В научной литературе встречается разнообразные определения, которые отождествляются с информационно-аналитическими центрами. Сам термин «аналитические (или «мозговые») центры» происходит от англ. think tanks, что дословно переводится как «хранилище мыслей». В научных кругах, think tanks, фабрики мысли, «мозговые центры» определяются как негосударственные научно-исследовательские организации, которые, как правило, сосредотачивают свои усилия в области гуманитарных наук – политики, экономики, социологии, права и т. п. Они проводят как прикладные исследования, консультирование, так и дают рекомендации органам государственной власти. Кроме того, они сотрудничают с общественностью при обсуждении общественно значимых вопросов.
Впервые термин «think tank» использовали в 1950-е гг. для обозначения контрактных исследовательских организаций (таких как Корпорация РЭНД), созданных американскими военными после войны. В 60-е гг. этот термин вошел в повседневный лексикон, но употребляться он может в отношении многих видов исследовательских групп. Американские ученые Т. Хемс и Р. Фесе предлагают следующее обобщающее значение термина «think tank» – «неприбыльные институты исследования государственной политики со значительной организационной автономией» [1]. М. Говлет и М. Рамеш определили think tanks как «независимые организации, вовлеченные в исследование из смежных дисциплин, которые имеют целью влияние на государственную политику» [1].
Стоит отметить, что постепенное развитие аналитических центров обусловило разноплановость в функциях и условиях отношения к таким структурам. Однако главными задачами think tanks являются: посредничество между властью и общественностью; оценка, исследования и обсуждения возникающих в государстве проблем; создание предпосылок для публичного обсуждения проблем. Для органов государственной власти такие центры выполняют следующие функции: исследование проблемы; предоставление рекомендаций; оценка существующих программ и др.
Наличие развитой структуры информационно-аналитических центров (Think Tanks), как базовых элементов национального экспертного сообщества стало важнейшим показателем эффективности управленческих решений и государства в целом. А недостаточная развитость или фактическое отсутствие подобных экспертных структур заметно ограничивает реализацию национального потенциала любого государства [1]. В настоящее время – в эпоху накопления значительного интеллектуального потенциала и, как следствие, вариативности выбора принятых решений, истинность этих утверждений очевидна как для самих исследователей, так и для представителей государств, которые прилагают активные усилия для развития «фабрик мысли». Последним остро необходимы экспертные рекомендации, которые отличались бы объективностью и ориентированностью на практику принятия государственных решений.
Среди направлений деятельности «фабрик мысли», касающихся проблем участия общественности в государственном управлении, следует выделить три ключевые:
1) сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления с целью выработки управленческих решений в соответствии с пределами компетенции этих органов;
2) повышение уровня осведомленности населения о собственных правах и свободах, актуальных проблемах социально-политического развития, а также содействие реализации механизмов общественного участия;
3) сотрудничество между самими аналитическими центрами с целью координации своей деятельности [2].
Среди основных функций, которые выполняют «фабрики мысли» в демократических странах, следует выделить: формирование общественного мнения о приоритетах развития различных сфер общественной жизни (социально-экономической, политической, культурной и т.д.); оказание консультационных и информационных услуг населению; защита конституционных прав граждан; артикуляция интересов и потребностей граждан. Таким образом, в демократических странах информационно-аналитические центры активно участвуют в формировании и реализации задач государственной политики, то есть исполняют роль, своего рода, «интеллектуального моста» между властью и обществом.
В развитых странах мира сотрудничество власти и «мозговых центров» часто осуществляется на условиях государственного заказа тех или иных услуг. Это обеспечивает создание эффективной взаимосвязи власти как с обществом в целом, так и с отдельными объединениями граждан, в зависимости от масштаба реализации конкретной задачи государственной политики. Главными преимуществами предоставления государственной властью государственных заказов общественным организациям является, в демократических странах, во-первых, обеспечение информирования граждан об основных направлениях государственной политики и общественно-политических вопросах и привлечения их к решению этих вопросов; во-вторых, – создание дополнительных механизмов легитимации важных общественно-политических решений в обществе. Последнее, в свою очередь, способствует повышению уровня доверия к инициативам и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, а также собственно институтов гражданского общества.
