Цель статьи состоит в научном обосновании и практической разработке рекомендаций по управлению процессом профессионального становления начинающего учителя.
Задачи: раскрыть различные интерпретации категорий «становление», «профессиональное становление», а также определить категорию «профессиональное становление» в рамках статьи; выявить основы теории адаптации начинающих учителей.
Сейчас в развитии экономики России значительную роль играет уровень подготовки будущих профессионалов, а именно способность выпускников ВУЗов правильно адаптироваться в профессиональной среде, мобилизоваться в рабочем пространстве и чувствовать себя в нем предельно комфортно. Проанализировав ситуацию на современном рынке труда, можно смело заявить, что достаточно большая часть потенциальных будущих работников, окончивших высшее учебное заведение, сталкиваются с проблемой поиска работы или откладывают начало своей трудовой деятельности. Нынешние выпускники не владеют достаточной информацией о трудовом рынке, не имеют навыков планирования собственных действий, касающихся поиска работы. Но как раз все эти аспекты являются главными гарантиями профессионального стартапа студентов-выпускников.
Главным «покупателем» на трудовом рынке становится работодатель, который свое собственное представление и определенные требования к «товару», т.е. выпускнику. Это очевидно, т.к. любой начальник заинтересован в более перспективном работнике, который будет держать организацию на высоком балансе. Современный работодатель при отборе специалистов в первую очередь интересуется компетенциями и знаниями, которые помогут будущему работнику успешно освоиться в профессиональной среде, чем дипломами престижных ВУЗов [1].
Невозможно предугадать, как будет выглядеть рынок труда ко времени окончания ВУЗа, потому что общество развивается довольно стремительно. Это толкает студента к самостоятельному анализу рисков и составлению предположительной модели будущей карьеры с различными вариантами развития событий. Важнейшей задачей педагогического, да и вообще любого учебного заведения становится создание условий для обучения мобильности, ведь настоящий профессионал должен иметь способность быстро подстраиваться под различные условия. Безусловно, в успешном выборе работы в первую очередь заинтересован сам выпускник, который может прибегнуть к помощи различных институтов трудоустройства: центры занятости, объявления о вакансиях в газетах, журналах, интернете, и прочие кадровые агентства.
Важно заострить внимание студента, что заработная плата педагога варьируется и зависит от различных аспектов:
- выработанный опыт;
- требования работодателя;
- местонахождение учебного заведения (отличие зарплаты сельского учителя от зарплаты городского учителя);
- количество рабочих часов и т.д.
Исходя из этого, следует акцентировать внимание на общепрофессиональные и личностно-социальные компетенции будущего специалиста.
Проблема входа в педагогическую профессию в наше время, к сожалению, только набирает обороты. Пояснить эту отрицательную тенденцию несложно: неуважительное отношение общества к профессии учителя, низкие зарплаты при высоких умственных и психологических нагрузках. Всё это приводит к ухудшению возрастной структуры российской системы образования. На основе исследования сложившейся ситуации в российском образовании сложились следующие результаты:
- доля преподавателей пенсионного возраста превысила 15%;
- всего 42% учителей моложе 46 лет;
- 86,3% учителей – женщины.
В итоге на данный момент уже есть предпосылки решения сложившейся проблемы, но с другой стороны анализ учительства как педагогической профессии показывает некоторые трудности в борьбе с этой ситуацией. [2]
Также немаловажно осветить тот аспект, что начинающему педагогу трудно удержаться в профессиональной среде. Выпускник учебного заведения вынужден терпеть «одиночество» в профессии, т.к. советская школа наставничества и профессиональной поддержки молодых учителей уже неактуальна. Многочисленные трудности во взаимодействии с учениками и их родителями, коллегами и начальством толкают молодого учителя оставить профессию педагога.
