СЮЖЕТООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ПРОБЛЕМЫ РАСОВОЙ ПРЕДУБЕЖДЁННОСТИ В ТРИЛОГИИ Р. САЛЬВАТОРЕ «ТЁМНЫЙ ЭЛЬФ»

Смирдин Илья Игоревич
ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет
магистрант кафедры английской филологии Института Иностранных Языков

Аннотация
В статье рассматриваются фэнтезийные расы трилогии «Тёмный Эльф» Р. Сальваторе с точки зрения имагологии. Освещается проблема расовой предубеждённости как сюжетообразующий элемент трилогии. Для детализации поставленного тезиса, проводится тезаурусный анализ лексики, относящейся к выбранной тематике. На основе анализа приводятся выводы по проведённому исследованию, релевантные для теории литературных жанров.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смирдин И.И. Сюжетообразующая роль проблемы расовой предубеждённости в трилогии Р. Сальваторе «Тёмный Эльф» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/05/82870 (дата обращения: 16.03.2024).

Авторы фэнтезийных романов наполняют свои вселенные вымышленными существами, которые в сообществах фэнтези принято объединять в расы. Такие расы каноничны и известны любому читателю, знакомому с этим жанром. Хронотоп трилогии Р. Сальваторе «Тёмный Эльф», в которую входят романы: «Родина» (‘Homeland’), «Изгнанник» (‘Exile’), «Странствие» (‘Sojourn’) – разворачивается в мире «Забытые Королевства», на субконтиненте «Фаэрун». Эта вселенная впервые была использована создателями настольной игры «Подземелья и Драконы» (‘Dungeons & Dragons’), которая и по сей день популярна среди её почитателей.

Следует сказать, что автором не было найдено значимых работ по трилогии Р. Сальваторе «Тёмный Эльф». Она не становилась главным объектом изучения в отечественной и англоязычной критике, поэтому исследование является релевантным для теории жанров.

Для системы эмотивно-образной оценки в текстах произведений фэнтези характерно выведение на первый план сюжета, рассказа о событиях повествования, а также об их участниках. Литературовед Е.В. Давыдова считает, что именно сюжетная составляющая может создать материальную картину художественной реальности фэнтезийного мира произведения, а характер обитателей этой реальности становится понятен в ходе сюжета [1, с. 262]

Стоит отметить, что Р. Сальваторе в своей трилогии придерживается традиционных для эпического фэнтези принципов построения сюжета. Основу его составляет эволюция жизни главного героя, а также его приключения «в поиске себя». Дополняется основной сюжет и любовной коллизией, и неожиданными развязками, и иными остросюжетными моментами. Всё это поддерживает интерес читателя к происходящему и ещё больше вовлекает его в действие.

Объектом анализа для рассматриваемой нами проблемы расовой предубеждённости является эмотивно-образная оценочная лексика персонажей трилогии в дискурсе межрасовых взаимоотношений. Следует учитывать, что в канонический образ любой расы существ уже заложены определённые положительные или негативные черты. Например: орк – большой, сильный, но глупый; эльф – высокий, ловкий, элегантный; гном – низкий, коренастый, с грубой наружностью.

«Забытые Королевства» наполнены расами-архетипами, привычными для современного фэнтези: орками, троллями, эльфами, гномами и пр. Все они имеют собственные социокультурные особенности, ценности, обычаи, своё видение друг друга. Детальное описание всех рас «Фаэруна» доступно в отдельном издании инструкции к «Подземельям и Драконам» под названием «Расы Фаэруна» (‘Races of Faerun’). Обратившись к «Расам Фаэруна», можно получить общее представление о взаимоотношениях рас. Следует заметить, что в данном тексте описаны абсолютно все расы этого фэнтезийного суб-континента, однако в рассматриваемых произведениях задействована только часть из них. Ниже представлены краткие фрагменты описаний этих рас, помогающие понять основу типизации образов рас Фаэруна в трилогии Р. Сальваторе.

-          Серые гномы (или Дуергары) и Подземные гномы (или Свирфнебли) – гномы, обитающие в Подземье. Они относятся ко всем другим расам, включая сородичей (арктических гномов, гномов щита и пр.) с опаской и недоверием. Они часто вступают с другими расами в конфликты, однако иногда вынуждены общаться с ними для ведения торговли. Серых и подземных гномов мало кто жалует ввиду их самолюбивого характера.