Аналитические центры реализуют оригинальные исследования и образовательные программы, направленные на обучение и оказание влияния на политиков и лиц, формирующих общественное мнение по широкому кругу экономических, социальных, политических, экологических вопросов и проблем безопасности. Кроме того, они выступают инструментом общественного контроля, а, следовательно, влияют на цели и ценности общества.
Наибольшего развития «мозговые центры» приобрели в западном мире и, по сути, они являются одним из признаков западной демократии.
По доминантным целевым отраслями деятельности «мозговые центры» можно разделить на: исследовательско-издательские; лоббистские; правозащитные; культурологические; целевые.
По охвату проблем, которые они рассматривают и изучают, инофрмационно-аналитические центры можно разделить на: мировые (например, так называемый «Римский клуб», National Endowment for Democracy в США), общегосударственные и региональные.
По политическим ориентациям «фабрики мысли» бывают политически ангажированными (это Think Tanks при политических партиях и движениях) и политически независимы.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что между странами Латинской Америки и Украиной есть много общего, например: социальная и политическая нестабильность, коррупция, постоянная необходимость в обеспечении финансирования для поддержки направления работы, напряженность работы с государством, низкий спрос на исследования, а также недостаточное количество институциональных механизмов для взаимодействия государства с гражданским обществом. Таким образом, можно отметить, что между институциональной средой Украины и Латинской Америки достаточно много общих черт, поэтому исследование развития информационно-аналитических центров в Латинской Америке и в Аргентине, в частности, представляет собой особый интерес.
В странах Латинской Америки существуют заметно ограниченные возможности для внутреннего анализа политики государства из-за раздутой бюрократии, что приводит к созданию возможности для обслуживания государства. Однако, степень их включения и кооптации, т. е. самостоятельного пополнения своего состава без обращения к органу, установившему ее первоначальный состав, варьируется от одной «фабрики мысли» к другой и переходят из одной страны в другую, отсюда собственно появляются и региональные различия. Латиноамериканские институты, преимущественно либеральные, были в большинстве своем маргинальными до падения авторитарных режимов.
Особенностью развития деятельности «фабрик мысли» в Латинской Америке стало то, что не смотря на сложные условия их существования, им удавалось иногда сыграть довольно серьезную роль в реформации институтов. Примером можно назвать Республику Чили, в которой после падения диктатуры активно появлялись организации, которые способствовали распространению запрещенных до возвращения к демократии идей. Стала развиваться сеть, состоящая преимущественно из неправительственных организаций, университетов и политических партий, которые начали процесс восстановления социального капитала, подорванного во время диктатуры. Они не могли влиять настолько сильно, насколько влияют «мозговые центры» США и Европы, но информационно-аналитические центры Чили, благодаря своей независимости и нейтральности, смогли выделиться, выявляя не только социальные бедствия, которые появлялись в латиноамериканском обществе, но и те, которые должны были быть переведены из частной сферы, в сферу публичную [3].
Необходимо выделить и тот факт, что «мозговые центры» Латинской Америки смогли участвовать в организации и подготовке реформ в коалициях с другими институтами гражданского общества, а также влиять на процессы демократизации. Таким образом, информационно-аналитические центры Латинской Америки способствуют развитию демократии посредством предложения большего количества институциональных альтернатив, тем самым увеличивая шанс принятия наиболее эффективной институциональной системы [3]. А с точки зрения демократической консолидации, «мозговые центры» выполняют скорее роль поддержки и снабжения.
Информационно-аналитические центры Латинской Америки стали активно развиваться в последнее десятилетие, и на данный момент наибольшего уровня развития достигли «мозговые центры» Аргентины. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Абсолютным лидером среди «фабрик мысли» Республики Аргентина считается Аргентинский институт исследований в области реальной политики IERAL (Instituto de Estudios sobre la Realidad Argentina). Институт был создан по инициативе Средиземноморского исследовательского центра (Fundación Mediterránea) – некоммерческого независимого «мозгового треста», имеющего наднациональный статус. Этот институт играл заметную роль в экономических реформах, осуществляемых в Аргентине в девяностые годы, а его исследователи занимали многочисленные посты в правительстве (председателей Центрального банка, министров иностранных дел, обороны, экономики, образования и другие), провинциальных правительствах, а также проводили консультации для других стран Латинской Америки и международных организации (ООН, МВФ и др.). Аргентинский институт исследований реальной политики занимается исследованием основных экономических вопросов, касающихся многих стран, включая страны Латинской Америки. Среди текущих проектов, над которыми работает институт необходимо выделить:
• маркетинговые технологии и проблемы экспорта;
• механизмы сбережения пресноводных ресурсов;
• контроль за деятельностью государственных и частных больниц;
• развитие некоммерческого сектора;
• решение проблемы азартных игр;
• регулирование предпринимательской деятельности;
• увеличение уровня безопасности труда;
• продовольственная безопасность [6].
Центр изучения государства и общества CEDES (Centro de Estudios de Estado y Sociedad) был основан в 1975 году в качестве гражданского некоммерческой организации, независимой и плюралистической. В нем проводятся исследования в области социальных наук, подготовки человеческих ресурсов и технической помощи. Его миссия заключается в: укреплении развития исследований и подготовки человеческих ресурсов, руководствуясь стандартами; решимости внести вклад в исследование социальной политики; разработке, внедрении и оценке государственной политики; разработке основ политики; укреплении подотчетности и др. [5]. Центр способствует экономическому и социальному развитию, укреплению демократии, поощрению и обеспечению прав человека, а также гендерного равенства и охране окружающей среды.
CEDES финансируется с участием исследователей, институциональной поддержке Министерства науки, технологии и инноваций, а также доходами от его управления, контроля и оценки. Центр организован как кооператив, в котором исследователи обязаны иметь ежемесячную нагрузку индивидуального характера, размер которой варьируется в зависимости от академической категории. Исследователи со стажем берут на себя часть молодых исследователей и стажеров и помогают им [5].
Организацией CEDES управляет Председательствующий комитет в составе президента, главного бухгалтера и секретаря. В настоящее время председателем комитета является Марrіо Damill, главным бухгалтером – Маrіо Еduardo Frenquel и секретарем – Pol Oszlak [5]. Учреждение регулируется законом, составленным в соответствии с нормативной документацией, регулирующей деятельность некоммерческих организаций в Аргентине. Контрольным органом является Генеральная инспекция юстиции и Министерство юстиции. Бухгалтерский учет в организации осуществляется на основании метода начисления, как это предусмотрено в соответствии с законодательством для некоммерческих объединений [5].
CEDES был признан центром передового опыта в Министерстве науки, технологии и производственного инноваций Аргентины в 2001 году. А на международной арене центр считается одним из самых влиятельных аналитических центров в Аргентине и Латинской Америке, ежегодно занимая высокие позиции в международном рейтинге «мозговых» центров университета Пенсильвании.
Среди других важных мозговых центров в Аргентине следует отметить Центр реализации государственной политики содействия справедливости и роста – CIPPEC (Centro de Implementación de Políticas Públicas para la Equidad y el Crecimiento). Он является независимой, беспартийной и некоммерческой организацией, которая работает для создания демократического и эффективного государства для улучшения жизни людей. Центр концентрирует свои усилия на анализе и содействии государственной политике для развития Аргентины [4].
