Исторический путь народов Среднего Поволжья от воплощения идеи самоопределения до получения автономии в советское время был не долог (1918-1920 гг.). Из архивных документов известно, что 1920 году в Чувашии было принято постановление «Об автономной области». Переименование же в Чувашскую АССР произошло позднее, в 1925 году. Благодаря преобразованиям, республика сохранила свою национальную самобытность, письменность, литературу, культуру и сумела создать профессиональное искусство.
История объявления автономии отражается не только в научной и документальной литературе, но и в живописных полотнах мастеров. Каждый из них по-своему пытался выразить понимание и видение этого знаменательного, поистине торжественного исторического события в жизни родного народа, старался найти свой, особый индивидуальный подход в композиционном и живописном решении полотна.
В многогранном творчестве Н.В. Овчинникова – яркого представителя чувашских художников среднего поколения – данная тема занимала особое место. К 30-летию образования автономии мастер создает интересное по своему художественно-образному строю полотно «Посланцы чувашского народа в Кремле у В.И. Ленина» (1951).
Картина была исполнена в качестве дипломной работы под руководством профессора Р.Р. Френца в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. В чувашской живописи произведение считается одним из лучших примеров серьезной работы по ленинской теме. В картине изображен момент вручения акта об образовании чувашской автономии. Автору удалось убедительно передать и торжественность момента при свершении государственного акта, и атмосферу непринужденной беседы руководителей партии и правительства с группой представителей из Чувашии. Художник проявил незаурядное мастерство в живописной характеристике своих героев, в психологическом раскрытии их переживаний. Выступая на защите данной работы, народный художник СССР Б.В. Иогансон говорил: «В этой картине решено одно и самое главное – внутренняя связь, теплота, которая здесь передана, любовное отношение В.И. Ленина к представителям Чувашской Республики. Это самое трудное, что нам так желательно видеть в картинах – выражение человеческих чувств» [3, с. 56]. Большое внимание уделил автор созданию образов посланцев чувашского народа. Особенно важная роль отведена женщинам-крестьянкам: привлекательность, молодость, чарующая нарядность их костюмов. Использование большого количества красного, белого, голубого цветов напоминает национальную цветовую гармонию. Позы и лица чувашских представителей выражают чувство собственного достоинства. Приветливость, доброта, мягкость, отзывчивость – все эти качества чувашского народа как бы пронизывают всю живописную ткань работы, наполняя ее воздухом и светом.
В коллекции Чувашского государственного художественного музея находится более ранний авторский вариант этого произведения, переданный в дар чувашским товариществом «Художник» в 1950 году. Из воспоминаний автора известно, что данное начатое в институте полотно автор привез в Чебоксары на доработку, поскольку выполнял всевозможные здесь заказы для материального обеспечения семьи. В качестве мастерской ему предоставили свободное помещение на первом этаже здания Художественной галереи. В день просмотра работ отзывы коллег были неоднозначны, но в целом положительные. Таким образом, по возвращении в Академию художеств Н.В. Овчинников создал новый вариант дипломной картины, о которой говорилось ранее. В настоящее время она находится в Научно-исследовательском музее Академии художеств.
Позднее, к 40-летию Чувашской АССР (1960), художник создал новый варианты картины, который передал в фонды Чувашского государственного национального музея. Хотя образы В.И. Ленина и М.И. Калинина в новом варианте стали яснее, характернее и полнее, но, как отмечает искусствовед А.Г. Григорьев, «картина потеряла те хорошие качества, которые были в первом варианте – цельность композиции, стройность художественного мышления автора» [2, с. 51].
В 1970 году в дар Чувашской АССР ЦК КПСС Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР передан иной авторский вариант художника «Подписание В.И. Лениным декрета об образовании Чувашской Советской автономии» (1970).
Следует отметить, что в полотнах чувствуется стремление к эмоциональному раскрытию темы. Художник как бы погружает зрителя в тот торжественный и радостный момент, в котором живут герои произведения. Цельность впечатления достигается строгой продуманностью сложных взаимосвязей отдельных частей полотен, гармонией пластики форм и линий. Позы, жесты, взгляды персонажей картины ритмически согласованы друг с другом и обусловлены той ролью, которая каждому из них отведена в композиции. Анализ показал, что живописный язык и профессиональное мастерство автора, сумевшего выразить свое глубинное и искреннее чувство в трактовке затронутой нами исторической темы, привели к созданию интересного и запоминающегося произведения.
Своеобразие творческой натуры Н.В. Овчинникова, обладание бесценным свойством исторического прозрения, дар воскрешать в образах далекое прошлое родного народа – определило главное направление в его творческой деятельности: историческая живопись. Многие события и страницы из истории чувашского народа отражены в его произведениях. Запечатленные им сюжеты оживлялись правдой вымысла. Вызывала доверие старинная атмосфера и убеждали глубокие душевные движения героев. Следует подчеркнуть, что художник является мастером многофигурной композиции, искусно владеющий цветом и светом. Он внес в чувашскую живопись иное понимание законов композиции, колористической гармонии. С его приходом картина стала как завершенное художественное произведение с четко разработанным сюжетом, которая отличалась от картины 1920-1930 гг., «носившая эскизный характер, была сырой, не проработанной формой» [1, с.14]. Умение видеть жизнь родного народа через призму устремлений, показать ее в ярких и убедительных образах современников делает чувашского художника национальным достоянием.
Библиографический список
- Воронов Н.В., Червонная С.М. Н.В. Овчинников. Жизнь и творчество. Чебоксары, 1981.
- Григорьев А.Г. Сто тысяч красок. Популярный очерк современного чувашского изобразительного искусства. Чебоксары, 1967.
- Овчинников Н.В. Миг между прошлым и будущим. Чебоксары, 1998.