-          Гномы Щита (или Делзуны) – гномы, обитающие в глубинах гор поверхности, отстраивая там свои королевства. Относятся к практически всем расам снисходительно, так как за свою длинную историю сталкивались с каждой неоднократно. Агрессивны только по отношению к захватчикам их территорий. К Делзунам большинство рас относится как к хорошим торговым партнерам, сильным бойцам и отличным ремесленникам.

-          Люди – самый многочисленный и распространенный тип рас Фаэруна. Они общаются и торгуют со всеми дружелюбными наземными расами, а со всеми агрессивными расами поверхности и Подземья воюют. К людям большинство других рас относится доброжелательно.

-          Лесные эльфы (эльфы поверхности) – раса человекоподобных существ, обитающих глубоко в лесах Фаэруна. У них были продолжительные взаимовыгодные и мирные взаимоотношения с Делзунами и людьми, хотя они видят своими потенциальными союзниками большинство миролюбивых рас. Ненавидят всех тех, кто вырубает их леса: орков, гноллов и пр. Лесных эльфов уважает абсолютное большинство рас Фаэруна за их навыки и способности общаться с самой природой.

-          Тёмные эльфы (или Дроу) – подземные эльфы. Живя в самом опасном месте Фаэруна – Подземье, Дроу научились выживать и побеждать в любой ситуации. Они – самые опасные убийцы Фаэруна, к тому же имеющие недюжинные магические способности, которые подчиняются темной и коварной богине пауков Ллот. Они ненавидят абсолютно все другие расы и воюют с ними, если те слишком близко подходят к городам Дроу. Остальные расы относятся к Дроу точно так же: их боятся, презирают и всячески стараются им навредить при случае.

-          Халфлинги (или Полурослики) – раса невысоких существ, похожих на людей. Компенсируя свои маленький рост и физическую слабость, Халфлинги – хитры, изворотливы и ловки. Они ищут выгоду при общении с любыми расами поверхности и Подземья. К ним относятся с опаской и недоверием, потому что они имеют репутацию отпетых воров и мошенников.

-          Орки и гоблины – человекообразные существа, наделённые большим размером и силой. Орки глупы и воинственны, отчего практически все расы с ними воюют за территории. Они агрессивно настроены по отношению ко всем другим расам, уважают только силу. Орки вырубают леса для своих нужд, чем обращают в гнев лесных эльфов, нападают на города и деревни людей, гномов и других рас.

-          Демоны – тип рас существ сверхъестественного, магического происхождения. Они обитают на магическом плане существования и являются абсолютным злом данной фэнтезийной вселенной. Они попадают во владения других рас посредством порталов, которые создают либо самые могущественные демоны, либо маги-призыватели. Для демонов разрушение и смерть – основная причина для существования. Они ненавидят и уничтожают представителей всех других рас, а те, в свою очередь, борются с ними [2, с. 8-27].

Представленные выше описания отражают общую предпосылку для изображения взаимоотношений всех жителей Фаэруна в трилогии Р. Сальваторе. Автор в полной мере обращается к приведенному источнику.

Взаимоотношения между этими расами являтся одним из основных мотивов сюжета трилогии «Тёмный Эльф». Для изучения сюжетообразующей роли проблемы расовой предубеждённости целесообразно обратиться к методам имагологии и бинарной оппозиции «своё – чужое», на которой эта научная дисциплина основывается.

Исследователь Е.В. Папилова отмечает, что объектом имагологии является стереотип национального сознания по отношению к «чужому». Имагология также «характеризует и сам воспринимающий субъект, т.е. отражает национальное самосознание и собственную систему ценностей» [3, с. 31]. Благодаря этому аспекту имагологии возможно проследить авторский замысел Р. Сальваторе о расовой предубеждённости и прямое влияние этого замысла на сюжет трилогии. Стоит также заметить, что ввиду необходимости «адаптации» этого тезиса к жанру фэнтези, национальное сознание преобразуется в расовое.

