ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АТЛАСНОЙ КАРТОГРАФИИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ В XVI-XVIII ВЕКАХ

Гресь Роберт Андреевич
Санкт-Петербургский государственный университет
студент третьего курса

Аннотация
Становление атласной картографии в Европе произошло много позже начала эпохи Великих географических открытий, экспансии европейских стран в Новом свете, Африке, Азии и зарождения капиталистических отношений в Европе. В статье дается ответ на вопрос: почему атласная картография претерпела свой расцвет только в конце XVI века? Атласы смогли широко распространиться в Европе только тогда, когда сложился комплекс «внешних» и «внутренних» предпосылок. Помимо этого вопроса, в статье рассмотрена проблема пространственно-временного развития атласной картографии в период XVI-XVIII веков. Сделаны выводы о коэволюции атласной картографии и ряда общественных систем. Новизна работы заключается в выделении качественно новых факторов развития атласной картографии и разработке её этапизации.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: 11.00.00 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гресь Р.А. Предпосылки и этапы развития атласной картографии в европейских странах в XVI-XVIII веках // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/08/84176 (дата обращения: 18.04.2024).

Историю атласной картографии по праву можно считать одним из важнейших разделов истории картографии и в целом истории человечества. Создание атласа в любое время требовало долгой предварительной аккумуляции знаний об окружающей территории, акватории, геотории, а также высокого уровня развития соответствующих технических средств для составления этих монументальных произведений. По словам Т.Г. Сватковой, атласы отражают уровень развития и культуры тех стран, в которых они были созданы [1, с. 30]. Атласы действительно дают глубокое представление об уровне научного и культурного развития их создателей. Однако основное значение атласов все-таки заключается не просто в накоплении и отражении всех имеющихся достижения и знаний в области картографии, географии и других смежных наук, что безусловно очень важно, но в представлении этих знаний в некотором систематизированном обобщенном генерализованном виде. «Атлас представляет собой картографическую энциклопедию – систематизированный свод знаний и сведений о территории на современном уровне ее изученности» – говорит А.М. Берлянт [2, с. 239]. Действительно, одно из главных свойств атласа заключается в систематизированности представляемой информации, что делает атласы с одной стороны высокоинформативными источниками, с другой отличает их от иных картографических произведений. Всё это приводило к тому, что создание атласа требовало больших затрат. Именно из-за выше указанных причин: трудоемкости производства, необходимости систематизации и генерализации информации и востребованности в больших массивах информации атласы появляются гораздо позже многих других картографических произведений и крайне редко составлялись вплоть до XVI-XVII веков. Таким образом, создание любого атласа – важная веха в истории развития любого человеческого сообщества, выступающая индикатором состояния его науки и культуры. По этой же причине атласы представляют собой, как говорит Т.Г. Сваткова, ценнейшие исторические источники, позволяющие не только установить пространственные и временные рамки для тех или иных явлений в истории человечества, но и установить глубину познаний природных и социально-экономических процессов [1, с. 30].