Структурное управление процессом профессионального становления начинающего учителя
В качестве организационных моментов структурного закрепления функций управления процессом профессионального становления начинающего учителя могут быть следующими: выделение группы сотрудников, активно участвующих в управлении процессом профессионального становления начинающего учителя, объединенные в Совет профессионального становления начинающего учителя; закрепление за ними функций управления; описание обязанностей данной группы сотрудников.
Таким образом, профессиональную сущность становления карьеры педагога можно рассматривать в следующих аспектах (таблица 1):
Таблица 1 – Основные аспекты карьеры педагога
Личностный | Социальный | Организационный |
Раскрывает взгляд личности на карьеру, видение ее деятелем. Субъективная оценка индивидуального течения карьерного процесса и промежуточных целей в развитии карьеры. В данном аспекте профессиональная деятельность становится субъективно значимым суждением о своём карьерном будущем, об видимых вариантах самовыражения и удовлетворения процессом труда | Раскрывает взгляд общества на карьеру. Содержит в себе разработанные в процессе эволюции общества профессиональные маршруты, проверенные пути карьерного роста в различных сферах профессиональной области или сфере общественной жизни. Также это и общепринятые взгляды на характер движения по карьерной дороге, который отличается стремительным взлетом, а иногда и падением на всей траектории карьеры | Понимание профессиональной деятельности как целенаправленного карьерного роста, постепенного карьерного роста по ступеням служебной лестницы, изменение возможностей своей квалификации и размеров вознаграждения |
Именно эти подходы показывают, что карьера преподавателя существует не только как процесс основополагающего и постепенного профессионального развития и роста статуса учителя во всех сферах общества, но и как процесс становления себя в качестве высококвалифицированного и компетентстного профессионала [3].
Таким образом, анализируя все проблемы становления педагога как профессионала, можно смело утверждать, что на рынке труда выигрывает тот, кто готов к непрерывному процессу развития общества, то, кто не привязан к своей среде и может с легкостью подстроиться под расклад любой ситуации, которые складываются в процессе профессиональной деятельности.
В ходе написания статьи авторы выявили, что самый важный и не выполняемый в образовательных организациях этап профессионального становления – это адаптация начинающего учителя, представленная нами в виде этапов: ориентация, действенная адаптация и профессиональная адаптация. Именно успешное прохождение этапа ориентации, действенной адаптации позволит снизить уровень неопределенности и беспокойства, тревожности из-за отсутствия необходимой для работы информации; повысить удовлетворенность работой; освоить основные нормы корпоративной культуры и правила поведения; выстраивать систему взаимодействия с коллегами; станет основой развития позитивного отношения к сфере образования в целом.
Основным инструментом управления является диагностика, которая может осуществляться в различных формах, в том числе в виде диагностических карт, анкет, опросников, разработанных специалистами. В ходе написания статьи авторами выявлены типичные затруднения, с которыми сталкивается начинающий учитель, затруднения объединены в группы и предложена комплексная и урочная диагностика профессиональных затруднений. Выявлено, что в качестве диагностики может выступать экспертное заключение при аттестации учителей на квалификационную категорию, показатели и критерии эффективности деятельности педагогических работников, разработанные для заключения эффективного контракта [4].
Библиографический список
- Иванова Л.А. Трудоустройство и занятость выпускников педагогических специальностей. Сегодня плохо, а как будет завтра?/Московский государственный технический университет гражданской авиации, Иркутский филиал, Иркутск. С. 125-130
- Исхаков Р.Х., Дружинина Е.Н. Социально-педагогические условия адаптации выпускников педагогических ВУЗов к рынку труда/ Сибирский педагогический журнал №4, 2014. С. 108-112
- Кузнецова С.Н. Экономика образования: учебно-методическое пособие по дисциплине / сост.: С.Н. Кузнецова – Н. Новгород: НГПУ им. Козьмы Минина, 2016.- 119 с.
- Кутняк С.В. Становление карьеры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки/ Мониторинг качества образования. С. 91-105.