Конкурентное (антимонопольное) право – это правовые нормы и нормативные акты, которые направлены на то, что бы ограничить свободу предпринимательской деятельности и свободу договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения касаются создания картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков. Так же они направленны против крупных слияний и действий, что могут значительно увеличить возможность продавцов изменять цену товара или услуги. На сегодня такие антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
При этом, по мнению сторонников антимонопольного законодательства, конкурентным правом защищаются экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию отрасли. В то же время, по мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.
Вместе с тем, в последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к обособлению конкурентного права. Хотя об образовании новой отрасли права не говорится, но отмечается формирование новой отрасли законодательства. При этом постепенное отделение конкурентного права от предпринимательского можно заметить сегодня так же и в образовательной сфере.
Нужно помнить, что рыночные механизмы в сфере образовательных услуг имеют определенные особенности. В настоящее время в основе развития рынка образовательных услуг лежит свободный выбор потребителем профиля и типа конкретного учебного заведения и права всех граждан получать в нем профессиональное образование, а так же повышать свою квалификацию по инициативе работодателя, службы занятости или по собственному желанию. Именно поэтому на рынке образовательных услуг в сфере профессионального образования формируется конкуренция, так как такие услуги предлагают разные образовательные учреждения и потребляют различные работодатели. Сформированными на рынке спросом и предложением формируется конкурентная рыночная образовательная среда [1, c.29]. Ростом конкуренции в борьбе за потенциальных студентов обусловлена необходимость расширения образовательного пространства в учебных заведениях Российской Федерации. Однако необходимо помнить, что основной тенденцией на рынке образовательных услуг в последние годы – это снижение количества потенциальных абитуриентов [2, c.174].
Основная деятельность вузов – это предоставление конкретных образовательных услуг. Все образовательные услуги отличаются по качеству и содержанию. Каждый студент желает поступить в достойный ВУЗ и получить хорошее образование, поэтому спрос на образовательные услуги будет различным.
Повышая конкурентоспособность своих образовательных услуг, ВУЗ не должен расставаться со своими выпускниками, а может предоставлять дополнительные услуги по повышению квалификации и переподготовке. Качество предоставляемых услуг должно удовлетворять потребителя, предполагая, что на смену выпускникам обязательно могут прийти их дети и знакомые.
На сегодняшний день образовательные учреждения выступают в роли субъектов, которыми формируются предложение, а так же оказываются и продаются образовательные услуги. В функции образовательных учреждений входит:
- обучающийся получает услуги по приобретению (передаче) им желаемых и необходимых знаний, умений и навыков;
- оно производит и оказывает сопутствующее образовательные услуги, а так же оказывает воздействия, которые формируют высококвалифицированную личность будущего специалиста;
- оказывают информационно-посреднические услуги потенциальным и реальным обучающимся и работодателям (при этом обязательно согласовывая условия будущей работы, размеры и источники финансирования предоставляемых услуг и т.д.) [3]
Однако при этом посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока еще находятся на стадии формирования и развертывания собственной маркетинговой активности. К ним зачастую относится служба занятости, различные образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, а так же специализированые образовательные центры и др. Но они не могут в полной мере оказать конкуренцию самим образовательным учреждениям. Они создают здоровую конкуренцию и способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на соответствующем рынке и могут выполнять следующие функции:
- накапливать, обрабатывать и продавать информацию о конъектуре рынка образовательных услуг, а так же проводить консультирование других субъектов;
- участвовать в процессе аккредитации других образовательных субъектов;
- участвовать в процессах аккредитации образовательных учреждений, осуществлять рекламную деятельность и юридическую поддержку такого заведения;
- формировать каналы сбыта, организовывать заключение и содействовать выполнению сделок, что касается образовательных услуг и многое другое [4].
Для развития образования, как и любой отрасли, здоровая и честная конкуренция – это очень сильный стимулирующий фактор. Поэтому иногда образовательным учреждениям, которые пока не видят конкурентов или не имеют их, рекомендуют «как бы придумать себе их», что бы больше и эффективнее рассматривать собственные конкурентные преимущества и лучше их удовлетворять. Равнодушие и безразличие к конкуренции в образовании и конкурентам в современных условиях ведет учреждения образования к застою и утрате ими ранее завоеванных позиций.
Строя собственные отношения с реальными или потенциальными конкурентами очень важно стремиться не к конфронтации с ними, а к сотрудничеству, поиску компромисса и партнерству в рамках более широких образовательных систем. Естественно не нужно забывать при этом об собственных и интересах и поставленных целях.
Таким образом, современные учреждения сферы образовательных услуг все чаще и чаще сталкиваются с возрастающими потребительскими требованиями, которые являются результатом усиления конкурентной борьбы. Сюда еще необходимо отнести укрепление позиции конкурентов на этом сегменте рынка, укрепление дифференциации платежеспособного спроса, изменение отраслевых границ и профилей их деятельности [2,173].
Конкуренцией выдвигаются условия, при каких учреждения сферы образовательных услуг должны все более оперативно и высокопрофессионально приводить собственную деятельность в соответствие с новыми условиями и требованиями. Для этого необходимо постоянно внедрять разные организационные, технологические, социальные и управленческие инновации.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что сегодня необходимо обеспечить определенные сбалансированные взаимодействия между различными уровнями самой системы образования в частности и конкурентоспособности отечественной экономики в целом.
Библиографический список
- Кабанова Е.И. Недобросовестная конкуренция в сфере высшего профессионального образования. / Е.И. Кабанова. // Конкурентное право, 2013. – С. 28–30.
- Мнацаканян М.Р. Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ в сфере образовательных услуг. / М.Р. Мнацаканян. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2010. – № 4. – С. 171–173.
- Сотникова Н.В. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг. / Н.В. Сотникова. // Высшее образование сегодня, 2014. – 11 декабря.
- Сушинский С. Стратегия развития конкуренции в образовании. /С. Сушинский. // Советник Президента, 2013. – № 11.– [Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.sovetnikprezidenta.ru/111/2_obrazovanie.html.