Резкий взлет атласной картографии произошел в Европе в XVI веке. Именно тогда появилось само слово «атлас». В 1570 году выходит в свет труд Авраама Ортелия «Зрелище шара земного» – собрание из 53-х карт, в последующем множество раз переиздававшееся [3, с. 111]. В это же время в Антверпене появляется портативный дорожный атлас [4, с. 349], в 1572 в Кельне печатают атлас «Города Земного шара» [5, с. 63]. В 1575-1579 годах был изготовлен комплект карт четырех континентов – суммарно 42 листа [6, с. 151]. К концу 1581 года были закончены работы над Галереей географических карт в Ватикане [7, с. 10]. Герардом Меркатором было издано собрание карт в 1585 году под названием «атлас» [4, с. 349]. Буквально в это же время выходит и первый морской атлас Вагенера «Зеркало мореплавания» [5, с. 62], а в 1592 году атлас «Сокровище мореплавания» [6, с. 129]. Параллельно с этим развивается и область атласного картографирования, ориентированная на создание атласов европейских государств: атлас Италии Маджини (1620) [6, с. 160], атлас Голландии («Описание городов и земель его величества, его пределов и границ», 1573) [6, с. 179], атлас Франции Мориса Бугеро (1594) [6, с. 180], атлас «Театр Британской империи» (1612) [6, с. 188] и др. Такой внезапный рост количества издаваемых атласов не мог быть случайным явлением, в особенности учитывая факт того, что он произошел практически с нуля. До второй половины XVI века в Европе имели распространение только прообразы атласов – собрания портоланов (морских навигационных карт). Картографические материалы также широко использовались в иных печатных изданиях, таких как «Начала для послушников» (Любек, 1475), «Isolario»  (Венеция 1485) – 49 карт, «Странствия по Святой Земле» (Майнц, 1486), Нюрнбергская хроника 1493 года [6, с. 96-98] и «Вновь напечатанная смесь» (Париж, 1522) [6, с. 105]. То есть атласы как будто появляются внезапно во второй половине XVI века и на первый взгляд сложно указать причины этого явления. Эпоха Великих географических открытий, увеличившая роль картографии, началась более чем за 70 лет до этого, изобретение книгопечатания, серьезно упростившего процесс распространения атласов, произошло за 120 лет до издания атласа Ортелия. Развитие капиталистических отношений и частного предпринимательства, позволивших организоваться первым картографическим мануфактурам, вообще берут свое начало чуть ли не в Средние века. Так почему же атласы появляются столь поздно? Широкое распространение атласы смогли получить только тогда, когда на них появился спрос, когда инновационные технологии упростили производственный процесс и отрыли возможность тиражирования атласов. Как уже было сказано, создание атласа требует больших трудозатрат, а значит становилось либо делом всей жизни составителя, либо могло было быть выполнено рабочим коллективом. И если в первом случае инициатива могла исходить от самого создателя атласа, то во втором только от заинтересованного заказчика. Почему таковые появляются только во второй половине XVI – первой половине XVII века – вот ключевой вопрос, ответ на который позволит понять, почему атласы стали широко распространены в Европе столь поздно. А значит необходимо обнаружить комплекс предпосылок, сформировавший спрос на атласы.

В XV – XVI веках Старый свет подвергался ряду масштабных фундаментальных преобразований, многие из которых имели свое отражение в развитии картографии в европейских странах. Произошли изменения в науке и технике, были открыты и изучены новые территории, менялись экономические отношения, европейские страны становились колониальными империями. Все эти преобразования с точки зрения развития атласного картографирования можно разделить на «внешние» и «внутренние». Так, к внешним необходимо в первую очередь отнести Великие географические открытия и связанное с ними становление колониализма. Эффективное изучение новых территорий, их экономического потенциала не могло вестись без соответствующего картографического сопровождения, детализированное изображение империй отныне нельзя было представить на одной единственной карте, так как дискретное распределение колоний на больших расстояниях друг от друга и от метрополии не позволяло создать карту приемлемых масштабов при сохранении необходимого уровня детализации. Возникла прямая потребность в создании сводов карт. Однако это не объясняет появление страновых атласов и атласов отдельных регионов Европы. На то была несколько иная причина. В период XVI-XVII веков происходило явление, которое можно обозначить как уплотнение геопространства. Уплотнение геопространства заключалось в том, что на одной и той же отдельно взятой территории или акватории росло количество объектов и связей между этими объектами. Действительно, если сравнить, к примеру, численность населения Англии и Франции на 1500 и на 1600 годы, то видно, что рост составил где-то 40 % и 30 % соответственно [8, с. 184] (эта цифры еще более выразительны, если сравнить 1400 и 1600 годы). Увеличение численности населения повлияло в свою очередь на его плотность, выросла нагрузка на сельскохозяйственный комплекс. Естественный ландшафт все более преображался под действием усиливающегося антропогенного фактора. В итоге развивалась сеть транспортных путей и городов, под нужды человека использовались все новые земли. Уплотнение геопространства не позволяло как прежде отразить все антропогенные и естественные объекты в пределах одной карты приемлемого масштаба без соответствующей картографической генерализации. Появившуюся проблему могла решить только атласная картография. Атласы позволяли отразить все населенные пункты, транспортные пути и административные единицы государства в доступном для визуального восприятия масштабе в единственном целостном издании без необходимости их генерализации. Именно поэтому в конце XVI – начале XVII веков появилось столько атласов европейских стран. Альтернативы атласам в визуальной передаче информации обо всех объектах на территории любой крупной европейской страны не было.

Другой внешней по отношению к атласному картографированию причиной можно назвать подъем капиталистических отношений на Западе и связанного с этим развития частного предпринимательства и торговли. Поскольку участие правительств государств в проведении картографических работ в XVI – начале XVII веков было сравнительно невелико, то в условиях благоприятной экономической обстановки и формирующегося спроса на картографические произведения стали появляться частные картографические предприятия [4, с. 346]. Эти предприятия прошли путь от цехового способа производства, превалировавшего вплоть до середины XVI века, к более совершенной организации картографической мануфактуры, что благоприятно отразилось на качестве продукции и позволило выполнять более трудные производственные задачи [4, с. 351]. Также развитию картографии и атласного картографирования способствовал ряд технических усовершенствований и новшеств. Изобретение книгопечатания избавило картоиздателей от необходимости ручного производства карт, при котором создание любого атласа требовало колоссальных усилий. С другой стороны, трудоемкость атласов и стоимость создания этих произведений имело для них самих и положительное значение. Атласы стали предметом роскоши, их дарили королям, герцогам, императорам, папам и высшей аристократии. Появилась своеобразная мода на атласы, обеспечившая картографические предприятия заказами. Интересен и другой  факт – картографический метод в эпоху Возрождения стал применяться в научных исследованиях. Л. Браун приводит пример, когда развитие навигации и морской картографии шло параллельно, и любое открытие в одной из этих отраслей давало импульс для развития другой [9]. Применение картографического метода в различных исследованиях также положительно сказалось на появлении спроса на продукцию картографических мануфактур, в том числе и на атласы.

Необходимо отметить и внутренние предпосылки развития картографии и атласного картографирования в XVI веке. К ним относятся создание большого количества новых картографических проекций, в числе которых и равноугольная цилиндрическая проекция Меркатора [1, с. 32]. В практику вводится градуировка [6, с. 118]. Появляются специализированные карты и атласы [4, с. 349], например карта климатических зон, напечатанная в Лувене еще в 1483 году [6, с. 102]. Отныне атласы могли составляться не только из карт соседствующих территорий, но и из карт разных тематик. Проводятся систематические картографические съемки суши c применением компаса, колеса и мерного шнура, появилась новая профессия съемщика. В первой половине XVI века изобретаются мензулы и прообразы теодолитов [4, с. 346]. Гравировка печатных форм и создание оттисков отныне позволяла с гораздо большей точностью, чем при ручном копировании, повторить передачу визуальной информации, что крайне важно для такой точной науки, как картография [6, с. 92-93]. Все это прямо и косвенно способствовало становлению атласного картографирования в европейских странах. Таким образом, только к середине-второй половине XVI века сформировался благоприятный «климат» для создания атласов и развития атласного картографирования, выражавшийся в комплексе сложившихся внутренних и внешних предпосылок. Появился спрос на атласы, который  в тоже время позволил возникнуть картографическим мануфактурам и улучшить качество продукции, что в свою очередь создало конкурентные преимущества перед другими категориями товаров (например, географическими картами). Благодаря уникальному стечению обстоятельств появились впервые со времен Птолемея европейские атласы Ортелия и Меркатора.