Главный герой трилогии – тёмный эльф (иначе – дроу) Дзирт из дома До’Урден, рождён в Подземье, в столице своей расы – Мензоберранзане. В трилогии раса дроу емко описывается самим автором уже в аннотации к первой книге как ‘the underground civilization of the evil race of Drow elves [4, с. 2]. С раннего возраста Дзирт понимает, что не принадлежит к обществу, в котором был выращен. Он презирает обычаи своих соплеменников, не понимает их и даже ненавидит. Отличительными чертами Дзирта на фоне остальных дроу становятся его чувство справедливости и стремление к добру, которое привил ему отец ещё в детские годы. Таким образом, повествование в произведениях ведется о том, как Дзирт отправляется в путешествие в поиске смысла своей жизни. Он уходит из Он становится «героем-иностранцем», выходя за пределы владений дроу.

Е.В. Папилова считает, что «герой-иностранец» – это тот тип героя, который играет основополагающую роль в процессе создания образа «чужой» страны. Он также помогает сформировать представление о «чужом» менталитете, культуре, своеобразном расовом характере. Следует добавить, что часто такой персонаж выступает в произведении как полноценная, «живая» и глубоко проработанная личность, помогая раскрыть авторский замысел. Эволюция художественного образа личности Дзирта является основой сюжета: он растет над собой психологически, изменяется и адаптируется под ситуацию, в которой оказывается. Важные для эволюции образа этапы развития сюжета про путешествия дроу Дзирта по Фаеруну и Подземью связаны с проблемой расовой предубеждённости. Уже в названии частей трилогии заложены этапы развития сюжета.

В первой книге «Родина» Дзирт растет и развивается, как физически, так и ментально. Он видит мир темных эльфов и понимает, что его душевная доброта и милосердие не позволяют ему быть как все остальные дроу.  Он покидает свою «родину», столицу дроу – город Мензоберранзан (‘Menzoberranzan’), уходя в темные пещеры Подземья.

Во второй книге «Изгнанник» Дзирт оказывается в одиночестве в Подземье, где за каждым поворотом его поджидает смерть. Он начинает сходить с ума и превращаться из человеческого существа в жуткого охотника, который подчинается только инстинктам.

В третьей книге «Путешествие» Дзирт выходит из Подземья на поверхность и учится жить в этом «новом» для него мире. Он встречается с расами людей, демонов, поверхностных эльфов и гномов, но каждый раз сталкивается с предубеждениями о своей расе и ненавистью по отношению к себе. Во время своих странствий он встречает множество соратников, которые его принимают, и в итоге находит «свой дом» в северных землях Долины Ледяных Ветров.

Каждый этап эволюции героя условно характеризуется определённым эмотивным дискурсом дроу-Дзирта, связанным с проблемой расовой предубеждённости. Первый этап «Родина» связан с дискурсом «сомнения», второй этап «Изгнанник» связан с дискурсом «одиночества», третий этап «Путешествие» связан с дискурсом «надежды». Проанализируем эти дискурсы, обратившись к тезаурусному анализу.

Для подбора материала анализа были выбраны яркие эмотивно-образные лексические средства, относящиеся к дискурсу расовых взаимоотношений на каждом этапе сюжета о путешествиях Дзирта-дроу. Ввиду того, что предметом обсуждений персонажей трилогии становится только их негативная оценка по отношению к другим расам, внимание было обращено на те слова, которые чаще всего используются автором для лексической иллюстрации этих взаимоотношений.

Были выбраны слова ‘enemy’ и ‘hate’, а также их производные. Ниже приведен ряд примеров использования этих слов в контекстах, в которых отслеживается ненависть одних рас к другим.

К первому этапу сюжета относятся:

-     ‘Up there, in the vast strangeness of that foreign world, lurked the surface elves, the unseen nightmare that had become the common enemy, and thus the common bond, of all the drowDrizzt knew that this encounter would be different. This time his thrusts and cuts would be carried by the strength of deeper emotions, guided by the honor of his people and their common courage and resolve to strike back against their oppressors. He had to believe that.

-     ‘All magic was aside now, all formations and carefully laid battle plans dissolved into the wild frenzy of the brawl. Nothing mattered, except to hit the enemy, to feel the pick head or blade sinking into flesh. Above all others, deep gnomes hated the drow, and in all the Underdark there was nothing a dark elf enjoyed more than slicing a svirfnebli into little pieces.

Drizzt hesitated for a moment, but then rushed to the spot, but only the unbroken section of floor remained.’

