На сегодняшний день грамотность выступает одним из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания, наиболее значимым для нас является определение понятия грамотность, которое сводится к пяти обобщенным ее характеристикам:
- как умение правильно читать и писать.
- в отсутствии грамматических и стилистических ошибок, соответствие правилам литературного языка.
- как владение необходимыми знаниями, сведениями в определенной области.
- как общий уровень развития общества его просвещенности;
- как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого, которые способствуют его интеграции и придают ему самобытность[1, C.25-26].
Право и грамотность – это многоуровневые, системные образования. Значение правовой грамотности для формирования и развития гражданскою общества проявляется в следующих моментах: правовая грамотность служит основой нравственных начал правды, справедливости, в ней отражаются многие этические, религиозные, традиционные, позитивные устои, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества; правовая грамотность благодаря своим внутренним гуманистическим качествам, четкой структурированности, идеологической и психологической ауре активно воздействует на формирование субъективных установок у людей, способствует установлению нормальных взаимоотношений в обществе.
Для того чтобы рассматривать возможности формировании правовой грамотности будущих педагогов необходимо начать с определения понятий образование и профессионально-педагогического образования[3, C.125-127].
Образование – это специализированный способ трансляции и освоения культурного опыта. Образованием считается трудоемкий процесс формирования духовного облика человека, что и по сути есть сам духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга.Одним из главных при этом является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями.
Профессионально-педагогическое образование является одним из приоритетных направлений российского образования, которое полностью обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности педагога профессионального обучения, способного подходить к решению задачи с максимальным профессионализмом и творчеством, понимать серьезную ответственность, а также личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты, способствует социальной стабильности и развитию общества, определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства[2, C.5-6].
Правовая грамотность педагога – это состояние личности педагога на определенный период времени, которая дает возможность совершенно осознанно выбирать правомерный способ действий в разнообразных жизненных ситуациях и в профессиональной сфер, а также способствовать укреплению законности и правопорядка в обществе.
Правовой грамотностью считается совокупность профессионально ориентированных и граждански значимых знаний государственных законов, умений и определенных навыков руководствоваться ими в конкретной области трудовой деятельности, на основе гражданской позиции личности.
Исходя из подходов к определению грамотности, права, правовой грамотности, правовой грамотности педагога, выделим важные компоненты, которые необходимы нам для определения и изучения правовой грамотности педагога профессионального обучения[4, C.14-15]:
- правовые знания
- духовные, правовые ценности, идеалы, нормы
- знания, умения, навыки осуществления профессиональной деятельности
Таким образом, формирование правовой грамотности педагога должно являться целью преподавания правоведческих дисциплин в учебных заведениях по подготовке будущих учителей . Правовая грамотность должна стать основой для формирования правовой компетенции и правовой культуры будущего специалиста.
Библиографический список
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
- Тишковсский В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2015.
- Гараева А.А. Формирование правовой культуры молодежи. М.: Наука,2016.
- Мавилова Т.Н. Вопросы о реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. М.: Просвещение,2013.