Развитие атласного картографирования в Европе в XVI – XVII веках с одной стороны являлось следствием серьезных изменений в устройстве европейского общества и развития науки и техники, а с другой поддерживало и сопровождало эти же самые изменения. Таким образом, осуществлялась коэволюция атласной картографии и ряда общественных систем, государств. Любые изменения в темпах развития европейских стран имели свое отражение в научной сфере и в атласной картографии в частности. А так как региональные и страновые тренды регулярно изменялись, то и развитие атласной картографии не было гомогенным в пространственно-временном континууме. Атласная картография не шла по простому линейному пути, в ее развитии в период XVI-XVIII веков можно выделить несколько этапов (см. таблицу 1). Первый этап длился с самого начала XVI века (его начало было положено Великими географическими открытиями) вплоть до середины XVII века. Кульминацией этапа стало появление атласа Меркатора в 1585 году. Это был не просто колоссальный научный прорыв, само слово «атлас» появляется только в это время. Центры картографии на протяжении всего первого периода постепенно смещались из Португалии и Италии в Нидерланды и к концу XVII века Нидерланды стали ведущей «картографической державой». Затем в первой половине – середине XVII века наступил второй этап, выражавшийся в некотором кризисе в развитии европейской картографии и в частности атласного картографирования. Темпы развития атласной картографии замедлились из-за отсутствия качественных сдвигов в отрасли, о чем говорит К.А. Салищев: «Не было новых, действительно ценных научных идей, которыми раннее выделялись работы Меркатора» [4, с. 353]. Оно также ограничивалось и отсутствием обмена научной информацией между различными странами и колониальными кампаниями, географическая информация и картографические материалы были строго засекречены. На это указывает в частности тот факт, что о существовании Торресова пролива стало известно европейской общественности только через 163 года после его открытия [10, с. 10]. Кризис возник и из-за распространения коммерческой практики Лафрери, заключавшейся в комплектовании атласа под запросы клиента из любого набора карт (причем часто разных картоиздателей). Такая коммерциализация отрасли привела к упадку атласной картографии [6, с. 213], поскольку при подобном механическом формировании наборов карт терялось одно из главных свойств атласа – системность в представлении визуальной информации, не говоря уже о том, что возникало огромное количество противоречий между различными картами в пределах одного набора. Тем не менее и этот период отмечается значимыми произведениями атласной картографии – в первую очередь атласом Блау 60-х годов XVII века. Данный атлас содержит 609 двухстраничных карт [4, с. 351]. Публиковали свои атласы также семьи Янсон и Хондиус [6, с. 209]. К счастью, второй этап длился не долго, во второй половине XVII века наступил третий этап, ознаменовавшийся перемещением центров развития картографии из Нидерландов во Францию, Англию, а также Германию. Новые атласы вновь приобрели свойство систематичности, восторжествовал критический подход. Атласная картография демонстрировала новый подъем. Прорыв был осуществлен Николаем Сансоном в 1650 году – именно тогда вышел в свет большой атлас «Обозрение Франции» [4, с. 353]. Атласы Сансона пользовались популярностью вплоть до конца XVII века [6, с. 215]. Они отличались строгим критическим сопоставлением содержащихся карт и не менее строгой оценкой источников [4, с. 353]. Благодаря подходу, введенному Сансоном, удалось решить проблему простого механического составления атласов. Методы Сансона использовались в последующем и другими французскими картографами – Делилем и д`Анвилем [4, с. 362]. Третий этап завершился лишь в первой половине XVIII века.