-     Drizzt wanted to stop his brother and the others, wanted to make them wait and observe the surface elves that they (dark elves) were so quick to name enemies

Ко второму этапу сюжета относятся:

-          Of your adventures, you must tell me, Drizzt Do’Urden, Belwar (shield gnome) prompted. I wish to know everything about you, so that I may better understand your purpose in coming to a city of your racial enemies.

Drizzt paused for a long time, wondering where and how to begin. He trusted Belwar.

-          Drizzt felt his muscles tense involuntarily as the svirfnebli moved all about him. The primal instincts of the hunter sensed a vulnerability that could not be tolerated. Drizzt fought hard to sublimate his alter ego, silently but firmly reminding himself that the svirfnebli were not his enemies.

К третьему этапу сюжета относятся:

-          If only he could find acceptance among those who so hated as he himself hated the ways of his dark people, then Drizzt Do’Urden would be at peace.

-          I gave my life to the forest, to the natural order, at a very young age, Montolio began … That is why I so enjoy battling orcs and the like. As I have told you before, they are the enemies of natural order, the enemies of trees and animals as much as of men and the goodly races. Wretched things, all in all, and I feel no guilt in cutting them down!
Drizzt stopped in astonishment. He thought for a moment and realized how profound Montolio’s rage was. He wanted to learn from him and his wisdom.

Проведенный анализ показал, что слово ‘enemy’ чаще всего используется в сочетании с описательными, обобщающими прилагательными, например: ‘common enemy’, ‘worst enemy’, ‘racial enemies’. Стоит также отметить, что ‘enemyиспользуется на всех этапах сюжета. Словоhate’ используется реже ‘enemy’ и находится в сочетаниях с существительными и наименованиями рас, например: ‘hated dealing with’, ‘deep gnomes hated the drow’ и пр. ‘Hate’ прослеживается напротяжении всех трех этапов. Было также обнаружено, что такие сочетания в основном используются в контексте про дроу и орков, чтобы показать негативную оценку по отношению к последним.

При рассмотрении контекстов употребления указанных выше слов и сочетаний, было подтверждено отнесение этапов к определенным эмотивным дискурсам главного героя трилогии – дроу Дзирта.

На первом этапе автор от лица Дзирта употребляет ‘hate’ и ‘enemy’ вместе с фразами ‘had to believe that’ (должен был поверить в это), ‘Dzirrt hesitated’ (Дзирт колебался) и ‘were so quick to name (enemies)’ (слишком быстро названными (врагами)), что соответствует дискурсу «сомнения».

На втором этапе автор использует эти слова в контексте с ‘Drizzt paused for a long time, wondering where and how to begin’ (Дзирт надолго задумался, размышляя с чего начать), ‘involuntarily’ (невольно) и ‘alter ego’ (второе я), относя их к дискурсу «одиночество».

На третьем этапе автор ставит слова ‘hate и ‘enemy’ вместе с ‘then Drizzt Do’Urden would be at peace’ (тогда Дзирт До’Урден найдет упокоение) и ‘He wanted to learn from him and his wisdom’ (он хотел учиться у него его мудрости), что позволяет отнести эту лексику к дисурсу «надежды».

Приведенные материалы из издания ‘Расы Фаеруна’ и тезаурусный анализ текста трилогии «Темный Эльф» Роберта Сальваторе позволили доказать тезис о расовой предубежденности существ рассматриваемой фэнтезийной вселенной. Учитывая то, что основой сюжета является путешествие дроу Дзирта по Фаеруну и Подземью, возможно утверждать, что данная проблема играет важную сюжетообразующую роль в романе.


Библиографический список
  1. Давыдова Е.В. Жанрово-стилистические особенности эпического фэнтези (на материале романа Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит») / Е.В. Давыдова // Известия СГУ. – 2011. – №4 – 16. – С. 261-268.
  2. Reynolds S., Forbeck M., Jacobs J., Boyd E. Races of Faerun. URL: http://rpg.go-ghoti.com/Races%20of%20Faerun.pdf (дата обращения: 22.05.2017).
  3. Папилова Е.В. Имагология как гуманитарная дисциплина / Е. В. Папилова // Вестник МГГУ им. Шолохова. – 2011. – №4. – С. 31-40. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/imagologiya-kak-gumanitarnaya-distsiplina (дата обращения: 22.05.2017).
  4. Salvatore R.A., The Dark Elf Trilogy: Homeland // Wizards of the Coast. – 1990. – p. 460.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Obael»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация