Арктическая зона РФ, развитие которой на данный период времени является одним из главных стратегических задач государства — очень богата залежами нефти, угля и газа. Согласно последним проведённым исследованиям, здесь можно найти практически любой вид природных ресурсов, и темп добычи полезных ископаемых в этом регионе будет нарастать с каждым днем. Согласно «стратегии развития арктической зоны российской федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утверждённую Президентом РФ в 2008 г. одними из приоритетных направлений развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности являются:
- развитие науки и технологий;
- экономическое развитие региона
- обеспечение повышенной конкурентоспособности производящих предприятий и организаций-поставщиков, действующих на территории Арктической зоны Российской Федерации;
Комплексное социально-экономическое развитие региона и улучшение качества жизни населения, в первую очередь должно осуществляться за счёт модернизации технологических процессов и внедрения современных инструментов управления как на более распространённых добывающих предприятиях, так и на реже встречающихся транспортных, энергетических и инновационных компаниях.
Различные системы управления качеством, которые являются наиболее весомыми аргументами в сфере изменения и модернизации управленческих процессов еще в конце прошлого века успешно эволюционировали от систем Тейлора до «Всеобщего управления качеством» (сокращенно TQM). При этом философия Total Quality Management (TQM) во многом повлияла на усовершенствование других подсистем, таких как: логистика, финансы, управление персоналом. На данный момент в России сосуществуют практически все известные классы предприятий и организаций, хотя следует заметить довольно сильное отставание российской экономической мысли, практических нововведений и инноваций от мировых корпораций. Перед Российскими предприятиями в Арктической зоне стоит сложнейшая задача – за несколько лет пройти тот путь развития управленческих технологий, который в странах с коренной рыночной экономикой и в крупных промышленных центрах проходил в течении десятилетий.
Среди наиважнейших задач следует отметить:
- Создание единой системы управления бизнесом на основе интеграции в эту систему существующих более мелких подсистем, таких как финансы, управление качеством, логистика и т.д.
- Создание крупных групп подразделений и процессов в организациях, отвечающих за непосредственную работу с заказчиками и поставщиками, а также операционно-учётных подразделений, обеспечивающих работу подразделений, участвующих в управлении активами и пассивами организации, осуществляющих деятельность на финансовых рынках. Они впоследствии будут обеспечивать эффективную деятельность различных бизнес-процессов
- Внедрение системы TQM
Решение всех вышеперечисленных задач необходимо осуществлять, применяя системный подход. Основные принципы:
- Принцип иерархии – в большинстве развитых организациях управление строится как многоуровневая совокупность подсистем управления (финансами, ресурсами, производством, качеством и т.д.), которые подчиняются единым целям этой организации.
- Принцип комплексности подхода. Он основан:
- На перестройке процессов и на внедрении таких технологий как Total Quality Management и Models of company’s optimization;
- На оптимизации единых средств представления и интерпретации данных различных подсистем управления;
- На достижении главных бизнес-целей организации с помощью эффективного функционирования подсистемы и всех её составляющих – как организационной структуры, так и информационных систем;
Так как любой продукт деятельности предприятия, будь то полезные ископаемые или транспортные средства, оценивается по соотношению цены и качества (в Арктической зоне РФ – особенно критично, в связи с плохими погодными условиями) то важнейшими инструментами управления на таких организациях являются TQM и всеобщее управление финансами (TFM).
В управление качеством продукции, производящейся в Арктической зоне должны быть включены также представители внешней среды. К примеру – поставщики компонентов этой продукции, а также те юридические лица, которые технически обслуживают эту продукцию.
Успешное внедрение современной системы качества предполагает ее сертификацию на соответствие международным стандартам. Должны быть проведены активные работы по внедрению и сертификации систем качества подразделений и партнеров по логистике. Должна также применятся строгая система аудита и контроля деятельности; обязательно сертификация по ИСО.