За каждым из трех этапов и в особенности за первым скрывается спектр из уникального сочетания «внешних» и «внутренних» факторов, позволивших атласной картографии стать сложившейся полноценной отраслью буквально за несколько десятков лет. Уплотнение геопространства, географические открытия, создание колониальных империй, подъем капиталистических отношений, изобретение книгопечатания, создание новых картографических проекций, начало ведения систематических съемок местности, появление мензул и теодолитов, начало применения картографического метода в научных исследованиях – все эти факторы сложились лишь к XVII веку, когда и произошел взлет атласной картографии. Позднее некоторые из этих предпосылок трансформировались, эффект от одних из них был исчерпан, другие наоборот не претерпевали изменений. Всё это в совокупности влияло на спрос на атласы и карты, делая его гетерогенным в пространстве и во времени, что позволяет сегодня выделить три этапа в развитии европейской атласной картографии в период до XVIII века. Наглядное представление о коэволюции атласной картографии и общественных систем европейских стран дает временная трансформация центров атласной географии. Сначала Испания и Португалия, затем Нидерланды, потом Англия, Франция и Германия – именно в такой последовательности менялся баланс сил в Европе. В каждой из этих стран на момент её максимального могущества образовывался наиболее полный «букет» факторов и максимальный спрос (связанный в том числе с экспансией и колонизацией), позволившие данному государству стать центром атласной картографии. Атласы сопровождали развитие и экспансионистские устремления европейских стран, а это в свою очередь требовало высокого уровня развития картографии и атласного картографирования. Таким образом, атласы были там, где проявляли свою активность колониалисты, предприниматели, купцы, завоеватели, короли и императоры.

XVI и XVII века дали в сумме огромное количество различных атласов, несущих в себе не только важную географическую информацию, но и позволяющих представить уровень развития картографии, науки и культуры для каждого из трех периодов. В каждый атлас вложен немалый труд, порой это становилось делом всей жизни. Над атласами работали великие ученые-картографы, целые мастерские и мануфактуры, атлас был одним из ценнейших подарков, какой можно было только представить. XVI и XVII века были поистине одним золотым веком европейской атласной картографии.

Таблица 1 – Этапы развития картографии в XVI-XVIII веках

Этап

Краткая характеристика

Периодизация

Ведущие центры

Наиболее значимые произведения

1

Взлет

XVI век – первая половина XVII века

Португалия, Испания, Франция, Германия, Италия. Со второй половины XVI века ведущий центр – Нидерланды

Атлас Ортелия, атлас Меркатора, атласы Вагенера

2

Кризис

cередина XVII века

Упадок голландского центра, ведущими центрами становятся Франция, Англия. Усиливается центр в Германии

Атласы семей Блау, Янсон, Хондиус

3

Восстановление роста

Вторая половина XVII – первая половина XVIII века

Англия, Франция, Германия

Атлас Сансона, атласы Делиля и д`Анвиля


Библиографический список
  1. Сваткова Т.Г. Атласная картография: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. 203 с.
  2. Картоведение: Учебник для вузов / А.М. Берлянт, А.В. Востова, В.И. Кравцова и др.; Под ред. А.М. Берлянта. М.: Аспект Пресс, 2003. 477 с.
  3. Кильдюшевская Л.К. Атлант мировой картографии //Наука из первых рук. 2012. №. 4 (46). С. 106-115.
  4. Салищев К.А. Картоведение. М.: Издательство Московского государственного университета, 1976. 439 с.
  5. Маркова С. Г., Корнилов И. К. Атласы, карты, глобусы: полиграфический аспект //Вестник Московского государственного университета печати. 2014. №. 1. C. 61-70.
  6. Багров Л. История картографии / пер. с англ. Н.И. Лисовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. 319 с.
  7. Паолуччи А. Галерея Географических Карт. Рим: Tipografia Vaticana, 2012. 128 с.
  8. Голдстоун Дж. Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850 / пер. с англ. М. Рудакова; под ред. И. Чубарова. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. 224 с.
  9. Браун Л. История географических карт / пер. с англ. Н.И. Лисовой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 479 с.
  10. Свет Я.М. Предшественники и современники / Вступительная статья; Джеймс Кук Первое кругосветное плавание. М.: Эксмо, 2008. С. 8-22.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гресь Роберт Андреевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация