ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ

Камалиева Алина Камилевна
Башкирский государственный университет
магистарнт 2 курса

Аннотация
Данная статья посвящена оценке влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия и обзору путей ее оптимизации. Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать общую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Камалиева А.К. Оценка влияния себестоимости продукции на финансовый результат деятельности предприятия и пути ее оптимизации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/05/83197 (дата обращения: 18.04.2024).

Финансовая деятельность компании и ее успешность зависит главным образом от суммы полученной прибыли и уровня рентабельности. Прибыль компания получает за счет реализации продукции, и других видов деятельности. Если рассматривать прибыль компании с точки зрения расчетной части, то она представляет собой разность между выручкой и себестоимостью реализованной продукции.

Таким образом, прибыль – это денежная форма чистого дохода на вложенный капитал, которая характеризуется степенью вознаграждения за риск осуществления предпринимательской деятельности [1]

Как мы видим, себестоимость продукции играет не последнюю роль в финансовых результатах компании. Она обратно пропорциональна выручке предприятия, т.е. если себестоимость снижается, то выручка компании растет.

Из этого следует, что оптимизировать результаты хозяйственной деятельности необходимо за счет оптимизации затрат на себестоимость товара. Процесс, при котором компания стремиться к снижению себестоимости, называется интенсивным путем роста прибыли, т.к. предприятие использует собственный внутренний резерв [2]

Формула для расчета влияния снижения себестоимости на прибыль предприятия:

С = С2 – С1, где

С2 – себестоимость реализованного товара рассматриваемого периода, которая рассчитывается по цене и условиям базисного года, руб;

С1 – себестоимость реализованного товара рассматриваемого периода по цене и условиям рассматриваемого периода, руб.

Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (С.сд) осуществляется по формуле:

С.сд = С1 – К2 – С2, где

где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам.

Но, конечно же, необходимо анализировать насколько и каким путем мы будем снижать себестоимость продукции. Для этого применяется следующая схема:

1. Сначала определяем абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана;

2) Далее оцениваем структуру себестоимости, где определяются отклонения расходов нынешнего года от предыдущего периода, сравнивая с имеющимся планом работы. Так же необходимо оценить каким влиянием обладают данные отклонения на общий итог.

3) Последним этапов является определение уровня расходов на 1 руб. товара, которые будут характеризовать  фактор окупаемости. А последний необходимо анализировать с точки зрения его динамики, выявляя что конкретно повлияло на его изменения.

Самой весомой в себестоимости является статья расходов на материальные и трудовые затраты. На размер этих влияют многие факторы, основными из которых можно считать:

- объем продукции;

- структура затрат;

- уровень затрат в себестоимости;

- технический уровень производства;

- организация производства и труда;

- объем, структура и размещение производства;

- использование природных ресурсов;

- развитие производства.

Для своевременного принятия решения по снижению себестоимости необходимо проводить оперативный экономический анализ, который способен оценить складывающуюся хозяйственную ситуацию в области себестоимости. Так же в ходе этого анализа выявляются недостатки работы,  внутрихозяйственные резервы, оперативно принимаются управленческие решения по устранению отрицательных причин и мобилизации выявленных резервов снижения себестоимости продукции [3].

Основными мерами по снижению себестоимости товара можно считать:

1. Повышение технологичности производства. На базе этого мероприятия, снижение себестоимости происходит за счет внедрения прогрессивной техники, под которую можно изменить вид сырья и материалов, изменить конструкцию и технические характеристики.

2. Усовершенствование производства труда. Изменив организацию производства, формы и методы труда, применив специализированный подход.

3. Оптимизация использования основных фондов.

4. Изменение материально-технического снабжения.

5. Сокращение транспортного налога

6. Усиление централизации

7. Изменение подхода к индустриальному методу ремонта, содержанию и эксплуатацию основных фондов.

Так же многие управленцы уделяют внимание используемым природным ресурсам, которым можно найти замену при внедрении политики снижения себестоимости. Могут так же меняться состав и качество сырья, изменяться продуктивность месторождений, уменьшаться объемы подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья.

Рассмотренные данные, отвечающие за снижение себестоимости и резерв, можно суммировать для обозначения конечного вывода. Только сумма рассмотренных факторов способна обозначить общее влияние на величину расходов на 1 ед. товара.

Все факторы, которые оказывают влияние на себестоимость товара необходимо рассматривать во взаимосвязи, включая в общую сумму изменения нормы расходов и цен на материалы, рост производительности труда, изменения объемов производства и др.

Увидеть ситуацию в целом, оценить степень влияния себестоимости, оптимизировать производственные процессы можно только в том случае, если управленец и его штат сотрудников видят взаимосвязи и механизмы работы каждой статьи расходов и доходов. Поэтому выбранная тема будет эффективна для рассмотрения только в том случае, если она берется за основу и ее связывают с другими показателями хозяйственной деятельности компании.


Библиографический список
  1. Девятайкина А.Е. Финансовое управление. – Саранск: МГУ им. Н.П.Огарева, 2015. -  45 с.
  2. Ковалев В.В. Финансовый анализ.— М.: Финансы и статистика, 2014. — 512 с.
  3. Коваленко О.Г. Теоретические основы финансового менеджмента // Вестник НГИЭИ. – 2015. – №1. -  с. 25 – 30.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Камалиева Алина Камилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация