опрошенных отметили, что ни разу не пользовались услугами профессионального фотографа. 32, 5% прибегают к этой услуге реже, чем раз в год. Несколько раз в месяц данной услугой пользуется 2,5%. Данный показатель свидетельствует о недостаточной распространенности услуг квалифицированных фотографов среди опрошенного населения (рис. 5).
Рисунок 3. Оценка необходимости услуг фотошколы нижегородцам
Рисунок 4. Информационные источники получения данных о фотошколах в Нижнем Новгороде респондентами
Рисунок 5. Частота использования услуг профессионального фотографа
Самым распространенным видом является уличная съемка. Менее востребована студийная съемка и домашняя. В отношении жанра предпочтение отдается портрету, тематической и семейной съемке (рис. 6).
Рисунок 6. Предпочтения нижегородцев по жанрам фотосъемки
Среди опрошенных респондентов 65% ранее не занимались фотографией. 15% занимаются фотографией менее года, по 10% опрошенных ответили, что занимаются фотографией более 3 лет и от 1 до 3 лет соответственно. Было выявлено, что основными сложностями в фотосъемке являются определение ракурса и проблемы с экспозицией.
Основными факторами, влияющими на выбор фотошколы, являются: цена предоставляемых услуг, личное консультирование со специалистами, оснащенность фотошколы, квалификация персонала и возможность участия в фото-выставках. Определены и менее решающие факторы: месторасположение, время занятий, возможность посещения по индивидуальной программе, имидж фотошколы, способ оплаты и предоставляемые льготы.
Наиболее привлекательными для респондентов являются курсы по основам фотографии, особенностям уличной съемки и обработке фотографии. Большинство опрошенных хотели бы получить практические знания и овладеть программой Photoshop.
55% опрошенных считают неприемлемой среднюю цену в размере 12 тысяч рублей за курс обучения длительностью три недели. Поэтому с целью улучшения деятельности фотошкол необходимо снижение цен на услуги для привлечения клиентуры.
Данные опроса позволили выявить, в каком направлении стоит развиваться фотошколам [4, 5]. Исследование опроса показало, что услуги профессиональных фотографов являются не достаточно распространенными. Полученные данные помогли сделать вывод о самых востребованных видах и жанрах съемки среди населения, а также о факторах, влияющих на выбор фотошколы. Одним из основных выводов по проведенному исследованию является неудовлетворенность населения ценами на предлагаемые услуги.
Библиографический список
- Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. – М.: ФОРУМ, 2013. – 333 с.
- Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н. Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.
- Лебедева Т.Е. Использование мультимедийных технологий на занятиях по основам маркетинга // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2008. № 6 (24). С. 49-51.
- Лопаткина Н.С., Булганина С.В. Анализ маркетинговой деятельности компании // В сборнике: Актуальные вопросы аграрной экономики: теория, методология, практика Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых. Под научной редакцией А.Г. Самоделкина, А.А. Серова, А.А. Чиликова. 2015. С. 138-142.
- Егоров Е.Е. Переход к новым принципам управления образовательной организацией // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 70-72.