Образование на протяжении многих веков являлось основой для развития человека не только умственно, но и духовно. В Древнерусском государстве обучение было своего рода традицией: старшие обучали младших простому счёту и основным понятиям грамматики. Создавались определённые памятки, благодаря которым молодое поколение обучалось. Так же существовали предания, повести и сказания, после прочтения, которых люди обретали такие человеческие качества, как доброта, милосердие, сочувствие и другое. Уже во второй половине IX века начала создаваться первая старославянская азбука – «кириллица».
Крещение Руси является отсчётной точкой в начале централизованного обучения. После этого события князь Владимир призывал всех учиться чтению, письму. Именно он являлся основателем первой дворцовой школы в Киеве, а позднее, при руководстве Ярослава Мудрого, была построена школа в Новгороде. Данные школы создавались для обучения, прежде всего, управленческого аппарата и священников, так как именно они являлись верхушкой социальной структуры в X-XI веках.
Чуть позднее начинают появляться официальные письменные источники, например «Повесть временных лет», написанная летописцем Нестором в XII веке нашей эры. Это произведение является первым историческим источником, которое рассказывает о жизни и судьбе народа и князей Древней Руси. Благодаря этой повести, ученики в настоящее время могут представить себе, как жили люди в то время.
Средневековое образование начинает развиваться не только в главных центрах Киеве и Новгороде, но и в Полоцке, во Владимире, в Нижнем Новгороде. Там открывались училища при монастыре. В них священники переводили греческие книги, а горожане приходили к богослужителям, чтобы те написали им разного рода документы: завещание, хозяйственное или любовное письмо. Писали они на пергаменте и бересте. Также в это время создаются различные литературные памятники (повести, сказания, житие и другое), которые и по сей день ученики изучают на уроках.
Ближе к XVI веку активно начинает развиваться литература. Именно в этом веке зарождается книгопечатание в России. Первой русской печатной книгой был «Апостол». С этого момента и по сегодняшний день в нашей стране появляются первые типографии. Именно при Иване Грозном появилось официальное подтверждение того, что в русском государстве школы существуют и процветают – «Стоглавый собор». Также был издан учебник по арифметике, по которому люди обучались счёту, сложению, вычитанию, умножению и делению, что потом заметно помогало в области торговли.
XVII век – век открытий. Именно в эту эпоху путешественники открыли Азию, Камчатку. Создаются одни из первых географические чертежи – карта. После открытия новой земли, её наносили на карту, чтобы потом с помощью чертежа можно было обучить учеников основам географии. Образование в это время набирает обороты! По указу царицы Софьи Алексеевны в 1687 году открывается первая греко-латинская академия. Запрещалось обучение на дому без разрешения учителей академии. Создаются буквари, азбуки и грамматики.
Следующее столетие подарило нам массу новшеств в сфере образования. Во-первых, были написаны учебники по арифметике, буквари, грамматика, геометрия славенски землемерие. Во-вторых, произошла реформа старославянского алфавита: некоторые буквы писались неправильно, шрифт был не удобен для набора печатных текстов. Реформа велась под личным присмотром царя Петра I. В-третьих, были основаны цифирные, навигацкая, морская, инженерная, медицинская, артиллерийская школы, учреждена академия художеств и смольный институт благородных девиц. Также был при согласии императрицы Елизаветы Петровны и при поддержке Михаила Васильевича Ломоносова в Москве открыли первый в России Университет.
В 1700-е годы право на получение образования было расширенно. Ходить в учебные заведения, получать знания и развиваться теперь могли и женщины. Тем самым они в какой-то мере были уравнены с мужчинами.
В XIX веке география продолжает развиваться. Создаются новые географические чертежи. Карта выросла до необъятных размеров, и теперь в нее входят все континенты Земли. В химию внёс свою лепту Дмитрий Иванович Менделеев – создал периодическую таблицу химических элементов. Написано большое количество исторических книг Соловьёвым С. Ключевским В. Растёт число учебных заведений: основался Царскосельский лицей, отрылись Университеты в крупных городах России. Николай Иванович Лобачевский разработал неевклидову геометрию, а Николай Николаевич Зинин внёс в развитие биологии огромный вклад – осуществил синтез анилина.
Также одним из первых распоряжений юного императора Александра I было создание Министерства народного просвещения, которое должно было реорганизовать весь учебный процесс. Результатом его работы послужило написание «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственным университетам». Согласно этим документам народное образование делилось на 4 части: университеты, гимназии, уездные училища и приходские училища.
Самым престижным учебным заведением начала XX века считались гимназии. Именно из них вышло немало знаменитых и талантливых людей. С каждым годом количество таких образовательных учреждений увеличивалось. Посещать их могли уже не только аристократы, но просто мещане и крестьяне. Для низших слоёв открывались реальные и коммерческие училища. Целью таких заведений было обеспечение детям всех сословий начального умственного и религиозного образования.
В 1910-е годы была проведена реформа народного образования, в соответствие с которой система образования была разделена на три ступени: начальное, среднее и высшее. Была проведена национализация всех учебных заведений, а сам учебный процесс был под строгим контролем государства. Также ввели всеобщее бесплатное начальное образование (чуть позднее всеобщее обязательное начальное образование), ликвидировали гимназии, народные училища, частные учебные заведения и создали определённый порядок зачисления в ВУЗ. Всё это было направлено на просвещение, перевоспитание буржуазной и формирование социалистической интеллигенции.
После Великой Отечественной Войны произошла очередная реформа в системе образования. Особое значение отводилось профильным техническим предметам. Это было связанно с тем, что выпускники после окончания средней школы не могли поступить в высшее учебное заведение, и им приходилось идти работать на заводы и производство. Чтобы к этому времени у них уже был опыт в этой сфере деятельности, были заменены учебные планы и программы на новые, основанные на политехническом обучении. В 1960-х годах произошёл переход к всеобщему среднему образованию. Также произошли некоторые изменения при приёме в ВУЗ. Срок обучения 10 лет, при 8-летнем образовании как обязательном.
Несмотря на финансовые проблемы в период перестройки, реформа в сфере образования всё же произошла. Вводилось всеобщее компьютерное обучение школьников. Среднее образование в 11 классов стало необязательным. К минимальному сроку обучения отнесли 9 классов. Начали возрождаться лицеи и гимназии.
В современном образовании количество классов осталось прежнем со времён перестройки. Увеличилось число учебных заведений. Появились профильные общеобразовательные школы и лицеи. Также изменилась система поступления в ВУЗы и техникумы.
В целом можно сказать, что на протяжении каждого столетия образование полностью соответствовало мышлению и особенностям людям того или иного времени. Во все времена люди стремились к познанию и старались быть грамотными и образованными. Образование – это неотъемлемая часть нашей жизни, поэтому для совершения новых открытий и самореализации стоит заниматься учебной деятельностью.
Библиографический список
- Брандт Р. Ф. Петровская реформа азбуки // Двухсотлетие гражданского шрифта. 1708-1908: Доклады, сделанные 8 марта 1908 г. на общем собрании Русского Библиографического Общества при Императорском Московском университете и обзор устроенной тогда же выставки. М., 1910;
- История / А. В. Головко. М. – Эксмо, 2014. – 304 с.
- История России с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие. – Екатеринбург: ФГАО ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2013. – 500 с.
- Кивлева Н. В. Образование в России первой половины XX века // Нева. – 2008. – № 1
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / [Э. Д. Днепров,О. Е. Кошелева,Г. Б. Корнетов и др.] ; Отв. ред. Э. Д. Днепров; [АПН СССР,НИИ обш. педагогики]. — М. : Педагогика, 1989