Оценка в этом случае ведется в направлениях:
- бизнес оценка;
- оценка технологического уровня;
- оценка в области качества;
- оценка всего персонала.
Предполагается применять также оценку экологической безопасности, как важного аспекта сохранения окружающей среды от загрязнения. Аналогичные работы должны быть организованы по внедрению и совершенствованию систем качества на послепроизводственных этапах жизненного цикла продукции. Следует отметить, что основные подходы характерные для TQM естественно распространяются на TFM. Как и в TQM, в TFM широко используются кибернетические подходы каскадных систем управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, расширяющие классический цикл Деминга – PDCA (Plan, Do, Check, Action). При этом стратегическое управление реализуется в виде внешнего контура, обеспечивающего задания на подсистемы тактического и оперативного управления. В качестве инструмента, связывающего индикаторы тактической и операционной деятельности со стратегией могут выступать различные методики, например Balance Score Card. В рамках стратегического планирования должна быть разработана инвестиционная политика ориентированная на финансовое и инвестиционное планирование с начальных этапов планирования продукции. При этом методологической основой управления инвестициями является мультипроектный подход, предполагающий учет затрат и положительного эффекта от реализации каждого инвестиционного проекта не изолированно, а в сочетании с аналогичными показателями прочих проектов.
Различные методики оптимизации инвестиционной программы и инвестиционного портфеля предприятия включают отбор инвестиционных проектов и управление мультипроектной инвестиционной программой. При этом оценка и отбор проектов должна проводится в координатах риск/доходность.
В сложившейся на сегодняшний день ситуации в Арктической зоне РФ как никогда важным становятся варианты поиска и реализации путей увеличения гибкости и оперативности действующей системы управления на предприятии и обеспечения ее необходимой и достаточной информацией для принятия управленческих решений. Одним из путей реализации данных направлений является система расширенного управленческого учета (включающая системы: финансового учета, анализа бизнес-процессов, элементов стратегического планирования), сущность которого определяется как системы учета затрат и результатов в различных классификационных аспектах по структурным подразделениям, бизнес-единицам, проектам, продуктам и всему предприятию в целом. Наряду с рассмотренными инструментами TQM и TFM для увеличения производительности должны внедряться другие управленческие технологии, такие как логистика, электронная коммерция и т.д. Осуществление всех вышеперечисленных задач в кратчайшие сроки должно позволить предприятиям повысить свою конкурентоспособность и выйти на новый уровень развития к 2020 году.
Библиографический список
- Акатов Н.Б. Управление переходом к инновационным саморазвивающимся организациям: теория и практика: монография/ Н.Б. Акатов. – Пермь: Перм.нац.исслед. политехн. ун-т, 2012. – 251 с.
- Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 192 c.
- Александрова, А.В., Курашова, С.А. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Александрова, С.А. Курашова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320 c.
- Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. – Киев: Вышейшая школа, 2013. – 274 с.
- Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации: Учеб.пособие. — М.: Омега-Л, 2009. — 415 с.
- Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика: учебник / В.Р.Веснин. – М. : Проспект, 2010. – 688 с.
- Виханский, О.С. Менеджмент: учеб.для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и по направлению 521600 Экономика / О.С.Виханский, А.И.Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 669 с.
- Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2013. – 375 c.
- Инновационная Россия -2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). Минэкономразвития России. Москва, 2010 (http://datis.pro/upload/aed/Innovative-Russia-2020.pdf ). – С. 30-44 . Дата обращения 02.01.2015
- Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб.пособие. — М.: Гардарики, 1999. — 584 с.
- Ковалев А.М. Принципы отбора критериев оценки эффективности инновационных систем менеджмента/ Сб. статей по материалам участников международной заочной научно-практической конференции.- М.: Научный консультант, 2014.- С. 16-19.
- Ковалев А.М. Системно-креативный подход к управлению инновационной деятельностью предприятий// Управление экономическими системами. Электронный научный журнал № 72. Дата публикации 27. 12.2014.-0,5 п.л.