Задача организации заключается в реализации лучших идеи, которые возникают в области социального развития, экономического развития и государственного управления, путем: образовательных программ; программы социальной защиты и здравоохранения; налогово-бюджетной политики; глобальной интеграции; справедливости и прозрачности политических институтов; государственного управления; пропаганды, мониторинга и оценки, и местного развития [4]. Основной целью центра является жизнь в развитой Аргентине, с более равномерным распределением доходов, при равных возможностях и сильных и эффективных государственных институтах. В центре стремятся построить справедливое, демократическое общество и мир, в котором все люди могут свободно развиваться [4].
CIPPEC пропагандирует передовой опыт в государственном управлении и пытается быть постоянным ресурсом для государственной политики, способствующим общественной дискуссии с инновационными предложениями по улучшению работы государства и благосостояния общества [4]. Центр проводит научно-исследовательские проекты, которые дополняют работу других «фабрик мысли», чтобы понять и ответить на фундаментальные проблемы реальности Аргентины. Кроме этого в центре пытаются разработать и распространить инструменты, которые помогли бы расширить участие гражданского общества в государственной политике [8].
Следует отметить также Институт интеграции Латинской Америки и стран Карибского моря – INTAL (El Instituto para la Integración de América Latina y el Caribe), который был создан в 1965 году в Буэнос-Айресе. Этот институт проводит исследования и занимается техническим сотрудничеством с правительственными учреждениями в академической и бизнес- сферах [7]. В институте проводятся тренинги по вопросам интеграции и регионального сотрудничества. Географическим фокусом являются страны Латинской Америки и страны Карибского моря. Деятельность INTAL сфокусирована на: поддержке сотрудничества и региональных программ; поддержке процессов физической интеграции через развитие инфраструктуры и сотрудничества; обучении и развитии потенциала в области торговли и интеграции; и поддержке создания и распространения знаний по вопросам торговли и интеграции [7].
Таким образом, информационно-аналитические центры Аргентины представляют собой одно из звеньев в системе принятия решений в государстве и воплощают сочетание организованной в корпорацию силы интеллекта с мощью и глобальным охватом государства, а также они влияют на информирование общества по социально-политическим вопросам. «Мозговые центры» являются основоположниками специфической сферы политики – публичной политики. Осуществляя социальные проекты в области публичной политики информационно-аналитические центры Аргентины становятся центрами притяжения для всех интеллектуальных людей, сочетая вокруг себя иногда гораздо больше думающих людей, чем находится, собственно, внутри структуры «мозгового» центра.
Библиографический список
- Сытников А.П. Функции и направления деятельности «фабрик мысли» в политической жизни стран [Текст] /А.П. Сытников: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный областной университет// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – М., 2010. – № 2. – С. 66-79.
- Бондаренко В.І. Зарубіжний досвід функціонування інформаційно-аналітичних центрів як дієвий засіб забезпечення інформаційних запитів суспільства [Текст] /В. Бондаренко// Збірн. мат. третьої міжн. наук. конф. мол. уч. – 17 травня 2012. С.152-155.
- Think tanks and public policies inLatin America/ Donald Abelson … [et.al.]; compilado por Gerardo Uña y Adolfo Garcé. – 1a ed. – Buenos Aires: Fundación CIPPEC; Fundación Siena Investigación Aplicada de Políticas Públicas, 2010. – 32 p.
- Centro de Implementación de Políticas Públicas parala Equidady el Crecimiento [Elесtronic resource]. – Mode of access: http://www.cippec.org. – Title from the screen.
- Centro de Estudios de Estado y Sociedad [Elесtronic resource]. – Mode of access: http://www.cedes.org. – Title from the screen.
- Instituto de Estudios sobre la Realidad Argentina [Elесtronic resource]. – Mode of access: http://www.ieral.org. – Title from the screen.
- El Instituto parala Integraciónde América Latina y el Caribe [Elесtronic resource]. – Mode of access: http://www.iadb.org/es/intal/intal,1081.html. – Title from the screen.