Концепты «семья» и «брак» в любой культуре являются универсальными, базовыми, имеющими общечеловеческую значимость. На основе таких концептов и формируется национальная концептосфера. Каждая культура имеет свои стереотипы сознания и поведения, опирающиеся на собственное видение мира. Таким образом, несмотря на то, что концепты «семья» и «брак» универсальные, их наполненность для каждой нации своя.
Известно, что стереотипы оказывают большое влияние на восприятие человеком окружающей действительности. Они формируются в сознании индивида благодаря многократному повторению аналогичных жизненных ситуаций и содержат в себе общественный опыт людей. Стереотипы в виде стандартных схем и моделей мышления находят своё отражение в афоризмах.
В статье приводятся результаты исследования концептов «семья» и «брак» в русской национальной культуре. В качестве материала исследования были взяты изречения известных русских писателей, вербально репрезентирующих концепты «семья» и «брак». Авторы в своих высказываниях, с одной стороны, безусловно, отражают весь накопленный традициями опыт русского народа, а с другой стороны, вербализируя эти концепты, влияют на общественное сознание и в какой-то степени формируют стереотипы.
Специфической чертой афоризма, которая противопоставляет его конкретному изречению и сближает с категорией универсальных высказываний, является всеобщность, генерализованность и вневременность – признаки, существенные для концепта. Мы определяем афоризм как «авторское высказывание, выраженное в лаконичной, отточенной форме, имеющее характер самостоятельного изречения, главными характеристиками которого является текстуальная автосемантичность и глубина смысла» [1, с.389]. В афоризме находит своё отражение кропотливая работа над словом, иначе говоря, эстетическая организованность материала. Кроме того, в содержании афористического высказывания представлен жизненный опыт автора и обобщающая идея, которая является результатом поиска закономерности и объясняется субъективным, личностным подходом.
Необходимо отметить, что такие понятия, как «семья» и «брак» являются культурнозначимыми концептами для любого общества и поэтому имеют сложную и разветвленную семантическую структуру. Концепты «семья» и «брак» имеют свое специфическое проявление в лингвокультурологическом наследии России: подтверждение этому мы находим на материале русских афоризмов.
Анализ парадигматических (антонимы, синонимы, родо-видовые отношения) и синтагматических (субъектные, объектные и др.) отношений афоризмов, послуживших в качестве материала исследования, позволил выявить следующее смысловое наполнение концептов.
Семья – счастье: «Счастлив только тот, кто счастлив у себя дома». (Л.Н.Толстой) [2]
Семья – дом: «Счастлив только тот, кто счастлив у себя дома». (Л.Н.Толстой) [2]
Семья – необходимая составляющая брака: «Цель обеда есть питание и цель супружества — семья». (Л. Н.Толстой) [3]
Семья – любовь: «В семейной жизни самый важный винт — это любовь». (А.П.Чехов) [3]; «Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее». (Д.И.Фонвизин) [3]
Семья – дружба: «Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее». (Д.И.Фонвизин) [3]
Семья – модель государства: «Семья – это государство в миниатюре». (А.Т.Аверченко) [4]
Семья – умение уступать, отсутствие эгоизма: «В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу». (В.А.Сухомлинский) [5]; «Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм – это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи». (В.А.Сухомлинский) [5]
Семья – материальная состоятельность: «Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше – рай. Брак – это не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу». (В.А. Сухомлинский) [5]
Брак – любовь: «Брак есть действительность любви. Любить истинно может только вполне созревшая душа, и в таком случае любовь видит в браке свою высочайшую награду и при блеске венца не блекнет, а пышнее распускает свой ароматный цвет, как при лучах солнца…». (В. Г.Белинский) [5]; «Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша». (А.П. Чехов) [5]; «Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее». (Д.И.Фонвизин) [3]
Брак – дружба: «Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее». (Д.И.Фонвизин) [3]
Брак – средство спасения себя от старости: «Брак есть средство спасения себя от старости в любви». (М.М.Пришвин ) [3]
Брак – благо: «Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни». (И.С.Тургенев) [3]
Брак-семья: «Цель обеда есть питание и цель супружества — семья». (Л.Н.Толстой) [2]
Брак – материальный союз: «Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше – рай. Брак – это не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу». (В.А.Сухомлинский) [5]
Брак – необходимое жизненное событие: «Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе». (Л.Н.Толстой) [2]
Брак – продуманное решение: «Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, то есть жениться не по чувственной любви и по расчету где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать мне жить человеческой жизнью». (Л.Н.Толстой) [2]
Брак – формирование чувств и характеров: «В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам». (В.О.Ключевский) [3]
Брак – серьёзное дело: «Жениться – это вам не в баню сходить». (Н.В. Гоголь) [5]; «Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше – рай. Брак – это не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу». (В.А.Сухомлинский) [5]
Брак – уничтожение независимости: «Друг мой, брак – это нравственная смерть всякой гордой души, всякой независимости». (Н.Ф.Достоевский) [6, с.639]
Брак – разочарование, неоправданные надежды: «Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свое обещание гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен». (В.О.Ключевский) [5]
Брак – одиночество: «Если ты боишься одиночества, тогда лучше не женись». (А.П.Чехов) [3]
Проведенное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что семья и брак занимают важное место в жизни носителей русского языка.
Анализ парадигматических и синтагматических отношений концептов «семья» и «брак» на материале афоризмов показал, что такие понятия, как «семья», «брак» и «любовь» практически неотделимы друг от друга. Таким образом, семья для русского человека – это то место, где он может почувствовать себя по-настоящему счастливым, где царит атмосфера любви, дружбы и взаимопонимания.
Для представителей русской культуры брак играет немаловажную роль при создании семьи. Женитьба для русского человека – это серьезное дело, продуманное решение, необходимое жизненное событие, что находит подтверждение в контекстах большого количества высказываний. Брак и семья – это ценности на всю жизнь, которые формируют характеры людей. В браке постоянно происходит взаимное воспитание и самовоспитание супругов.
Следует отметить, что в русской культуре также нами было найдено три негативных высказывания известных деятелей литературы по отношению к понятию брака. Например, Ф.М. Достоевский считает, что в браке происходит уничтожение всякой независимости. Действительно, многие молодые люди, скрепляя свой союз узами брака, боятся потерять свою свободу и независимость, о чём свидетельствуют набирающие свою популярность гражданские браки. Может быть не столь категорично, но в какой-то степени нельзя с этим не согласиться, потому что независимость можно рассматривать с разных сторон. Например, изменение себя и своего характера ради другого человека тоже можно считать потерей независимости. Кроме того, большое количество разводов также подтверждают слова В.О. Ключевского о разочаровании и неоправданных надеждах, с которыми зачастую сталкиваются пары, официально зарегистрировавшие свой брак. Однако сравнительно небольшое количество таких афоризмов не вызывает сомнения в важности этого института в русской национальной культуре.
Библиографический список
- Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. – 1990.
- Афоризмы, Лев Николаевич Толстой. URL: http://www.orator.ru/tolstoy.html (дата обращения: 22.05.2017).
- Дом и Семья – афоризмы, цитаты, высказывания. URL: http://8ng.ru/aforizm/tema/cat358/894-.html (дата обращения: 22.05.2017).
- Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы. URL: http://www.aforizm-book.ru/archives/1950 (дата обращения: 22.05.2017).
- Высказывания и афоризмы о семье, доме, браке.
URL: http://www.wisdoms.ru/46.html (дата обращения: 22.05.2017). - Достоевский Ф. М. «Бесы». Роман в трех частях. «СПИКС» СПб, 1993 г.